Классификация ф-ий гос-ва проводится по нескольким основаниям.
1) по сфере действия ф-ии гос-ва подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние это ф-ии которые гос-во осуществляет внутри страны. (эконом, финансовая, соц, культурная, экологическая, охранит) Внешние ф-ии это ф-ии которые гос-во осущ-ет за пределами страны (по отношению к др. гос-ам) (обороны страны, борьба за мир, сотрудничество с другими странами, ведения войны) . В некоторых учебниках эта классификация оспаривается, поскольку гос-во якобы осущет одни и те же ф-ии как внутри страны так и за её пределами, однако едвали это так. Поскольку гос-во решает не одинаковые задачи внутри страны и за её пределами.
2) по продолжительности осущ-ия ф-ии гос-ва подразделяются на постоянные и временные. Постоянныеэто ф-ии которые гос-во осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это ф-ии носящие краткосрочный характер.
3) По своей значимости ф-ии гос-ва подразделяются на основные и не основные. Основные это ф-ии с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед гос-ом. Не основные это ф-ии с помощью которых решаются не основные задачи гос-ва. Если ф-ии гос-ва определять как только основные направления его деятельности данная классификация неприменима потому что основное нельзя делить на основное и не основное.
4) по сферам общ-ой жизни в которых гос-во осущ-ет свои ф-ии. Ф-ии гос-ва подразделяются на экономические, политические социальные, экологические.
Сущ-ют и др. основания классификации ф-ий гос-ва. Но ф-ии гос-ва никогда не следует смешивать с функциями гос-ых органов.
22.Глобальные проблемы и функции. Глобальный (от фр. global - всеобщий и лат. globus - шар) — относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный.
Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастанияглобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что ониимеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.
Глобальные проблемы человечества можно поделить надва вида.
Кпервому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др.Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.
Что касается второй разновидности глобальных проблем современности, то, как заметил проф. Венгеров, «человечество - особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения».
Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов - целенаправленная деятельность государства.
Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государстваглобальных функций. Для таких функций характернавсеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.
Наличие глобальных функцийпрактически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в деятельности государства. Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:
- функцию защиты прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ);
- функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;
- функцию решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;
- функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;
- функцию сотрудничества в области освоения космоса;
- функцию объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства;
- другие функции.
23.Механизм и аппарат государства. Механизм гос-ва - это совокупность гос-ых орг-ий при помощи которых гос-во осуществляет свои задачи и ф-ии. Нередко гос-ый механизм отождествляют с гос-ым аппаратом. Вместе с тем механизм гос-ва это понятие более широкое чем гос-ый аппарат. Традиционно под гос-ым аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осущ-ся задачи и ф-ии гос-ва. В этой связи гос-ый аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма гос-ва. Поскольку помимо органов гос-ва которые являются гос-ми орг-ями в механизим гос-ва входят и др. гос-ые орг-ии, которые органами гос-ва не являются. Это такие орг-ии как: гос учреждения (школы, больницы), а также гос-ые предприятия.
Механизм – система взаимосвязанных и взаимодейств гос. органов и организаций, посредством которых осуществляется гос. вл., реализуются задачи и функции гос-ва.
Т.о механизм гос-ва составляют три вида гос-ых орг-ий:
1) органы гос-ва
2) гос учреждения (создают материальные и духовные блага, школы, универы, уфсин,больницы)
3) гос-ые предприятия.
Поскольку гос-ый аппарат составляет только органы гос-ва то он не тождественен гос-му механизму. Гос-ый аппарат является основной частью и звеном гос-го механизма.
Государственный аппарат - это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.
Государственный аппарат РФ основывается на принципе разделения властей. В соответствии с ним все государственные органы России подразделяются на: законодательные; исполнительные; судебные. Признаки – определен компетенция, участие в реализации ф-ий гос-ва, территор масштаб д-ти, на содержании гос-ва.
С учетом федеративного устройства России ее государственные органы также классифицируются на: органы государственной власти РФ (федеральные государственные органы); органы государственной власти субъектов РФ.
К органам законодательной власти РФ относится Федеральное Собрание - парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации),
исполнительной власти - Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства,
судебной власти- суды РФ.
Центр и мест; правотворч, испол, правохранит, коллегиал и единоличные, общей компетенции и спец компетенции.
В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность.
24.Единство гос. власти и разделение властей в механизме государства. Уже из сказанного выше о государственном суверенитете непосредственно вытекает вывод, что государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Как отмечалось выше, единство государственной власти находит свое выражение непосредственно в единстве системы высших государственных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях. Иными словами, единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета, исключающему по самому своему существу наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей. Но единая сущность государственной власти не только не исключает, но и предполагает в демократическом обществе многообразие форм ее выражения. В сущности, когда говорят о разделении властей, имеют в виду не раздробление, разъединение самой государственной власти, а разделение, разграничение полномочий различных государственных органов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти. Совершенно ясно, что при таком понимании принцип разделения властей не противостоит абсолютно принципу единства государственной власти и не исключает его. В демократических же странах в основу организации, функционирования и деятельности государственной власти был положен еще два столетия назад принцип разделения государственной власти на различные ее ветви (направления) — законодательную, исполнительную и судебную.
