Итоги и значение гражданской войны 1946-1949 гг.
Международное положение СССР поле войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Положение в соотношении сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире, однако в области некоторых видов военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого понес огромные потери.
Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью.
В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сферы советского влияния. Эти два взаимоисключающих подхода отражались в позициях, дискутирующихся в партийном руководстве. Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход возобладал в первые месяцы после Ялтинской конференции.
Вопрос№2 Интересы США в Европе и мире после 2 мировой войны.
Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.
Цели у всех стран были, разумеется, абсолютно разными. Если для США было важно вовлечь СССР в войну с Японией, с тем, чтобы быстрее ее закончить, то Сталин желал признания союзниками права СССР на недавно аннексированные Прибалтики, Бессарабии и восточной Польши. Все так или иначе хотели создать свои сферы влияния: для СССР это был своеобразный буфер из подконтрольных государств, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши и Югославии.
Договор на салфетке
Полулегендарной историей стал рассказ о договоре Сталина и Черчилля до Ялты, так называемое «соглашение на салфетке». Прямо за обедом Черчилль начертил на салфетке границы и степени влияния СССР и Великобритании в Балканах. Великобритании было отдано 90% влияния в Греции, а СССР – 90% в Румынии, Болгарии и Венгрии. Югославия же была разделена союзниками пополам. «Не покажется ли несколько циничным, что мы решили эти вопросы, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей, как бы экспромтом? Давайте сожжем эту бумажку», сказал Черчилль Сталину, на что советский вождь ответил отказом.
Чтобы реабилитировать германский народ. Курильский вопрос На Постдамской конференции Сталин объявил о том, что СССР вступает в войну с Японией. В обмен на эту услугу, союзниками было принято решение о передаче СССР Курил и Южного Сахалина, которые Россия потеряла в русско-японской войне. Также Советскому Союзу пообещали аренду Порт-Артура и Китайско-Восточной железной дороги. Помимо всего прочего, Корея, до этого управляющаяся Японией, также была поделена на две части: советскую, северную, и американскую, южную, что привело к Корейской войне в пятидесятых и неразрешенным до сих пор противоречиям между двумя государствами.
Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.
Создание ООН
Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.
1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.
Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.
США претендовали на мировое господство. После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии.
С окончанием Второй мировой войны США наравне с СССР стала одной из двух мировых сверхдержав. Штаты помогли поднять Европу из руин, пережили экономический и демографический бум. В стране начался процесс отказа от сегрегации и расовой дискриминации. Одновременно с этим в американском обществе развернулась антикоммунистическая пропагандистская кампания сторонников сенатора Маккарти. Тем не менее, несмотря на все внутренние и внешние испытания, стране удалось сохранить и закрепить свой статус главной демократии западного мира.
вопрос№3 Интересы Англии и Франции в Европе и мире осле 2 мировой войны
Великобритания Великобритания вышла из Второй мировой войны существенно ослабленной. Колониальная империя разваливалась. Хозяйственный кризис, усилившееся национально- освободительное движение в колониях и финансовая зависимость от США - все это подрывало ее могущество.
Франция Из западноевропейских участников Антигитлеровской коалиции в результате войны наиболее пострадала Франция. К тому же внутри страны разгоралась борьба между коммунистами, левыми и правыми силами. Будучи колониальной империей, Франция столкнулась с ростом национально- освободительной борьбы.
Париж занимал в 1945-1946 гг. радикальную позицию в вопросах будущего устройства Германии. На первой сессии СМИД в Лондоне в сентябре--октябре 1945 г. и второй сессии в Париже в апреле--июне 1946 г. французская делегация добивалась разукрупнения Германии за счет отделения от нее Рейнской области, Рура и Саара. Эти предложения не были поддержаны. США и Британия считали ресурсы Рура и Рейнской зоны основой экономического восстановления Западной Европы и не хотели переключения их на одну Францию. Идеальной формой решения проблемы Рура в Вашингтоне считали создание для него международного контролирующего механизма без участия СССР.
