Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение
Публичное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:
- императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;
-разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено.
К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.
Частное право- совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц.
Использует преимущественно:
- диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права
- общедозволительный тип правового регулирования;
- правового регулирования: разрешено все, что не запрещено.
К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право.
Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.
По содержанию все отрасли права делятся на материальные и процессуальные.
Материальное право- это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения. К нему относятся конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное право.
Процессуальное право- это совокупность правовых норм, которые обеспечивают действие материального права, регулируя общественные отношения, возникающие при реализации и защите норм материального права. К процессуальному праву относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-правовое право. Процессуальное право гарантирует реализацию норм материального права.
Таким образом, в системе права можно выделить структурно-функциональные системы
публичного и частного, материального и процессуального права.
32. Предмет иметод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права
Предмет и метод правового регулирования являются критериями, в соответствии с которыми в системе права выделяются отрасли права.
Предмет правового регулирования - это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Такие отношение должны быть:
- типичными - постоянно воспроизводиться, повторяться (отношения купли-продажи);
- в них должны пересекаться интересы субъектов права (продавца и покупателя);
- поддаваться контролю со стороны государственных органов.
Метод правового регулирования - это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Выделяют два основных метода правового регулирования:
- императивный: предполагает отношения власти-подчинения (отношения вертикального типа), в которых одна сторона обладает полнотой власти, а другая должна ей обязательно подчиниться; предполагает определенный вариант правомерного поведения (как правило, один);
- диспозитивный. предполагает отношения равноправных сторон, которые могут свободно выбрать тот вариант праве мерногоповедения, который их устраивает.
В чистом виде методы не применяются, можно говорить только о преимущественном методе правового регулирования в той или иной отрасли права. Общая характер дстика отраслей российского права:
1. Конституционно право: устанавливает основы конституционного строя, правой статус личности, форму государства и систему высших государственных органов, метод-императивный.
2. Гражданское право: диспозитивным методом регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные общественные отношения.
3. Уголовное праве: охраняет общественные отношения от преступных посягательств, устанавливает перечень преступлений исанкции за их совершение; метод — императивный.
4. Административное право: регулирует общественные отношения в сфере исполнительно- распорядительной деятельности государства императивным методом.
5. Трудовое право: регулирует отношения между наемным работником и работодателем, а также отношения, производные от трудовых (по поиску работы, трудовым спорам, охране труда); сочетается императивный я диспозитивный методы.
6. Уголовно-процессуальное право: регулирует отношения по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление и деятельность органов дознания, следствия и суда императивным методом.
7. Гражданско-процессуальное право: регулирует отношения по рассмотрению гражданско- правовых, трудовых, жилищных, семейных споров императивным методом.
Классификация отраслей российского права:
1. По месту в системеправового регулирования:
- отрасли материального права, непосредственно регулирующие общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, трудовое право);
- отрасли процессуального права обеспечивают действие норм материального права (уголовно-процессуальное гражданско-процессуальное право)
2. По функциям права:
- регулятивные отрасли, которые устанавливают права и обязанности субъектов права (гражданское, конституционное, трудовое право);
- охранительные отрасли устанавливают запреты и санкции за их нарушение (уголовное, административное право).
3. По значению в системе правового регулирования:
- профилирующие отрасли, которые появились исторически раньше других, сохранили чистый метод правового регулирования (конституционное, гражданское, уголовное, административное право);
- специальные отрасли, выделившиеся из профилирующих отраслей (трудовое, земельное, семейное, финансовое, уголовно-исполнительное и т.п.)
4. По выражению интересов:
- отрасли публичного права выражают интересы государства и общества (конституционное, уголовное, административное право);
- отрасли частного права выражают интересы индивида (гражданское, семейное право). Таким образом, отрасли права выделяются по предмету и методу правового регулирования и
имеют сложную классификацию.
33. Понятие и виды систематизации законодательства
Систематизация законодательства- это деятельность, направленная не его упорядочение. Виды систематизации:
/. Кодификация — это существенная внутренняя переработка нормативного материала, его согласование, устранение устаревших и противоречивых норм, устранение пробелов путем формулирования новых норм, врезультате чего создается принципиально новый нормативно-правовой акт (создание кодексов, уставов, положений, регламентов).
2. Консолидация - объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один новый укрупненный акт.
Кодификацию и консолидацию вправе осуществлять только субъекты правотворчества.
