Роль экономики в генезисе права
Тема соотношения экономического и юридического имеет свою многовековую, историю. И хотя господствующие ныне экономические теории охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам, нельзя забывать, что сама возможность исправного функционирования экономического механизма предполагает учет субъектами экономики требований права. Массовое пренебрежение правовыми нормами, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-правовой системы приводят к разрушению экономических связей. Сегодня в России это ощущается с особой остротой.
Проблема правового воздействия на экрномические (хозяйственные) отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В советский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, исследования, научные конференции и т.д. Особую значимость таким работам в современный период придали очевидные неудачи экономического реформирования и настоятельная необходимость разработки реалистической и эффективной концепции выхода из экономического кризиса. Но, как сейчас стало ясно, проблема экономического реформирования не может быть успешно решена без преобразований всех сфер общества, в том числе и таких далеких от материального производства, как культура, духовный менталитет и т.д. Единственным же инструментом, способным оказать такое глобальное регулирующее воздействие на ведущие сферы жизни общества, является право.
В вопросе соотношения права и экономики важно определить исходные методологические и общетеоретические положения в понимании таких явлений в жизнедеятельности общества, как право и экономика. Политика, экономика, право, культура, религия, частная жизнь - вот тот неполный перечень общественных сфер жизнедеятельности человека, и довольно трудно выделить одну из них в качестве первоосновы. Человек реализует себя в различных общественных сферах, право и экономика являются лишь одними из них, возможно, наиболее жизненно важными.
Термин "экономика" происходит от греческого oikonomike, что означает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном языке под этим термином мы имеем в виду прежде всего материальную среду жизни человека, определенную систему хозяйственных отношений, Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху первобытного общества, однако точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторы
I
считают, что экономика появляется там и тогда, где и когда производство материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъектов, когда оно "управляется" рыночными механизмами, т.е. не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах, экономики рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического общества . Другие полагают, что выведение за пределы экономики всех нерыночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фактам экономического развития общества2. Научные споры экономистов о содержании понятия "экономика" способствуют более детальному изучению этого сложного общественного явления, определению взаимосвязи между экономической и другими сферами общественного бытия. В рамках нашей проблемы важно общее представление об экономике как такой сфере постоянной деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей, при этом под богатством понимается совокупность материальных и культурных благ, которыми располагают люди3.
В юридической науке существует множество теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою первопричину его возникновения. Наша задача - определить, каким образом экономическая жизнь общества повлияла на возникновение и развитие права.
Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что привело к обеднению в определенном смысле понимания и значения права в жизни общества. С точки зрения исторической действительности трудно возражать против важности экономического фактора в возникновении права. История права дает немало тому подтверждений.
На первых ступенях рождения общества были правила, которые сложились и функционировали в виде обычаев, сформировавшихся в результате естественного эмпирического обобщения многочисленных актов поведения; человек не выделял себя из социального целого и потому необходимая направленность деятельности могла обеспечиваться лишь стихийно складывающимися запретами (табу).
Принципиально качественный переворот, который принято называть "неолитической революцией", явился рубежом, делящим всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства - на присваивающую и производящую экономику, и одновременно породил
1 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1996. Гл. 3, 1.
См. напр.: "Постэкономическая общественная формация": объективная тенденция и теоретическая гипотеза? // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 1.С. 112.
3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993. С. 5.
16-6343
потребность и необходимость в формировании таких социальных норм, которые помимо запретов и обязанностей представляли бы и обеспечивали возможность выбора решения и действия индивидов. Признаем бесспорным тот факт, что под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Люди, поставленные в неравные условия распределения общественного лро-дукта, перестают ощущать справедливость существующего порядка. С целью унификации правового регулирования и признания общеобязательными обычаев, соответствующих потребностям изменившегося общественного развития, появляются первые писаные источники права. В самом процессе возникновения, особенностях и свойствах права довольно явственно ощущается "дыхание" экономических отношений1. Вместе с тем представляется чрезмерным преувеличением связывать появление права с рынком, требующим свободы и равенства частных собственников - субъектов обмена . В этой связи интересен подход в выделении двух основных путей развития права: там, где господствующее положение занимала государственная собственность (страны Древнего Востока), и в обществах, основанных на частной собственности (европейские государства древнего мира).
В ранних государственных образованиях с высокоразвитой правовой культурой, возникших в долинах рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга и на берегу Желтого моря, социальную базу составляла прежде всего сельская община - ей отводилась роль основного производителя материальных благ; земля и построенные на ней оросительные сооружения, являясь важнейшим объектом собственности, формально принадлежали богоподобным правителям, фактически же существовало несколько видов владений: государственное, храмовое, общинное и частное. Существуют небезосновательные версии того, что причиной создания правовых источников этих цивилизаций являлась юридическая защита социально-экономических устоев общества3.