Франция рассматривала экономическое восстановление Германии как стратегическую угрозу для себя. Настороженное отношение к Германии было характерно и для французских левых, и для правительства Ж. Бидо. Пытаясь успокоить Париж и убедить его присоединиться к американо-британской политике в германском вопросе, американские дипломаты указывали на возможность сохранения в Европе американского военного присутствия в качестве военной гарантии для Франции против Германии. Французская сторона воспринимала эти предложения недоверчиво. Она стремилась лавировать между Британией и США, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой.
Мирные договоры с Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, окончательно согласованные на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в декабре 1946 г., были подписаны в Париже 10 февраля 1947 г. Состояние войны между этими странами и государствами антигитлеровской коалиции прекращалось, и союзные державы обязывались поддержать просьбы побежденных стран об их принятии в ООН. Советский Союз получил разрешение оставить войска в Венгрии и Румынии для обеспечения коммуникаций со своими оккупационными силами в Австрии. Возможности для контроля над восточноевропейским регионом для СССР благодаря этому сохранились.
Вопрос№4 Парижская мирная конференция (29июля-15 октября 1946года).
международная конференция, созванная для рассмотрения проектов мирных договоров между государствами антигитлеровской коалиции, одержавшими победу во 2-й мировой войне 1939—45, и бывшими союзниками фашистской Германии в Европе — Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией; проходила с 29 июля по 15 октября в Париже.
Париж, лето 1946 года. Сюда, во французскую столицу, прибыли делегации двадцать одной страны*, чтобы принять участие в работе конференции, созванной Советом министров иностранных дел великих держав для рассмотрения проектов мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. После Версальской мирной конференции Париж вторично стал местом событий, с которыми связывают новые периоды международной жизни.
Вопрос№5:ДоктринаТрумэна и план Маршала
Доктрина Трумэна (англ. Truman Doctrine ) — внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира .
В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.
План Мáршалла— программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вcтупил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом.
Вопрос№6: Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
История создания НАТО. Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов. Поэтому пять стран Западной Европы — Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды — объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц.
История НАТО. В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция. В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено — североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе — ОВД (Организацию Варшавского договора). Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 — Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.
Цели и задачи НАТО. Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.
Варша́вский догово́р 1955 года (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) — документ, закрепляющий создание военно-политического союза социалистических государств. Договор, на проходившем 14 мая 1955 года Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе, подписали представители 8 государств социалистического лагеря — СССР, Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Чехословакии. Военный союз социалистических государств, сложившийся на основе Варшавского Договора получил название Организация Варшавского Договора (ОВД).
Цель создания ОВД
Варшавский Договор заключен в целях противодействия усилению опасности развязывания новой мировой войны и возникновения угрозы безопасности социалистических стран. Создание военной организации социалистических стран явилось ответом на ратификацию западными странами Парижских соглашений 1954 года, которыми предусматривалось образование Западноевропейского союза — объединенного блока европейских стран и США, ремилитаризация Западной Германии и ее включение в блок НАТО.
Организация Варшавского Договора носила оборонительный характер и коренным образом отличалась от агрессивных блоков. Договор был заключен на принципах полного равенства его участников и являлся добровольным союзом социалистических государств. Политическая сущность Варшавского Договора состояла в том, что он направлен против сил, враждебных делу мира и социализма, противостоит попыткам империализма вооруженным путем реставрировать капитализм в социалистических странах.
Вопрос№7: Гражданская война Греи и Китая 1946- 1949годов.
Греческая гражданская война началась в марте 1946 года между греческой правительственной армией (которую поддерживала Великобритания и Соединенные Штаты) и демократической армией Греции (партизанами, находящимися под контролем Коммунистической партии Греции при поддержке Советского Союза, Албании, Болгарии и Югославии). Она продлилась три года и закончилась в августе 1949 года поражением коммунистических повстанцев. Греческая гражданская война считается одним из первых актов холодной войны в послевоенной истории. Для Греции это был военный конфликт с крупнейшими людскими потерями, понесенными страной с 1830 года до настоящего времени.
Гражданская война в Китае началась в 1927 году и длилась почти два десятилетия. Ее завершающий этап начался в 1946 году и длился до 1949 г., именно в этот период был окончательно утсановлен коммунистический режим.
