Лекция 2. Концепция кадровой политики
Основные положения, на которых должна базироваться концепция кадровой политики:
1) реально сложившееся и складывающееся политическое и социально-экономическое положение в России;
2) научный подход и учет масштабов предстоящей работы по демократизации общества, формированию государственности, структурным преобразованиям и центре и на местах, изменениям во всех сферах экономики, созданию новых социально-экономических отношений, опережающему развитию персонала государственной службы;
3) эффективность взаимосвязей государственных структур на разных уровнях — от центрального до местных — и их направленность на реформы, взаимодействие по вертикали и горизонтали; поворот к человеку, его правам и обязанностям, к развитию личности;
4) обеспечение всех уровней управления высококвалифицированными руководителями, специалистами (каждый работник должен быть в нужное время в нужном месте) как в государственных, так и в негосударственных структурах;
5) возможность полной реализации разработанных предложений и обоснованное увеличение инвестиций в персонал управления.
Базой концепции кадровой политики являются анализ реальной обстановки в области формирования кадрового обеспечения в условиях рыночной экономики и учет современного состояния демографии, оценка возможностей обучения кадров, решения проблем занятости, а также состояния системы управления персоналом.
Основой своевременного и гибкого использования и достижения результатов кадровой политики являются социально-экономические и мониторинговые исследования.
Существует несколько концепций кадровой политики. Условно их можно разделить на следующие:
— концепция кадровой политики с жесткой ориентацией на выполнение производственных задач (автократическая, производственная);
— концепция кадровой политики с общетеоретических, научных позиций (научная);
— концепция кадровой политики ориентированной на регулирование отношений между различными социальными группами (социально-психологическая);
— концепция кадровой политики с позиции организованного поведения (адаптивная);
— концепция формирования кадровой политики с позиции комплексности, гибкости и оптимальности (органическая).
К важнейшим концептуальным основам кадровой политики обычно относят определение целей, функций, общих принципов ее осуществления; выработку подхода к решению проблем прогнозирования и планирования работы с кадрами, их профессионального развития, повышения квалификации, мобильности, правовой и социальной защищенности.
Основная цель кадровой политики, управления персоналом — обеспечить решение социально-экономических задач общества опытными профессионалами, которые смогут это сделать и в настоящем, и в будущем. Данная цель может быть конкретизирована. К ней можно отнести:
— использование кадров в соответствии с их квалификацией;
— обеспечение сбалансированности общих и специальных знаний в процессе подготовки специалистов к служебной деятельности;
— стимулирование высокопродуктивной деятельности служащих в процессе выполнения служебных функций;
— тщательность при отборе кандидатов на различные виды профессиональной деятельности;
— обеспечение равенства шансов при продвижении по службе независимо от социального положения работников1.
С целями кадровой политики тесно коррелируются ее функции: I) отбор кадров в достаточном количестве и необходимого качества; 2) повышение их квалификации; 3) назначение на должности; 4) мотивация служебной деятельности; 5) участие персонала в делах, затрагивающих его интересы; 6) подготовка резерва руководящих кадров, включая планирование карьеры; 7) проведение и анализ служебных аттестаций; 8) планирование использования кадров и перехода на другую работу; 9) сотрудничество с представителями персонала и профсоюза.
Для достижения главных целей необходимо определить и выбрать приоритетные направления работы с кадрами различных ветвей власти (с учетом специфики их функций, принципов комплектования и этапов обновления кадров), государственных и муниципальных органов различных уровней. Это позволит разработать программу неотложных мер, распределить средства и силы при решении текущих задач.
В современных условиях в целях рационального использования имеющегося в стране кадрового потенциала приоритетными стратегическими направлениями реализации государственной кадровой политики на общегосударственном уровне следует считать:
— обеспечение квалифицированными, профессионально компетентными и высоконравственными кадрами на первом этапе — федеральной государственной службы;
— формирование совместно с предпринимательскими структурами системы обеспечения кадрами рыночной экономики (подготовка специалистов массовых профессий, предпринимателей, менеджеров и др.);
— реформа средней и высшей школы, создание единой гибкой системы специального профессионального, особенно послевузовского, образования с учетом демократических преобразований, требований рыночных отношений, достижений современного этапа научно-технического и социального прогресса;
— формирование свободного и гибкого рынка труда, обеспечение максимально возможной трудовой занятости населения, предотвращение массовой (официальной и скрытой) безработицы, особенно среди молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас, работников, потерявших работу в ходе конверсии ВПК, и др.;
— создание новой нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы, а также адекватных поставленным целям технологий, средств и методов государственного регулирования кадровых процессов.