Устанавливая предельный процент денежного займа, ограничивая произвол со стороны государственных чиновников по отношению к рядовому общиннику, монархическая власть, таким образом, восстанавливала в определенном смысле социальную справедливость и обеспечивала податные и военные интересы государства. На наш взгляд, аналогичная защита социально-экономических интересов государства нашла свое отражение и в правовом памятнике Древней Руси - "Русской Правде", поскольку община (вервь) и на Руси выполняла роль основной социально-экономической единицы.
1 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 43-44.
2 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 87.
3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.
С. 45.
Следует отметить, что в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер и представляли собой свод установлений монарха. Несколько иным содержанием были наполнены правовые предписания в обществах, основанных на частной собственности.
Господство частной собственности обусловливает необходимость юридического закрепления равенства собственников, поэтому нормативно-правовые предписания отличались достаточно высокой степенью формализации. Так, благодаря формулярному процессу в римском праве экономические отношения получили надежную защиту. Процесс судоговорения, отторжения собственности или приобретения имущества в собственность был связан не с социально-имущественным положением того или иного собственника, а с правильностью соблюдения правовой процедуры. Этот принцип формального равенства отличался такой степенью совершенства, что пережил на многие века народ, его использовавший, и не потерял своего значения и сегодня.
Идеи социально-экономического равенства и справедливости, нашедшие свое отражение в официальных правовых источниках, имеют своей первоосновой принцип эквивалентности, возникший при обменных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты и услуги как равноценные, при этом "формировались... представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом"1.
Понятие эквивалентности у разных народов на различных этапах было различным. В этом смысле самым древним обычаем был обычай талиона. Позже практически у всех народов был обычай кровной мести. В период раннегосударственного развития этот обычай входит в противоречие с социально-экономическими и военными интересами государства, поскольку мог привести к потере налогоплательщиков и защитников государства, и государственная власть вынуждена была создавать систему наказаний (штрафы, телесные наказания, лишение жизни и др.), исходя из принципа социальной справедливости, корни которой, по нашему мнению, уходили в обменные отношения.
Замкнутость феодальных владений и переход к натуральному хозяйству создали новые представления о социальной и экономической справедливости. Обмен стал невозможен (или, по крайней мере, затруднен), поскольку участники экономической жизни - крестьяне - перестали быть лично свободными. Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получить произведенный крестьянами продукт. В то же время феодал всецело зависел от экономической эффективности своего владения, поэтому крестьяне, оказывая кол-
1 Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 25.
лективное воздействие на своих господ, добивались определенного облегчения своего положения.
Возникновение и рост средневековых городов способствовал, с одной стороны, разрушению феодального натурального хозяйства, а с другой, - появлению городского и торгового права. Города стали основой нового способа производства и нового способа распределения. Городской житель существенно отличался от непосредственного производителя в феодальном владении. Независимо от природы возникновения того или иного города острой потребностью была для горожан личная свобода. Она проистекала из самой сущности самостоятельного товарного производства, которое не может нормально функционировать без свободы товаропроизводителя распоряжаться своей личностью, временем, имуществом. Итогом коммунальной борьбы средневековых городов было полное освобождение от феодальной зависимости и создание системы городского самоуправления - коммун, наделенных правом издавать правовые предписания, регулирующие городскую жизнь. Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, меры длины, меры веса, правила торговли и т.д. Создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью. В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права: Ломбардский сборник (XII в.), выработанный в судах Милана, Великие кутюмы Нормандии (XIII в.) и Кутюмы Бовези (XIII в.) во Франции; немецкие кодификации Саксонское зерцало и Швабское зерцало и др. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 г., задачей которого являлось унифицировать деятельность органов феодальной юстиции в условиях развития Московского централизованного государства.
Несмотря на большую кодификационную работу, феодальное право не удовлетворяло развивающиеся экономические отношения. Римское право, возникшее в условиях развитого товарного производства, господства частной собственности и высокой юридической культуры, стало своего рода находкой для развивающегося мелкотоварного производства, вместе с тем дуализм обычного и римского права открывал неограниченные возможности для судебного и административного произвола1.
Несколько по-иному складывалась правовая ситуация в Англии. Норманское завоевание (1066 г.) не только повлияло на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, но и произвело революцию в праве. Английский феодализм существенно отличался от феодализма, господствовавшего в континентальной Европе. Нор-манская королевская власть создала систему прямой зависимости фео-
1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996. С. 181.
дала от короля, избежав тем самым обособленности феодальных владений. В интересы королевской власти входило вмешательство в правосудие. Таким образом, в противовес местным обычаям "общее право -право английское и общее для всей Англии - было создано исключительно королевскими судами"1. Но королевские суды не могли успевать в своем развитии за потребностями социально-экономического и политического развития английского общества. Соперником общего права стало право справедливости, которое изначально представляло собой вмешательство короля в решения, вынесенные королевскими судами, а затем являло собой дополнения или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.