К моменту окончания Второй мировой войны на той китайской территории, где не было японской оккупации, шла конфронтация двух политических сил:
1)Правительства партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Столица гоминьдановцев находилась в городе Чунцин. Чан Кайши пользовался поддержкой Соединенных Штатов Америки. Позже глава Гоминьдана подписал договор и с Советским Союзом;
2)Коммунистического правительства Мао Цзедуна со столицей в городе Яньань.
Чан Кайши и Мао Цзэдун постоянно враждовали, все попытки США примирить оппонентов оканчивались неудачей. При посредничестве Вашингтона были организованы переговоры между двумя китайскими правительствами. Первая встреча состоялась в октябре 1945 года, главным её итогом было решение созвать Политическую консультационную конференцию. На ней предполагалось решить вопрос о дальнейшем развитии Китая.
Причины Корейской войны
Главная предпосылка для начала войны – разделение Корейского полуострова. До Второй мировой войны Корея являлась колонией Японской империи. В этой войне Япония встала на сторону гитлеровской Германии.
Объявив ей войну как последней из стран Оси, главные страны антигитлеровской коалиции – СССР и США – начали военные действия, оккупировав Корейский полуостров с разных сторон.
Южная Корея стала капиталистическим государством, ориентированным на США, а Северная Корея – КНДР – стала коммунистической, развивавшейся при поддержке Советского Союза.
1. Но такое положение не устраивало руководителей двух Корей .
2. Ещё одна причина – власти Северной Кореи намеревались освободить свою столицу от капиталистического влияния.
3. Наконец, третья причина – желание мировых держав сделать Корейский полуостров своей стратегически важной точкой.
Ход войны
Война, впрочем, началась для мирового сообщества внезапно: 25 июня войска КНДР перешли границу с южным соседом. Северная Корея обладала значительными боевыми силами – солдатами, обученными советскими специалистами, огромным количеством советских танков и самолётов. Армия южан была гораздо скромнее по численному составу бойцов, а бронетехники и самолётов почти не имела.
Молниеносной победы не получилось, несмотря на то, что КНДР контролировали 90 % территории Южной Кореи.
В Нью-Йорке был срочно созван Совет безопасности ООН, по решению которого на помощь Южной Корее высылались значительные военные силы. Первоначально прибывшие войска ООН терпели неудачи; Однако в сентябре 1950 года войска ООН перешли в контрнаступление.
Теперь уже армия КНДР значительно уступала в численности международным войскам.
Началась затяжная война, каждая сторона в которой действовала с переменным успехом.
Итоги войны
1)Корейская война была самым первым серьёзным конфликтом в истории «холодной войны»; начиная с неё, противостояние двух мировых блоков приняло более острую форму.
2)Территория Корейского полуострова так и осталась поделённой между двумя Кореями – капиталистической и коммунистической.
3)Обе страны понесли огромные потери в экономике, были разрушены дороги, жилые и правительственные здания, предприятия.
4)Парадоксально, но война оказалась выгодна Японии; во время конфликта американцы начали приобретать товары японского производства и убеждались в их достаточно высоком качестве; вскоре японские дзайбацу (корпорации) стали активно продвигаться на мировой рынок.
5)Для СССР война была в целом неудачной, так как не удалось создать на всём Корейском полуострове «дружественное» государство. Однако советские офицеры и военачальники получили в войне значительный опыт.
Вопрос№9: Советско-югославский конфликт в период «холодной войны».
