Политика промышленного протекционизма.
Тема 6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XVIII в.
Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.
Политика промышленного протекционизма.
Таможенная реформа П.И. Шувалова.
Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований ПетраI.
К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин. Этоспособствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления.
Вместе с тем, объективно назревающие экономические реформы в Русском государстве, возникновение международного рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.
Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в 1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу.
Значительная роль здесь принадлежала Петру I Великому (1672-1725 гг.).
Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Однако она еще сохраняла, по преимуществу, пассивный характер и вызывалась потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами.
Большинство русских сельскохозяйственных товаров (т.н. казенные товары) вывозило само государство, и именно оно стало самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму.
Казенными экспортируемыми товарами являлись пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра.
В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие товары.
В 1715 г. было решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли.
Петр был сторонником политики меркантилизма (система мер для активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям), при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства.
Однако дальнейшее развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране.
Таможенным делом с 1718 г. управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Для успеха таможенных мероприятий были укреплены границы России. На Западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 11 морских крепостей (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск).
Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. В 1725 г. и 1727 г. тарифы на ряд товаров были снижены. В торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. Поступления от таможенных сборов несколько возросли.
Политика промышленного протекционизма.
Особенность развития таможенного дела в Росси и формирования таможенной политики в начале XVIII века состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов.
31 января 1724 года был принят Таможенный тариф, который имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части ввозимого данного продукта из-за границы, то пошлины должны составлять четвертую часть его стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50%. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по мере роста производства.
В данном случае можно считать, что пошлина рассматривалась как премия производителям.
Тарифом предусматривалось наибольшее обложение в 75%. В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо «не в деле», парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, сухие кожи, скатерти, салфетки, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо, пергамент облагались в 75% с цены. Голландское полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – в 50%, шерстяные ткани, кроме сукон, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, стеклянные бутылки железное оружие – в 25% с цены. Обложение остальных товаров преследовало фискальные цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды — 10%.На товары, не производившиеся в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина от 10 до 4%: на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина.
Первоначально руководствоваться этим тарифом должны были морские таможни.
Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами (определяются в процентах от таможенной стоимости товаров), остальные — пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений или объяснений. Применение тарифа в отношении товаров, не вошедших в список, значительно затрудняло работу таможенных чиновников.
Пошлину с привозных и отпускных товаров предусматривалось взимать ефимками (ефи́мок — русское название западноевропейского серебряного талера), считая каждый ефимок по 50 коп. При этом русские купцы не имели преимуществ перед иностранными купцами. Если же они не имели ефимков, с них следовало брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только одна треть отпускной пошлины и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой. Этой привилегией могли воспользоваться исключительно российские подданные. Иностранцы были лишены такой возможности. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их товары за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети конфискованного товара доносчику.
С иностранных товаров, которые ввозились российскими купцами под российским же флагом, взималась ефимками одна треть привозной пошлины. Она исчислялась исходя из цены отпуска.
Протекционистский, покровительственный русским купцам тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., когда был принят новый тариф.
В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся – до 20%. Тариф 1731 г. совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность. В этом же году был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды.