Международно-правовое признание.

Международно-правовое признание — это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта междуна­родного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международ­ном праве отношения. Признание-это односторонний юр-й акт г-а или иного С-а МП, посредством которого оно констатирует наличие опред-го юрид-и значимого факта или ситуации, считая их правомерными. Посредством акта призн-я г-о соглашается с соответ-ми изменениями в межд-м правопорядке или межд-й пр\субъек-и.Т. о.,акт призн-я яв. Юр. Фактом, с которым МП связ-т возникновение,изменение и прекращение межд-х отнош-й.

Истории международных отношений известны случаи неза­медлительного признания новых государств и правительств, а так­же упорных отказов в нем. Например, США ,Республика Панама была признана , Советское правительство было признано США только в 1933 г., т. е. спустя 16 лет после образования.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего госу­дарства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться предста­вительствами. В принципе, заявление об установлении дипломатических от­ношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявление об официальном признании.

Признание не создает нового субъекта международного права.

Формы признания государств.

Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой, вид признания называется признанием de jure. Неокончательное, неполное признание именуется de facto.

Признание de facto (фактическое) имеет место и тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности! признаваемого субъекта международного права, а также когда (субъект) считает себя временным образованием. Пример 1960 г. СССР признал де факто Временное правительство Алжира. Этой формой пользуются, когда г-о считает признание де юре преждевременным. Сейчас достаточно редко .Этот вид при­знания может быть реализован, например, путем участия призна­ваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в OOН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе., это не яв. Признанием. Признание de facto, правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Поскольку признание de facto является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы. Взятие признания обратно имеет место при признании de jure правительства-соперника, которому удалось завоевать прочное положение. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Специфический вид-- Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.Пример.

Сущ-т т. называемое «молчаливое признание» в форме Дей-й, свидетель-хо призн-и.: Установление дип. Отнош-й с новым г-м, заключ-е 2-стороннего Д-а или продолжение отнош-й с новым правительством.

В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории.

Конститутивная теория признания. Ее суть в том, что «не может быть правоотношений с государст­вом, еще не получившим признания».

Если нет призна­ния, то нет и субъекта международного права.

Декларативная теория признания.Этой теории придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущ­ность заключается в том, что признание лишь констатирует воз­никновение нового субъекта международного права. Подробнее.

Новое государство может появиться в результате: а) социаль­ной революции,; б) образования нового независимого государства в ходе национально-освободи­тельной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависи­мых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства. Истории международного права известны специальные доктрины о признании правительств, например доктрины Тобара и Эстрады.

Доктрина Тобара (ее автором являлся министр иностранных дел Эквадора Карлос Тобар) закреплена в Конвенции государств Центральной Америки от 20 декабря 1907 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции правительства договаривающихся сторон (Гвате­малы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора) не при­знают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или револю­ции, направленных против признанного правительства, пока сво­бодно избранное правительство не реорганизует страну в консти­туционных формах1. Эта доктрина преследовала цель воспрепят­ствовать бесчисленным революциям в испано-американских республиках.

Доктрина Эстрады (в то время министра иностранных дел Мексики) изложена в Коммюнике Министерства иностранных дел Мексики о признании государств от 27 сентября 1930 г.

В Коммюнике сообщалось, что правительство Мексики не дает никаких заявлений о признании, так как это посягает на суверенитет других на­ций и ведет к вмешательству во внутренние дела государств, где было свергнуто законное правительство. Поэтому отныне «мексикан­ское правительство ограничивается тем, что оно либо поддерживает дипломатические отношения либо от­зывает своих дипломатических агентов, не оценивая права чужих наций сохранять или заменять свои правительства или власти»2.

Наши рекомендации