Все перечисленное позволит учитывать в работе с кадрами профессиональную, физическую и морально-психологическую пригодность человека к выполнению функций на соответствующем рабочем месте, его готовность совершенствоваться, учиться в процессе работы.
На основе государственной кадровой политики в каждом органе государственной власти РФ, субъектов РФ на государственных и частных предприятиях должна разрабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей, задач и основных функций конкретного органа управления.
Государственная кадровая политика как система целей, задач, приоритетов и принципов весьма сложна и многогранна по содержанию. Ряд компонентов ее содержания уже определен, другие разработаны в теоретическом плане, третьи формируются на практике в результате творческих поисков и экспериментов. Важно не только разработать концептуальные основы этой политики, но и легитимно утвердить их высшими органами государства, чтобы содержащиеся в ней идеи и предложения воплотились в общепризнанные цели, приоритеты и принципы работы с кадрами, т.е. стали государственной политикой.
На протяжении всей человеческой истории формирование кадровой политики обусловливается корпоративными, идеологическими и деятельностными факторами. Что характерно для этих факторов? Корпоративная кадровая политика предполагает «размещение» на ключевых постах, должностях «своих» — людей своего клана, рода, друзей, знакомых, людей ангажированных. Кадровая политика, базирующаяся на идеологических основах, исходит из приоритетов при «размещении» на должностях людей, приверженных одним идеологическим взглядам, позициям, мировоззрениям. Поскольку обычно по этим принципам формируются политические партии, постольку это, как правило, политика политической партии. Цель этой политики — удержание с помощью своих кадров власти политической партии.
Однако по мере развития общества, усложнения структуры общественных интересов, а самое главное — усложнения задач социального управления, кадровая политика, основанная на идеологической или корпоративной парадигме, испытывает серьезные трудности, вплоть до разрушения всей системы такой кадровой политики и утраты власти. Жизнеспособной может быть только кадровая политика, основывавшая на деятельности ом подходе. Это означает, что содержание и структура кадровой политики, ее цели, принципы вырабатываются исходя из исторически достигнутого уровня развития человеческой деятельности, профессионального труда, культуры общества. Основная цель кадровой политики, строящейся на деятель ноет ной основе, — максимальная реализация профессиональных способностей и профессиональных качеств человека. В рамках такой кадровой политики человек должен рассматриваться как важнейший социальный ресурс общественного развития, а его профессиональный опыт — как ценнейшее национальное достояние. Потенциал человека может и должен быть рационально включен в формы общественного труда как в интересах самой личности, так и в интересах общества.
Осознание ценности такого подхода происходит при наличии двух важнейших и взаимосвязанных предпосылок. Первая — это создание условий для рыночного определения пены труда и свободы человека распоряжаться своими способностями к труду. Вторая — качественное изменение трудовых функций и обретение деятельностью профессионального характера.
Неразвитость хотя бы одной из этих предпосылок порождает кадровую политику, в которой доминирует либо корпоративная, либо идеологическая, основа, либо обе они в определенном отношении. Для зарождения и развития кадровой политики, в основе которой лежит деятельностный подход, нужны серьезные социальные изменения. В настоящее время в отечественных условиях происходят качественные перемены в трудовой деятельности человека, профессионализация труда во всех сферах общественной жизни.
Долгие годы кадровая политика и кадровая деятельность толковались как односторонний, идущий сверху вниз процесс явно завышенной централизации «директивного» воздействия на кадровые процессы. В условиях административно-командной системы управления главным и единственным полноправным субъектом кадровой политики была монопольно господствовавшая, сросшаяся с государством КПСС. Права и возможности других субъектов кадровой работы (в том числе и государственных институтов) были значительно ограничены. Они выполняли, нередко вопреки закону и своим корпоративным интересам, партийные директивы, не имея подчас самостоятельности в решении даже конкретных кадровых вопросов. Осуществление политики, ориентированной на укрепление товарно-денежных отношений, приводит к существенному изменению подходов и кадровой политики России (табл. 3).
Таблица 3