Виды правовых норм (классификация):
1) С учетом отраслей права подразделяются на конституционные, административные гражданские, уголовные и др.
2) С учетом специализации правовых норм и их роли в регулировании общ-ых отношений нормы подразделяются на регулятивные, на охранительные и специальные.
Регулятивные нормы - это нормы осущ-ие позитивное регулирование, т.е. эти нормы, устанавливают для участников общ-ых отношений юр-ие права и обязанности. Т.е. эти нормы говорят о том, как субъекты должны вести себя в той или иной ситуации.
Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомачивающие.
Запрещающие нормы уст-ют запреты, т.е. возлагают пассивные обязанности не совершать определенные действия. В запрещающих нормах обычно встречаются слова, запрещается, не может, не должен.
Обязывающие нормы– это нормы, возлагающие на субъектов юр-ие обязанности – позитивные обязанности. Обязывающие нормы в отличие от запрещающих требуют от субъектов совершения определенных действий. Встречаются слова: обязан, должен.
Управомачивающие нормы - эти нормы закрепляют или устанавливают юр-ие права. Также разрешают, дозволяют совершение тех или иных действий. Т.е. субъект может совершать эти действия, а может и не совершать.
Охранительные нормы – это нормы, которые обеспечивают действие регулятивных норм, предусматривая ответственность за их нарушение.
Специальные нормы (специализированные, спец-го действия) – самостоятельного участия в регулировании общ-ых отношений не принимают. Они регулируют общ-ые отношения совместно либо с регулятивными, либо с охранительными.
Спец-ые нормы подразделяются на общезакрепительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные и оперативные.
Общезакрепительные – это нормы, определяющие сами общие условия правового регулирования общ-ых отношений.
Декларативные – это нормы принципы, т.е. нормы, закрепляющие определенные принципы права.
Дефинитивные нормы – нормы-определения, в них дается определение тем или иным понятиям.
Коллизионные – нормы призванные устранять противоречия в сис-ме права. Ст. 15 конституции – если в междун. договоре есть противоречие законодательству России, то действуют нормы междун-го договора.
Оперативные – это нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяется.
3) С учетом метода правового регулирования нормы подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Императивные – это нормы с категорическим предписанием. Изменять предписания этих норм участники общ-ых отношений не могут. Большинство норм права императивные.
Диспозитивные – разрешают участникам общ-ых отношений выбрать иной вариант поведения, чем тот, который установлен нормой права. Диспозитивных норм больше всего в гражданском праве. Такие нормы содержат слова: Если иное не предусмотрено договором или соглашением.
Поощрительные – нормы, предусматривающие определенные поощрения, льготы за то или иное поведение.
Рекомендательные – это нормы, в которых даются определенные рекомендации совершать те или иные действия в определенных ситуациях.
43.Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах, важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт.
Его характеризуют следующие признаки:
а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;
б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;
в) обладает, юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;
г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;
д) носит легитимный характер.
Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.
Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе — на законодательные и подзаконные; по сфере действия — на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени — на постоянные и временные.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья.
Соотношение нормы права и статьи закона поливариантное, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.
В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но, так или иначе, по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.
Второй Вариант - включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. содержит пять пунктов, каждый из которых является самостоятельной нормой.
Третий вариант - предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
44. Понятие и виды форм (источников) права. Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут выполнять свои задачи по регулированию поведения.
1т.з. форма и источник – это синонимы, - формальный смысл, 2 т.з. – источник – силы, причины образования возникновения права, а форма – это его внешнее выражение закрепление.материальном смысле понятие источник
Наряду с формами объективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связи элементов (то, что в теории системного подхода именуется структурой).
идеологическом смысле - правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.
Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай - обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);
б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает:
норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота».
Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.
Второй вид источников права - судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
Суды не «творят» прецеденты, не изобретают их. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент.
Итак, юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Строго говоря, судебный прецедент - это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, то есть прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Вместе с тем в странах «общего права» полагают, что прецедент создается несколькими судебными решениями.
Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. И вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.
Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт. (См. о нем следующий вопрос.)
В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве). Существенное значение она имела для права Древнего Рима. Наиболее известным римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время доктрина признается источником норм в мусульманском праве. В Англии судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых.
Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права (не все ученые выделяют) религиозные тексты – в некоторых странах
45.Дискуссионные вопросы системы права. Вопрос о системе права - это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено. Тема эта достаточно сложна. Ей были посвящены две общесоюзные научные дискуссии (в конце 40-х и во второй половине 50-х годов). В 1982 г. проблемы системы права обсуждались учеными на страницах журнала «Советское государство и право».
Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Правовая система- право, законодательство, практика, правовая идеология.
Система права – сугубо внутреннее строение, составляющий компонент правовой системы.
Входит: норма права, интститут права, подотрасль, отрасль.
Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;
в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;
г) наличие цели (как системообразующего фактора).
Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых элементов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов).