В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689—1755 гг.).
Основные положения теории разделения властейследующие:
- разделение властей закрепляетсяконституцией;
- согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляютсяразличным людям и органам;
-все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
-никакая властьне может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
-судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ.
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия.
25. Принципы формирования и деятельности гос. аппарата. Гос-й аппарат- это система органов гоcдapства, через которые гoсударство осуществляет свою власть, функции сответствующего государства; составная часть механизма государства.
Механизм гос-ва – это система гос-х органов, призванных осуществлять гос-ю власть,задачи,функции гос-ва.
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
Такими принципами могут выступать:
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;
6) принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет этих принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
26.Правовое государство: проблемы становления в РФ. Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.
Признаки правового государства:
• Верховенство закона.
• Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.
• Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной власти действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль.
• Сильная судебная власть.
• Демократизм.
Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.
Будучи демократическим по своей сути, правовые государства предоставляют самые широкие права всем гражданам. Все гражданские права делятся на основные и процедурные. Основные права:
• Право на жизнь.
• Право на достоинство личности, свободу от пыток, насилия.
• Право наследования.
• Право на личную неприкосновенность.
• Право на неприкосновенность частной жизни.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».
• Право частной собственности охраняется законом.
Процедурные гражданские права:
• Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
• Статья 47 предусматривает суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).
• Статья 48 гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.
• Принцип презумпции невиновности (ст. 49).
• Право позволяющее родственникам не свидетельствовать друг против друга (ст.51).
• Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненного ему вреда (ст. 53).
Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств. Формирование правового государства в современной России.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последние два десятилетия. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Закреплены, но на практике не реализуются.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
1)гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация. Низкий уровень полит. И прав. культуры
2) экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.
3)налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Дисбаланс в сторону испол. Вл.
4) до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие внеправовых законов — это не самое главное.
27. Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество -это свободное демократическое правовое общ-во, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации, прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.
Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма и необходимые направления его самосовершенствования.
1)Гражданское общ-во — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой сущ-ей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие, гос-ых или иных структур в отношении себя.
2)Гражданское общ-во открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными гос-ми и общ-ми орг-ми, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.
3)Гражданское общ-во есть сложноструктурированная плюралистическая сис-ма. Наличие многообразных общ-ых форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общ-ой сис-мы, появляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общ-ой и гос-ой). В социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общ-ых образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
4)Гражданское общ-во - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные орг-ии, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общ-во имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от гос-ва. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность гос-ва. Одной из важных характеристик динамики общ-ва является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общ-ва. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общ-ва.
5)Гражданское общ-во - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общ-ва о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей гос-ой власти. Гражданское общ-во на пути к, правовому развивается вместе с гос-ом. Правовое гос-во можно считать результатом развития гражданского общ-ва и условием его дальнейшего совершенствования. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое гос-во не противостоит гражданскому общ-ву, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействий содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантий ненасильственного поступательного развития общества.
Гражданское общество это составная часть правового гос-ва, без гражд. общества нет правого гос-ва
28.Нормативный подход к праву. Правовое учение нормативизма имеет свои корни в формально-догматической юриспруденции XIX в. и сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме. Родоначальником нормативистской школы является австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Сам автор называл разработанное им учение «чистая теория права», и так же называется самая известная его работа на эту тему.
В XIX в. нормативизм развивался в рамках юридического позитивизма, т.е. реально действующего права. Представители этой школы в России считали, что:
· право и закон тождественны;
· право – это те нормы поведения, которые взяты под защиту государством;
· государство является источником права и право – это только функция государства;
· государство исторически предшествует праву.
В ХХ в. нормативизм развивался в рамках «чистого учения о праве». Г.Кельзен отвергал изучение права во взаимосвязи политики, экономики и морали. Его идея – исключение всего бытия из теории права. Отрицая классовую сущность права, он утверждал, что право универсально. Исходным моментом в теории Г.Кельзена является представление об основной норме права, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.
Система права в нормативизме имеет ступенчатую структуру,
т.е. нормы последовательно выводятся из основной, образуя соподчинение в соответствии с их юридической силой. Задача юриста в том, чтобы в конкретном случае находить место определенной норме в правовой пирамиде.
Достоинства нормативизма:
· подчеркивает основополагающее свойство права – нормативизм;
· обосновывает фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения права;
· определяет и соподчиняет юридические нормы по их юридической силе;
· показывает возможность государства влиять на общественное развитие. Г.Кельзен в праве признавал только государственную волю,
выраженную в нормативном акте и обеспеченную принудительной силой государства.
