И органы местного самоуправления
Право петиции, т.е. обращения к государственной власти является одним из конституционных прав человека и гражданина. Порядок его реализации закреплен ст.40 Конституции Украины и Законом Украины «Об обращениях граждан» (2 октября 1996 г.)
Каждый имеет право обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в негосударственные институты (объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, средства массовой инфор-
мации) с замечаниями, жалобой, предложением, касающимся их уставной деятельности, а также с заявлением (ходатайством) относительно реализации своих прав и законных интересов, жалобой об их нарушении.
Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в соответствии с установленным порядком, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Если поставленные в обращении вопросы находятся вне компетенции адресата, то в пятидневный срок обращение пересылается в соответствующий орган, о чем сообщается гражданину.
Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, обращения недееспособных лиц, а также повторные обращения, если первое из них разрешено по существу.
Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в государственную или негосударственную организацию, имеет право:
1) принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;
2) знакомиться с материалами проверки;
3) предоставлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе;
4) присутствовать при рассмотрении заявления ли жалобы;
5) пользоваться услугами адвоката (или иного защитника);
6) получить письменный ответ о результатах рассмотрениях заявления или жалобы;
7) требовать соблюдения тайны рассмотрения заявления или жалобы;
8) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и должностные лица обязаны объективно, всесторонне исвоевременно проверить обращение гражданина, вынести обоснованное решение по существу обращения и обеспечить его реализацию.
Обращения, не требующие дополнительного изучения, должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их получения; обращения, требующие изучения — в месяч-
ный срок. В любом случае срок разрешения вопросов, поставленных в обращении, не должен превышать 45 дней.