46.Частное и публичное право. Юридические нормы можно подразделить на две большие группы на частное и публичное право.
Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.
Если частное право – это область свободы и частной инициативы, то публичное- это сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.
Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);
2) предмет правового регулирования(если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному - неимущественные);
3) метод правового регулирования(если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);
координация - согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятии, действий, составных частей чего-либо и т.д.) Например: прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов.
субординация – это система подчинения ниже стоящих органов и должностных лиц вышестоящим, исполнение правил служебной дисциплины.
4) имущественный статус участников отношений(в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.
47.Соотношение системы права и системы законодательства. Система права и система законодательства — это тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание.
Система права, по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.
Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы.
Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т. д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство).
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право, трудовое, административное и т. д.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).
В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи, с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.
В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. Горизонтальная же структура права — это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.
Необходимость проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т. е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.
Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства — это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
48. Правоотношение: понятие, признаки, состав. Понятие «правоотношение» является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование.
П\о – о/о, урегулированные НП
П/О – спец. Связь между правом и юрид. Обязанностью.
П/О – отдельные положения субъекта права в прав. Структуре.
П/Щ – охраняемое гос-вом О/О, участники которын связаны взаимными корреспондирующими правами и обязанностями.
Кпризнакам правоотношения можно отнести следующие:
1. Правоотношение - это отношениеобщественное, то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.
2. Правоотношения существуютв неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения), а следовательно - одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами).
3. Участники правоотношения связанывзаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов.
4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, какопределенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности).
5. Правовые отношения носятволевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права). Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.
6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в правеволи государства, им и охраняются.
С учетом названных качествправоотношение можно определить как охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают: субъект, объект и содержание. Кто-то еще юр. факты
а) субъектов (участников) правоотношения;
б) субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения);
в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения);
объекты правоотношения.
Правоотношения классифицируются по различным основаниям.По отраслевой принадлежности можно различатьгосударственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и другие правоотношения.
В зависимости от их функционального назначения - регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают правоотношения активного типа(возникают на основе обязывающих и управомочивающих норм и выражают динамическую функцию права) и правоотношенияпассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права).
По степени индивидуализации разграничиваютотносительные, в которых поименно определены все участники правоотношения, иабсолютные, в которых индивидуализи-рована лишь одна сторона - управомоченный (например, правоотношение собственности). В этом же ряду некоторые авторы (проф. С.С. Алексеев, проф. Н.И. Матузов) выделяют такжеобщие (или общерегулятивные) правоотношения, в которых субъекты определены лишь типовыми признаками и которые опосредуют общее правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т. п.
В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системыправоотношения делят наматериальные и процессуальные, частные и публичные.
Можно различать такжепростые и сложные правоотношения. Сложные правоотношения могут иметь в своем составе несколько участников с комплексом субъективных юридических прав и обязанностей. Самым элементарным (простым) будет выглядеть правовое отношение из двух субъектов, у одного из которых имеется юридическое право, а у другого - корреспондирующая юридическая обязанность.
49. Субъект правоотношения: общая характеристика. Наличие у лица такого общественно-юридического качества, какправосубъектность, дает ему юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей. Такие лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называютсясубъектами права.
Понимание механизма действия права предполагает различение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения».Субъекты права - этопотенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишьмогут быть носителями юридических прав и обязанностей.Субъект же правоотношения - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения - это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права - участник того или иного конкретного правоотношения.
Для того, чтобы субъект права превратился в субъекта правоотношения, должны появиться определенныеюридические факты, которые «запускают» в действие соответствующуюпредоставительно-обязывающую норму (нормы), и она уже, в свою очередь, возлагает на данных субъектов прáва юридические обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем самым участниками возникшего правоотношения.
Субъекты права, таким образом, наряду с нормами права и юридическими фактами, представляют собой одну из предпосылок (необходимых условий) возникновения и существования правоотношений.
Поскольку субъект правоотношения - это всегда и субъект права, то его общую характеристику следует увязывать с правосубьектностью (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью) и правовым статусом (см. предыдущий вопрос).правосубъектность – общая, отраслевая, специальная
По видам субъектов права (а значит и субъектов правоотношений) можно разделить на:
а) физических лиц;
б) организации;
в) общественные образования (народы, нации).
Физические лица - это граждане, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды). Корганизациям относятся:
а) само государство;
б) государственные организации;
в) негосударственные (общественные, кооперативные, коммерческие и др.) организации.
Среди государственных организаций можно выделитьгосударственные органы - государственные организации, обладающие властными полномочиями.
Особо следует отметить категориююридических лиц, которые обладают правосубъектностью, необходимой им для участия в гражданском (имущественном) обороте. В Российской Федерации в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая:
а) имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
б) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности;
в) быть истцом и ответчиком в суде.
