Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуется государственные некоммерческие и военные суда.

Территориальное море Территориальное море— это морской пояс, примыкаю­щий к сухопутной территории и внутренним морским водам прибрежного государства , находя­щийся под его суверенитетом.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 мор­ских миль. В большинстве стран =139- принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдель­ных государствах принята меньшая ширина — б (Греция), 4 (Норвегия) и 3 морских мили (США, ФРГ, Великобритания и др.), у Сирии-50 м.м., 10 латиноамериканских государств имеют ширину ТМ 200 м.миль. 3 мили — Австралия, Бельгия, Бирма, Великобритания, ГДР, Канада, Куба, США, Франция, ФРГ, Япония и др.;

4 мили — Норвегия, Швеция, Финляндия;

5 миль — Камбоджа;

6 миль — Бразилия, Гаити, Гондурас, Греция, Израиль, Йемен, Индия, Испания, Италия, Камерун, Колумбия, Мавритания, Ливан, Тунис, Турция, Сенегал, Сомали, Таиланд, Уругвай, Цейлон;

10 миль — Югославия;

12 миль — Албания, Алжир, Болгария, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Гватемала, Дагомея, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Кипр, КНР, КНДР, Ливия, Мексика, Пакистан, Россия (а затем и СССР), Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Танзания, Того, Эфиопия;

130 миль — Гвинейская Республика;

200 миль — Аргентина, Панама, Перу, Сальвадор, Чили, Коста-Рика, Эквадор[1].

Почему такая разница? Пояснить.

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внут­ренних вод.

Правовой режим.Территориальное море, его дно и не­дра, воздушное пространство над ним являются составной ча­стью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Основ­ная особенность его правового режима заключает­ся в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через терри­ториальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутрен­ние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на по­верхности.

Что запрещено при осуществлении мирного прохода:1) угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; 2 ) любые маневры учения с оружием любого вида;3) сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного госу­дарства;4) подъем в воздух, посадка или принятие на борт лю­бого летательного аппарата или военного устройства; 4) погрузка и выгрузка товара или валюты, посадка и высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; 5) рыболовная ,исследовательская и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; 6)создание помех системам связи.

Законом ограничивается количество иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранно­го государства, проходящих через территориальное море с целью захода в морской порт Российской Федерации, до трех.

Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уго­ловная юрисдикция прибрежного государства осуществляетсяв следующих случаях: а) если последствия преступления распрост­раняются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в терри­ториальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обра­тится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для,, пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется, за исключением тех случаев, когда судно причинило ущерб во время пребывания в порту.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, npuлегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Цель создания прилежащей зоны- в связи с быстроходностью современных судов необходимость для прибрежного государства эффективно осуществлять определенные виды контроля.

Виды контроля: таможенный, иммиграционный, санитар­ный и фискальный. Порядок отсчета ширины ПЗ: ПЗ не может превышать пределы 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отме­ряется территориальное море.

. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место на­рушение , вправе принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушители, в том числе в открытой море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. на­чато в прилежащей зоне и ведется непрерывно Правовой режим прилежащей зоны Российской Федера­ции наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Наши рекомендации