Шоковая терапия» в экономике
В начале 90-х годов в области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.
В октябре 1991 г. Президент РВ Б.Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических образований:
· либерализация цен;
· приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве;
· адресная система социальной помощи;
· снятие ограничений на внешнеторговые операции.
В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике – цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг, а вместе с ним и огромные очереди в магазинах. Начался переход к конвертируемости рубля: стал легальным обмен валюты, устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.
Реформаторское правительство Е.Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и быстрому росту экономики. Правительство отказалось в той или иной мере от регулирующей роли государства.
В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. в 100 – 150 раз (при ожидаемом уровне в 3 – 4 раза). Повышение зарплаты в несколько раз отставало от роста цен. В последующем это отношение несколько выровнялось.
Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы «перестройки» стали возникать первые самостоятельные фермерские хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи.
Тем временем экономический кризис углублялся. Предприятия испытывали огромные трудности: не могли закупить по свободным ценам необходимое сырье и материалы, расплатиться с поставщиками. К 1993 г. объем промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился на 12%, сельскохозяйственного – на 10%. Начался неконтролируемый властями вывоз капитала за рубеж.
Одновременно в новой экономической ситуации нарастало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз (в дореформенное время этот разрыв не превышал полутора раз).
Вопрос№34:Россия в конце 20-го начале 21-говека. Приход к власти В.В.Путина.
К концу 20-го века Россия подошла с огромными проблемами. Прежде всего, продолжается инфляция, сокращение производства, дефицит бюджета. Экономика страны все больше зависит от Запада. Основным источником дохода бюджета- продажа нефти. Обнищание и маргинализация масс. Продолжается война в Чечне, обострение национальных противоречий.
Путин В. В Начинает карьеру в КГБ. Работает в Дрезденской группе политической разведки помощником начальника отдела. При нем рухнула Берлинская стена. По возвращению из Германии отказался от работы в центральном аппарате КГБ и устроился работать помощником ректора ЛГУ по международным связям. В мае 1990 года избранный мэром Собчак пригласил его сначала на должность советника, затем – председателя комитета по внешним связям С 1994 стал первым заместителем городского правительства. После поражения Собчака на выборах в 1996 году Путин уволился из мэрии, но уже в августе получил приглашение от управляющего делами президента Бородина на должность управляющего российской собственностью за границей. В 1998 году Путин становится директором ФСБ. В это время обостряется обстановка в Чечне.
В 1999 году Ельцин назначает Путина премьером, называя его приемником.
Под давлением патриотически настроенных сил, президент Ельцин, 31 декабря 1999 года объявил о своей отставке и передал управление страной исполняющему обязанности Президента РФ, Премьер-министру В.В. Путину.
После этого, были проведены президентские выборы, победу на которых одержал В.В. Путин. Причины избрания нового Президента России заключались в следующем:
· угроза потери суверенитета РФ;
· начавшийся распад государства и региональные военные конфликты;
· утрате экономики и сельского хозяйства страны;
· распад армии и потеря обороноспособности;
· отсутствие внешнеполитического курса страны;
· бесконтрольное проникновение иностранного капитала в страну;
· уничтожение национального производителя и предпринимательства в целом;
· разгул организованной преступности в стране.
Народ увидел в новом избранном президенте России, сильного лидера способного вывести страну из ступора и тотального уничтожения.
Вопрос№35:Внешняя политика Российской федерации в 21 веке.
2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.
Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими причинами, главными из которых являются:
- большая территория страны и в связи с этим большое количество населения,
- запасы полезных ископаемых, добыча которых существенно влияет на мировой рынок,
- тесно связанная с предыдущим пунктом - Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, что определяет котировки мировых валют,
- вся история нашей страны показывает, что любое событие, происходящее в России, может существенно повлиять на ход истории всех остальных стран.
Все это определяет повышенный интерес к нашей стране. Особенный интерес вызывали происходящие в нашей стране события в конце прошлого начале нынешнего века. Сейчас стираются границы между внутренними и внешними интересами государства. Любой внутренний конфликт может перерасти в международный конфликт, или даже войну. Поэтому внешняя политика становится одной из главнейших при планировании дальнейшего развития страны.
Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.
Концепция 2000-го года официально закрепляла идею великодержавности России в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России. В число основных целей внешней политика вошли:
- обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;
- формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;
- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
- защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.
Внешняя политика России существенно изменилась в период экономического и политического преобразования страны. Но это связано не только со- внутренними проблемами государства, но и с происходящими в мире событиями.
Так, усиление роли Америки и ее желание стать господствующей страной, привело к тому, что Россия потеряла интерес к взаимодействию с США и начала искать новых партнеров. В это же время начинают набирать силы страны Азии - Япония, Китай, Тайвань, Индия. Они видят в России не только надежного партнера, но и мощного союзника. У нас много совместных интересов с этими странами, поэтому партнерские отношения только укрепляются с каждым годом. Партнерские отношения наблюдаются как в экономическом и политическом плане, так и в культурном. Восстанавливаются старые связи, которые были между нашими народами многие годы
Россия становится более ориентированной на военное сотрудничество с Китаем, Индией со странами Ближнего Востока, на продажу оружия.
Благодаря своим ресурсам и территории Россия обладает большой потенциальной силой, не учитывать которую не возможно. Многополярный мир установился не благодаря желанию какой-то из стран, а благодаря изменению в мире общей политики. Крупнейшими политическими игроками начинают выступать страны Западной Европы, Китай, Япония и, конечно, же, Россия.
Провозглашённый современным российским руководством курс на модернизацию создаёт необходимые политические условия для перехода именно к такой новой экономике.
Итак, можно утверждать, что в эти годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.
Вопрос№36:Современная Россия и процесс модернизации.
Модернизация – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.
Различают два типа модернизации:
1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.
2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.
Основная цель, стоящая перед российской экономикой -- обретение нового качества развития, обеспечивающего повышение эффективности и конкурентоспособности материального и интеллектуального производства, высокие и устойчивые темпы роста. Достижение этой масштабной, но реальной цели требует кардинальных перемен в социально-экономическом развитии на основе целеустремлённой национальной стратегии, опирающейся на программу технологической модернизации России.
СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является стратегией модернизации и ставит конкретные ее задачи СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденаУказом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. №537 [Электронныйресурс].
1. Увеличить размер бюджета к 2015 году в два раза, а к 2020 году - в четыре раза. Соответственно увеличить расходы на оборону, образование, науку, культуру,здравоохранение, социальные нужды.
2. Снизить бедность и социальное расслоение населения. Коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) снизить с 16,18 до 8-10 раз. Коэффициент Джинни снизить с 0,42 до 0,3.
3. Объемы вводимого в эксплуатацию жилья увеличить в три раза.
4. Строительство автомобильных и железных дорог увеличить в три раза.
5. Производительность труда в промышленности увеличить в два раза. Издержки при производстве или добыче металлов, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии,удобрений снизить к 2020 году в три раза, а к 2015 году - в два раза.
6. Производство сельскохозяйственной продукции увеличить в два раза.
7. Производство промышленной продукции увеличить в два раза.
8. Внутрироссийские цены на электроэнергию, газ, бензин, дизтопливо, керосин снизить в полтора раза.
9. Обеспечить прирост населения России на 2-3%.
10. Снизить потребление алкоголя и наркотиков в два раза.
11. Обеспечить увеличение рождаемости и средней продолжительности жизни россиян с 69 до 73 лет.
12. Существенно уменьшить коррупцию - подняться по рейтингу стран со 154 места (из 176) в первые пятьдесят стран.
13. Существенно упростить и сделать прозрачными процедуры взаимодействия физических и юридических лиц с чиновниками государственных служб.
14. Снизить инфляцию до 4-5% в год.
15. Удельный вес офшорного бизнеса в России снизить до 8-10% (сегодня - 70-90%).
16. Снизить ставки по кредитам до 4-6% в год.
17. Число безработных (сегодня 6 млн. чел.) и число граждан работающих в неформальном секторе (сегодня 12-15 млн. чел.) снизить в три раза.
18. Оптимизировать экономические и политические отношения с бывшими советскими республиками.
19. Построить развитое гражданское общество и правовое государство.