Надо заметить, что «юридическое лицо» - это не столько обозначение разновидности субъектов права, сколько обозначение разновидностиправосубъектности как общественно-юридического свойства этих субъектов. Так, в качестве юридического лица может выступить, например, и само государство, которое, как видим, занимает свое место в классификации субъектов права.
50.Объекты правоотношения. Назначение понятия «объект правоотношения» состоит в том, чтобы раскрыть смысл существования правоотношения, показать, для чего субъекты вступают в правовое отношение и действуют в нем, реализуя свои права и обязанности. Данная категория, таким образом, увязывает правоотношение с системой материальных и духовных благ общества. При всем этом проблема объекта правоотношения принадлежит к числу наиболее дискуссионных в теории права.
Несмотря на многочисленность точек зрения, можно выделитьдве основные теории объекта правоотношения: монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения) иплюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).
Согласно монистической теории, объектом правоотношения является поведение обязанного лица (проф. О.С. Иоффе) или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует (проф. Ю.К. Толстой).
Ученые, признающие множественность объектов правоотношений, по-разному определяют его понятие. Так, известный российский правовед проф. Н.Г. Александров под объектом правоотношения понимал «тот имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение между субъектами». Иное определение дает проф. С.С. Алексеев. Он считает объектами правоотношений «те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности».
В плюралистической теории к объектам правоотношений относят следующие материальные и нематериальные блага:
1) вещи;
2) продукты духовного творчества (результаты авторской, изобретательской и др. деятельности);
3) личные нематериальные блага (имя, честь, достоинство);
4) действия (воздержание от действий);
5) результаты действий субъектов правоотношений.
В литературе имеются попытки объединить монистический и плюралистический подходы к объекту правоотношения, когда фактическое правомерное поведение называют юридическим объектом правоотношения (или предметом правоотношения), а связанные с этим поведением различные материальные и духовные блага — «материальным объектом» (например, проф. Л.И. Спиридонов). В другом случае, напротив, предметом правоотношения полагают материальное или нематериальное благо, а объектом - разнообразные фактические общественные отношения (проф. А.Г. Братко).
В таких случаях, видимо, точнее говорить обобъекте правовой деятельности (которым может быть, например, груз или посылка) иобъекте интереса (доставка груза или посылки в требуемое место).
Признавая более близкой к реальности плюралистическую теорию,объект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого и действуют субъекты правоотношения в рамках своих юридических прав и обязанностей.
Категорию «объект правоотношения» следует отличать от категории«объект права». Под объектом права понимается предмет правового регулирования - социальная сфера, подвергаемая правовому воздействию.
В современной юриспруденции не признается объектом правоотношения человек (который может быть лишь субъектом правоотношения). Вместе с тем история общества знает рабовладельческие отношения, при которых раб был объектом купли-продажи («говорящей вещью»).
51.Содержание правоотношения. Категории «форма» и «содержание» всегда широко использовались отечественными правоведами в целостных характеристиках сложных правовых явлений - объективного права, правоотношения и др. Действительно, эти философские категории ориентируют на изучение предметов и процессов в их диалектической связи, взаимопереходах, противоречивости и т. д. Они охватывают все компоненты явления и дают представление об его внутренней организации и внешнем проявлении. Однако следует учитывать, что «форма» и «содержание» эффективны в изучении наиболее общих связей и закономерностей. В подробном, детальном исследовании объемных и сложных объектов исходная, философская многозначность этих категорий неизбежно приводит авторов к различным трактовкам формы и содержания одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теоретических характеристиках формы и содержания правового отношения.
Основные общетеоретические позиции в этом вопросе таковы:
1.Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, аего содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует (проф. В.Н. Щеглов, проф. Л.С. Явич и др.). Надо заметить, что в данном варианте методологические возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наиболее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотношения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности.
2. Проф. С.С. Алексеев называет субъективные юридические права и обязанности«юридическим содержанием» правоотношения, а фактическое правомерное поведение субъектов -«материальным содержанием». При этом автор полагает, что оба эти содержания являются элементами правоотношения и наряду с ними выделяет другие элементы - субъекты и объект правоотношения.
Изложенный подход некорректен с философской точки зрения. Во-первых, нельзя выделять в одном и том же объекте два содержания и ни одной формы. Эти категории - парные: каждому содержанию должна быть найдена своя форма. Во-вторых, форма и содержание исчерпывают явление полностью: если что-то отнесено к содержанию, то все остальное должно быть отнесено к форме, и никаких других «элементов» в явлении уже быть не может. В-третьих, содержание никогда не может выступать в качестве элемента. Наоборот, содержание - это структурно-организованное единство элементов.
Надо заметить, что ранее проф. О.С. Иоффе выделял в правоотношении вообщетри содержания — юридическое, материальное и идеологическое.
3.Правоотношение в целом выступает какформа регулируемого нормами праваобщественного отношения, а последнее являетсясодержанием правоотношения (проф. О.А. Красавчиков, проф. Б.Л. Назаров и др.). При этом, по мнению авторов, с