Рецепция римского права в континентальной Европе, становление права справедливости в Англии было вызвано к жизни, по всей видимости, появлением и развитием раннекапиталистических отношений (под термином "раннекапиталистические отношения" имеется в виду широкомасштабное развитие товарно-денежных отношений) , нуждающихся не только в новом уровне правового регулирования, но и в новом идеологическом обосновании.
Общеизвестно, что господствующей идеологией периода становления и расцвета феодальных отношений в Западной Европе являлось христианское учение, которое в своей основе враждебно богатству, извлечению прибыли, а самое главное, отвергало самостоятельность жизнедеятельности человека, подчеркивая его зависимость от Божьего провидения. Зачастую религиозные догмы переплетались с нормативно-правовыми установлениями в светском праве, а в каноническом - полностью исходили из основ христианского учения.
Идеологическое обоснование развивающиеся экономические отношения нашли в эпоху Реформации. Безусловно, капитализм как хозяйственная система не явился продуктом Реформации, но "реформаторская вера" больше, чем другие исповедания, способствовала разви-
1 Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 211.
В литературе существует мнение о том, что товарное хозяйство начинает свое существование со времен первобытного общества (напр.: Иноземцев ВЛ. Исторические формы товарного хозяйства как этапы прогресса экономической формации // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 2. С. 22-50). Мы придерживаемся точки зрения, что товарно-денежные отношения возникают только с момента, когда товаром становится рабочая сила. Массовое освобождение крестьян от личной зависимости и превращение их в наемных рабочих в Западной Европе относится к началу - середине XVI в. (крестьянские войны), в Англии несколько раньше - с эпохи огораживаний (XV в.). Существовавшие до этого товарные отношения носили скорее эпизодический характер и в силу определенных причин не получали широкого распространения.
тию "капиталистического духа"1. Как это отразилось на праве? Прежде всего Реформация сделала первый шаг к установлению рационалистического естественно-правового мышления, которое получило свое теоретическое обоснование в эпоху Просвещения и успешно развивалось в дальнейшем.
Естественное право, речь о котором шла еще в античности, рассматривалось как самостоятельный источник права, основанный на извечно установленном порядке и на требованиях справедливости. Основой же рационалистического естественного права становится человеческий разум. "Протест против исторических предрассудков был поднят во имя разума, - писал известный русский теоретик права Г.Ф. Шершеневич, -не примиряющегося с тем, что есть, а диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума"2. Возбуждая в человеке веру в себя, естественно-правовое понимание права придавало человеку смелости. "Во всяком положении народ всегда в силах изменить свои законы, - писал Руссо, - даже самые лучшие..."3
Среди многих идей естественно-правового учения заслуживает наибольшего внимания принцип неотъемлемости прав и свобод человека и равенство людей от природы, поскольку, как известно, буржуа изначально принадлежали к политически бесправному сословию, что существенным образом отражалось на их экономической деятельности. Восстановление социальной и экономической справедливости воплотилось в лозунге "Свобода! Равенство! Братство!" эпохи буржуазных революций.
Понимание свободы исходило не только из личной свободы индивида, но и прежде всего из права собственности, которое требовало правового закрепления и охраны. В Декларации прав человека и гражданина Великой Французской революции 1789 г. утверждается естественное право человека на собственность; право собственности рассматривается в качестве неприкосновенного и священного. Идея равенства, помимо равенства всех перед законом, предполагала равенство возможностей и равенство исходного пункта4. Призыв к братству имел глубокие экономические корни. Экономическая деятельность развивающегося капиталистического общества не могла ограничиваться только рамками отдельного государства, поэтому требовала коренных политико-правовых изменений на всех территориях, где имела свой экономический интерес буржуазия. Отсюда космополитизм идей естественного права: "Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. С. 61-106.
2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. С. 92.
3 Там же. С. 93.
Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 334.
не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое"1.
Спустя столетия, в 1948 г., мировое сообщество в лице ООН приняло Декларацию прав человека, являющуюся эталоном правового регулирования цивилизованного общества, в основу которой положены идеи естественно-правового учения.
Таким образом, поиск социальной справедливости в складывающихся капиталистических отношениях в противовес отживающим феодальным породил необходимость правового закрепления основных элементов новой экономической системы, таких, как экономическая свобода, неприкосновенность собственности и равенство хозяйствующих субъектов.
Исторически именно в эпоху становления капиталистических отношений оформились основные национальные правовые системы, и право, будучи их основным элементом, превратилось в непременный атрибут общественной жизни, обладающий относительной самостоятельностью. В свою очередь, экономическая деятельность, приобретя черты рыночной, другими словами, саморегулирующейся и саморазвивающейся сферы общественного бытия, так же как и право, становится относительно самостоятельной.