Недостатки:
· удаление из права моральных аспектов, поэтому правовые нормы иногда противоречат справедливости;
· догматическое понимание права и отнесение его только к нормативным актам государства, которые сводятся к формальной системе норм, устанавливающих организацию публичной власти;
· игнорирование неотъемлемых прав личности.
29. Социологический подход. Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - путем распространения социологических методов познания в юриспруденции.
К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. фон Иеринг (Германия), Л. Дюги и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), С. Муромцев (Россия).
Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как «мертвому», «книжному» праву право «живое», «право в действии».
В основе социологической школы права лежит изучение «живого права», т.е. системы правоотношений людей. «Право в книгах» должно быть заменено «правом в жизни». По мнению видных представителей этой школы – С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского и других, право – это не только система официальных норм, но и фактический уклад жизни общества. Ряд американских юристов (Д. Холмс и др.) считали правом то, что создано судом.
Достоинства социологической школы:
· наполнение права социальным содержанием, т.е. конкретным, возникшим в жизни правоотношением;
· отнесение правотворчества суду, его решениям;
· несводимость права к закону, выделение и иных форм права (юридического прецедента);
· развитие социологии права, т.е. познание права в процессе его действия;
· связывание права не только с государством, но и с иными организованными силами, например с профсоюзами, а также деятельностью должностных лиц;
· определение сущности права как уравновешивания различных интересов путем компромисса, что отражает идеи гражданского общества.
Недочеты школы:
· отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных результатах, так как предпочтение отдается не закону, а правоотношению;
· опасность некомпетентного решения и произвола должностных лиц;
· решение юридических дел в пользу «власть предержащих»;
· недооценка закона как основного нормативно-правового акта.
30. Психологическая теория права. Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931 гг.). По существу, Л.И. Петражицкий сосредоточил внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения, выводя эту сторону даже за рамки интеллектуальной стороны. Он полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума.
Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям). Интуитивное право определяется психологическим отношением адресата к праву объективному, официальному (позитивному). Таким образом, Л.И. Петражицкий признавал существование и позитивного права, хотя придавал ему весьма ограниченное значение. Основные идеи психологической концепции заключаются в следующем:
· психика людей во многом определяет развитие общества, в том числе его мораль, право;
· понятие, сущность права обусловливаются психическими закономерностями – в основе эмоции людей, имеющие императивно-атрибутивный характер, т.е. представляющие собой чувства правомочия (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
· правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Последнее выступает подлинным регулятором поведения.
Достоинства концепции:
· расширенное понимание природы права, установление в праве не только внешней, но и внутренней психологической сферы;
· попытка показать механизм перевода правовых предписаний в поведение человека;
· роль катализатора в развитии юридической психологии, изучении правосознания;
· констатация факта, что нормы могут создаваться помимо государства (Л. Петражицкий показал огромное значение норм международного права);
· понимание оторванности человека от права. Личность в науке права в прежних теориях оставалась «за кадром»;
· способствование развитию юридического понятийного аппарата.
Недостатки концепции:
· стремление перенести природу права из социальной сферы в область психики;
· неоправданное расширение предмета правового регулирования;
· недооценка права как системы норм, исходящих от государства;
· отождествление права и правосознания;
· недооценка связи права с материальными условиями жизни;
· усложненность понятийного аппарата.
Интерес к психологической школе в настоящее время вызван необходимостью учета правосознания как одного из элементов правового регулирования, а также бурным развитием субъективного права.
31. Теория естественного права. Теория естественного права зародилась в античности, но сформировалась в 17-18 веке.
Представители: Гроцель, Гоббс, Руссо, Спиноза, Радищев и др.
Эта теория различает естественное право и позитивное право. Под естественным правом подразумевается представления людей о правах которые даны людям от бога или природы т.е. эти права имеют естественный характер и человек обладает ими с рождения. Позитивное же право это право которое устанавливается гос-ом, это более установленное право. Согласно данной теории гос-во должно стремится к установлению идеального позитивного права т.е. такого права которое бы полностью соответствовало естественному праву, как бы вытекало из него.
1. наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемоенеписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.
Сущность естественного права в том, что есть права, которыми обладают люди в силу факта своего рождения (на жизнь, свободу, собственность). В развитии теории естественного права выделяют этапы: стихийный, религиозный, философский, релятивистский.
На стихийном этапе естественное право существует только в сознании людей, не выражаясь в письменной форме. Источник этого права – природа. Задача юриста – придать ему правовое оформление. На религиозном этапе источник права – воля Творца. Идеи права отражаются в работах мыслителей (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.). Философский этап характеризуется стремлением создать нормы вечные, повсеместные, применимые ко всем. Источник права – разум человека. Положения этого права были оформлены в соответствующей концепции с основной идеей справедливости и нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и Билле о правах США 1797 г. Разрыв требований естественного права и жизни привел к тому, что с середины XIX в. о нем стали забывать. Этап назывался релят