3. Инкорпорация — внешняя обработка нормативных актов без изменения их содержания, объединение их вразличные сборники или собрания по тематическому или хронологическому принципу (создание основ законодательства, сборников нормативно-правовых актов, собрания законодательства). На инкорпорированные сборники нельзя ссылаться, ссылка возможна только на те нормативно-правовые акты, которые вошли в сборник.
Возможно издание инкорпорированных сборников в учебных целях (хрестоматия по конституционному законодательству), для профессионального пользования (сборник действующих законов в сфере жилищного права) и даже в коммерческих целях (юридическая литература -доходный продукт издательского бизнеса).
4. Учет — сбор необходимых для деятельности нормативно-правовых актов
заинтересованными лицами и поддержание их в контрольном состоянии (отслеживание изменений взаконодательстве).
Существующие электронные правовые системы «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант» созданы на основе инкорпорации и учета комплекса нормативно-правовых актов Российской Федерации и систематизированы по различным критериям: дате принятия, названию, виду правового акта, тематике и т.п.
Систематизация законодательства необходима для определения времени действия нормативно-правового акта и его связи с другими актами.
34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация
Правоотношение— это возникающее на основе норм права и юридического факта волевое общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Предпосылки возникновенияправоотношения:
1. Юридические предпосылки:
- наличие нормы права;
- наличие юридического факта - конкретного жизненного обстоятельства, на основе которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение;
правосубъектность лиц, вступающих в правоотношение (их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).
2. Социальные предпосылки: фактические отношения, возникающие в обществе и требующие юридического закрепления
Классификация правовых отношений:
1. по функциям права: регулятивные (возникают на основе регулятивных норм) и охранительные (возникают на основе охранительных норм).
2. По отраслям права: конституционно-правовые, гражданско-правовые, и т.п.
3. По количеству сторон: двусторонние (продавец - покупатель) и многосторонние (федеральный центр и десятки субъектов федерации).
4. По способу индивидуализации субъектов: относительные (те, в которых поименно определены все участнику правоотношения - отношения в договоре купли-продажи) и абсолютные (те, в которых поименно определена только одна сторона - носитель субъективного пава, а все иные лица являются обязанными - отношения собственности).
5. По распределению субъективных прав и юридических обязанностей: простые (одна сторона имеет только субъективные права, а другая только юридические обязанности) и сложные (обе стороны имеют и субъективные права, и юридические обязанности).
Таким образом, правовые отношения возникают на основе правовых и социальных предпосылок и имеют слоящую классификацию
Структура правоотношения
Структура правоотношения = субъекты + объект + содержание, fie lb-Ячи-с- i
бъекты правоотношения - это физические лица, юридические лица, государство (в / лице государственных органов и должностньгх лиц), обладающие правосубъектностью.
■ .ff .««. Правосубъектноегь состоит из правоспособности (возможности иметь права и обязанности), дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособности (возможности нести юридическую ответственность).
Объекты правоотношения - это блага, по поводу которых складываются правовые отношения. Объекты могут быть материальными (вещи, деньги, ценные бумаги) и нематериальные (жизнь, здоровье, достоинство, товарный знак). а'
Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.
/. Субъективное право - это мера возможного поведения субъекта, предусмотренная нормой права. В него bxoz дт:
право на собственные действия, т.е. возможность дозволенного поведения управомоченной стороны;
- право требования — возможность требовать определенного поведения от обязанной стороны;
- право притязания - возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности;
- право пользования - возможность пользования на основе права определенным социальным благом.
2. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормами права мера необходимо! о, должного поведения субъекта правоотношения. В нее входит:
- обязанность совершать определенные действия (активная обязанность), либо воздерживаться от них (пассивная обязанность);
- обязанность отреагировать на законные требования управомоченной стороны;
- обязанность нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований управомоченн эй стороны;
- обязанность не препятствовать управомочеяному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет субъективное право.
Таким образом, правоотношение имеет сложную структуру и состоит как минимум из двух субъектов, объекта, субъективных прав и юридических обязанностей сторон, которые опасны для общества (кража, разбой) и проступки, которые вредны для общества (прогул! опоздание на работу).
Фактический состав- это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правового отношения. Так для приобретения статуса судьи необходимо достижение определенного возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы, успешная сдача квалификационного экзамена и издание указа о назначении на должность.