Начало служения пророка и его обязанности
16-21 стт. Через 7 дней после прибытия в Тель-Авив к пророку было слово Господне относительно его обязанностей, а именно, что он поставлен "стражем дома Израилева" и обязан объявлять людям спасительную волю Божию.
Об ответственности пророка: коли он не объявит грешнику, что ожидает его за беззакония, и грешник умрет во грехе, то пророк будет отвечать за его душу; если же пророк возвестит грешнику волю Божию, но тот не покается и погибнет за грехи свои, - пророк не будет отвечать за его гибель.
Подобным образом пророк отвечает за душу и согрешившего праведника.
22-27 стт. Пророк по повелению Божию должен оставаться в своем доме, по-видимому, из-за угрозы насилия (25 ст.) и наложить на себя молчание, за исключением тех случаев, когда Господь откроет уста его для пророчества. Из следующих глав книги мы узнаем, что Иезекииль начал пророчествовать не словами, но используя символические действия и разъясняя их переселенцам.
Кратко останавливаясь на важнейших местах, отражающих пророческое служение пророка Иезекииля в последующих главах, обратим внимание на множество символических действий пророка.
4 гл. Пророк берет большой кирпич (из мягкой глины) и делает из него макет осажденного Иерусалима; воспроизводит на нем все осадные действия.
390 дней лежит на левом боку и 40 дней лежит на правом боку, указывая этим на горькую участь сначала Израиля, а потом Иудеи за их беззакония.
Ест нечистый хлеб, испеченный на человеческом и коровьем помете - символ будущего голода.
Остригает бороду, разделяя волосы на три части. 1-ю -сжег, 2 - посек ножем, 3 - развеял по ветру - этим предсказывает судьбу осажденных.
Сам пророк подробно изъясняет эти символические действия (5-7 гл.).
В следующих главах говорится о том, что пророку в видении было показано и предсказано о тайном идолопоклонстве в Иерусалимском храме старейшин иудейских. 9 гл. повествует о наказании идолопоклонников,
Следующие видения говорят об оставлении Богом иерусалимского храма и о духовном обновлении пленников "И дай им сердце иное, и дух иной вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное и дам из сердца плотяное... и будут Моим народом, и Я буду им Богом" (11, 19-20).
12 гл. Еще символическое действие. Пророк проламывает стену дома и убегает чрез дыру с ношей, предсказывая тем переселение.
13 гл. обличает лжепророков, называет их красильщиками, которые обмазывают, красят стену вместо того, чтобы переложить ее заново.
Особенный интерес представляет 14 и перекликающаяся с ней 18 главы. Они учат об индивидуальной ответственности за грехи. Здесь отражена новая ступень в развитии нравственного учения Ветхого Завета. В древних книгах человек, обыкновенно, рассматривается в совокупности с семьей, племенем, нацией. Ной (Быт. 6, 18) спасается вместе со своей семьей; Авраам, призванный Богом (Быт. 12), уводит за собой в Ханаан весь род. Поэтому и ответственность и воздаяние понимались, как коллективные. Авраам (Быт. 18, 22-23) ходатайствует за Содом не для того только, чтобы праведные были пощажены, но и для того, чтобы в силу солидарности всего рода человеческого они избавили и злых от заслуженного наказания.
Пророки же поставили во главу угла индивидуальное начало и этим возвысили и дополнили древние принципы. Уже во Второзаконии (24, 16; ср. 4 Ц. 14, 6) утверждается, что нельзя наказывать сыновей за отцов. Видение, бывшее Иезекиилю (8-10) убедило его в том, что мера наказания, предстоящего Иерусалиму, соответствует степени его теперешних грехов. Так пророк становится провестником личной ответственности. Спасение человека или его гибель зависит не от его предков и близких. Бог смотрит, прежде всего, на личное сердечное расположение человека. Иудеи же придавали слишком большое значение коллективной ответственности, и потому современники пророка утверждали, что они несут наказание за грехи предыдущих поколений. "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" - говорили они. Иезекииль же утверждает обратное, что каждый человек отвечает за свои дела и поступки. "Душа согрешающая, она умрет: сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына" (18-20).
Человек не только свободен от грехов отца, но даже может освободиться от своих собственных беззаконий, если он покается и исправится (ст. 23).
Гл. 15. Дом Израилев подобен одичавшей виноградной лозе, которая не лучше других растений (народов) в лесу.
Гл. 16. Аллегорический образ - народ Божий уподобляется пророком прелюбодейной жене, изменяющей своему мужу.
Кроме перечисленных в книге Иезекииля встречается еще множество аллегорических образов и символических действий.