Глава 10 Политическая мысль реформации
1. Иллюстрацией этому является судьба Томаса Мюнцера: см. Согdon Rupp (Гордон Рупп), "Patterns of Reformation" (Черты Реформации) (London, 1969), pp. 157-353. В более общем случае следует указать на развитие радикальной реформации в Нидерландах: W. E. Keeney (У. Е. Кини) "Dutch Anabaptist Thought and Practice, 1539-1564" ("Мысль и практика голландского анабаптизма в 1539 - 1564 гг." (Nieuwkoop, 1968).
2. См. W. Ullmann (В. Ульман), "Medieval Papalism: Political Theories of the Medieval Canonists" ("Средневековое папство: политические теории средневековых канонистов") (London, 1949). M. J. Wilks (М. Дж. Уилкс), "The Problem of Sovereignty: The Papal Monarchy with Augustus Triumph us and the Publicists" ("Проблема суверенитета: папская монархия с Augustus Triumphus и публицистами") (Cambridge, 1963)
3. Имеется значительная степень двусмысленности в использовании Лютером терминов "царство" и "правление": CM. W. D-J. Cargill Thompson (У. Д-Дж. Каргилл Томпсон) "The Two Kingdoms" and the "Two Regimants": Some Problems of Luther's Zwei - Reiche - Lehre" ("Два царства" или "Два правления": некоторые проблемы учения Лютера о двух царствах"), in "Studies in the Reformation: Luther to Hooker" (London, 1908), pp. 42-59.
4. Полный анализ данного вопроса см. в F. Edward Cranz (Ф. Эдвард Кранц), "An Essay on the development of Luther's Thought on Justice, Law and Society" ("Очерк по развитию взглядов Лютера на справедливость, закон и общество") (Cambridge, Mass., 1959)
5. См. David C. Steinmetz (Давид С. Стайнметз), "Luther and the Two Kingdoms" ("Лютер и Два Царства"), in "Luther in Context" (Bloomington, Ind., 1986), pp. 112-25.
6. См. знаменитое письмо Карла Барта (1939 г.), в котором он утверждает, что "немецкий народ страдает... из-за ошибки, допущенной Мартином Лютером в связи с отношениями закона и Евангелия, мирского и духовного порядка и правления": приведено в Helmut Thielicke (Гельмут Тилике), "Theological Ethics" ("Богословская этика") (3 vols: Grand Rapids, 1979), vol. 1, p. 368.
7. См. Steinmetz, "Luther and the Two Kingdoms", p. 114.
8. См: полезное исследование W. D. J. Cargill Thompson (У. Д. Дж. Каргилл Томпсон), "Luther and the Right of Resistance to the Emperor" (Лютер и право сопротивления императору"), in "Studies in the Reformation", pp. 3-41.
9. CM.: R. N. C. Hunt (Р. Н. С. Хант), "ZwingU's Theory of Church and State" ("Теория Церкви и государства Цвингли"), Church Quarterly Review 112 (1931), pp. 20 - 36; Robert C. Walton (Роберт С. Уолтон), "Zwingli's Theocracy" ("Теократия Цвингли") (Toronto, 1967); W. P. Stephens, "The Theology ofHuldiych ZwingU" (Oxford, 1986), pp. 282 - 310.
10. CM. W. P. Stephens, "The Theology of Huldiych Zwingi" (Oxford, 1986), pp. 303, n. 87
11. W. P. Stephans (У. П. Стефанс), "The Holy Spirit in the Theology of Martin Bucer" ("Святой Дух в богословии Мартина Букера") (Cambridge, 1970), pp. 167 - 72. О политическом богословии Букера в целом, см. Т. Р. Тоrrаnсе (Т. Ф. Торранс), "Kingdom an Church: A Study in the Theology of the Reformation" ("Царство и Церковь" Исследование по богословию Реформации") (Edinburgh, 1956), pp. 73-89.
12. Тщательное исследование см.: в Harro Hoepfl (Гарро Хепфль), "The Christian Polity of John Calvin" ("Христианское государство Иоанна Кальвина") (Cambridge, 1982), pp. 152-206. Дополнительную информацию можно найти в Gillian Lewis, "Calvinism in Geneva in the Time of Calvin and Beza" ("Кальвинизм в Женеве во времена Кальвина и Безы), in "International Calvinism 1541-1715", ed. Menna Prestwich (Oxford, 1985), pp. 39-70.
13. K. R. Davis (К. Р. Дейвис), "Wo Discipline, no Church: An Anabaptist Contribution to the Reformed Tradition" ("Нет дисциплины, нет церкви: анабаптистский вклад в реформатскую традицию"), Sixteenth Century Journal 13 (1982), pp. 45-9.
14. Следует упомянуть, что Кальвин также имел привычку посвящать свои работы европейским монархам, надеясь заручиться их поддержкой в деле Реформации. Среди тех, кому посвятил свои произведения Кальвин, были Эдуард VI и Елизавета I Английские и Кристофер III Датский.