Содержащий в себе противоречия.


АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ(1715 г., апреля 26)

(Извлечение) Гл. I. - О страхе божий

Арт.1 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит хри-стианско и честно жить, и не в лицемерном страхе божий содержать себя: од-накоже сие солдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасно­стям живота в службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго бога всемогущаго, яко от истинного начала всего блага и праведного победодавца происходит, и оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче все­го иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежеле кто из воинских людей най­дется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богоху-лительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в желе­зах2, гонянием шпицрутен3 наказан или весьма сожжен имеет быть.

Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежеле оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаво-лом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.

Арт. 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан будет.

Толк. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко бы он сам то учи­нит.

Арт. 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пиянстве или в трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен и потом отсечена глава да будет.

Арт. 4. Кто пресвятую матерю божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, до состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть4.

Арт. 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте бла-говременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть.

Арт. 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не со­держат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или два-

1 Арктикул - статья.

2 Заключение в кандалы.

3 Осужденного прогоняли сквозь строй солдат, бивших его шпицрутенами (короткими палками) по спине.

4 Лишен жизни.

жды, тогда имеет преступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован (розстрелен) быть.

Толк. Ежели в помянутой вине преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить.

Арт. 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не восприемлется всуе1, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с долж­ной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, неко­торое число денег в шпиталь дать или в присудствии регименту мушкеты, пики или карабины носить.

Арт. 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячного жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить.

Наши рекомендации