Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуется государственные некоммерческие и военные суда.
Территориальное море Территориальное море— это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним морским водам прибрежного государства , находящийся под его суверенитетом.
Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран =139- принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — б (Греция), 4 (Норвегия) и 3 морских мили (США, ФРГ, Великобритания и др.), у Сирии-50 м.м., 10 латиноамериканских государств имеют ширину ТМ 200 м.миль. 3 мили — Австралия, Бельгия, Бирма, Великобритания, ГДР, Канада, Куба, США, Франция, ФРГ, Япония и др.;
4 мили — Норвегия, Швеция, Финляндия;
5 миль — Камбоджа;
6 миль — Бразилия, Гаити, Гондурас, Греция, Израиль, Йемен, Индия, Испания, Италия, Камерун, Колумбия, Мавритания, Ливан, Тунис, Турция, Сенегал, Сомали, Таиланд, Уругвай, Цейлон;
10 миль — Югославия;
12 миль — Албания, Алжир, Болгария, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Гватемала, Дагомея, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Кипр, КНР, КНДР, Ливия, Мексика, Пакистан, Россия (а затем и СССР), Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Танзания, Того, Эфиопия;
130 миль — Гвинейская Республика;
200 миль — Аргентина, Панама, Перу, Сальвадор, Чили, Коста-Рика, Эквадор[1].
Почему такая разница? Пояснить.
Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод.
Правовой режим.Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Основная особенность его правового режима заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.
Что запрещено при осуществлении мирного прохода:1) угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; 2 ) любые маневры учения с оружием любого вида;3) сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства;4) подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; 4) погрузка и выгрузка товара или валюты, посадка и высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; 5) рыболовная ,исследовательская и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; 6)создание помех системам связи.
Законом ограничивается количество иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, проходящих через территориальное море с целью захода в морской порт Российской Федерации, до трех.
Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства осуществляетсяв следующих случаях: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для,, пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется, за исключением тех случаев, когда судно причинило ущерб во время пребывания в порту.
Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства.
Прилежащая зона
Прилежащая зона — часть морского пространства, npuлегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.
Цель создания прилежащей зоны- в связи с быстроходностью современных судов необходимость для прибрежного государства эффективно осуществлять определенные виды контроля.
Виды контроля: таможенный, иммиграционный, санитарный и фискальный. Порядок отсчета ширины ПЗ: ПЗ не может превышать пределы 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.
. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение , вправе принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.
За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушители, в том числе в открытой море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".