СОВЕ́ТСКО-ЮГОСЛА́ВСКИЙ КОНФЛИ́КТ 1948, кризис партийных и гос. отношений между Федеративной Народной Республикой Югославией и СССР, приведший к разрыву связей между странами во многих областях. Поводом к ухудшению взаимоотношений послужили начатые И. Броз Тито в 1947 без согласования с сов. руководством переговоры с Болгарией о скором создании федерации балканских государств, форсированное сближение Югославии с Албанией и Грецией. В сент. 1947 в информац. записке Отдела внешней политики ЦК ВКП сообщалось о стремлении отд. руководящих деятелей Коммунистич. партии Югославии поставить её в положение своеобразной «руководящей» партии на Балканах, отмечалось «недоброжелательное отношение» руководства КПЮ к Сов. Союзу. В письмах, направленных И. В. Сталиным и мин. ин. дел СССР В. М. Молотовым руководству КПЮ (март – май 1948), югосл. компартия безосновательно обвинялась в оппортунизме, в отходе от марксизма-ленинизма, а ФНРЮ – в отходе от социалистич. лагеря (на самом деле руководители Югославии в целом поддерживали внешнеполитич. курс СССР). В письме Сталину от 13.4.1948 Тито отмечал, что СССР «получает неточные и тенденциозные сведения от своих органов», предлагал обсудить возникающие проблемы, однако сов. руководители не отказались от дальнейшего обострения конфликта.
Вопрос№10:Карибский кризис в 1962году.
Карибский (Кубинский) кризис 1962 года - резкое обострение международной обстановки, вызванное угрозой войны между СССР и США из-за размещения советского ракетного оружия на Кубе.
В связи с непрекращающимся военным, дипломатическим и экономическим давлением США на Кубу советское политическое руководство по ее просьбе в июне 1962 года приняло решение о развертывании на острове советских войск, в том числе ракетных (кодовое название «Анадырь»). Это объяснялось необходимостью предотвратить вооруженную агрессию США на Кубу и противопоставить советские ракеты американским, развернутым в Италии и Турции.
Для выполнения указанной задачи было намечено разместить на Кубе три полка ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и два полка ракет Р-14 (16 пусковых установок) - всего 40 ракетных установок с дальностью действия ракет от 2,5 до 4,5 тыс километров. 51 Дивизия в полном составе обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов почти на всей территории США.
Доставка войск на Кубу планировалась гражданскими судами Министерства морского флота СССР. В июле октябре в операции «Анадырь» приняли участие 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно.
Вопрос№11:Образование Европейского союза. Состав Европейского союза.
Условия и порядок
Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов (географические и общеполитические критерии).
Основных требования к государству-кандидату:
• государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
Аграрная реформа
Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК Н.С.Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы — зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов, там создавались зерновые совхозы.
Промышленность в 1950-х гг.
К середине XX в. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу «А», производство средств производства, которое составило к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз).
Итоги Перестройки.
Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в Союзе, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.
• Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;
• В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе
и на литературу;
• Была отброшена однопартийная система;
• Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;
• Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;
• Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;
• Государство дало разрешение на рок в стране;
• Прекратилась «холодная война».
Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические.
• Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;
• Международный долг СССР вырос и как минимум в три раза;
• Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.
Вопрос№29:Распад СССР. Августовский путч.
Распад Советского Союза - это событие, которое в истории относится к числу глобальных, повлиявших на весь мир. После распада Советского Союза в новейшей истории началась новая веха - была создана новая политическая карта мира, а также изменилась судьба многих миллионов людей. Именно осмысление и анализ этого масштабного события является целью данной работы. Августовские события 1991 года, последовавший за этим распад СССР, образование СНГ - это череда событий, ознаменовавшая исторический этап развития мировой цивилизации.
1991 год стал последним годом в истории Советского Союза. Августовский ГКЧП явился катализатором того, что почти все бывшие союзные республики, а также несколько автономий вне России (ставшие позже непризнанными государствами, заявили о своей независимости.
марта 1991 г. состоялся Всесоюзный референдум, на котором обсуждался вопрос о сохранении Советского Союза в качестве обновленной федерации равноправных суверенных республик. На референдум было вынесено пять вопросов. На проведение всесоюзного референдума органы государственной власти отреагировали по-разному. Ряд республик (Латвия, Литва, Эстония и др.) не поддержали его проведение, в связи с чем, предпринимались попытки его бойкотировать, а взамен провести плебисциты, опросы. В референдуме участие приняли 80% граждан Советского Союза. При этом, за сохранение обновленного Союза высказалось 76,43%.
По итогам референдума был разработан проект заключения договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого должно было состояться 20 августа 1991 года. Но Государственный комитет по чрезвычайному положению 18-21 августа осуществил неудачную попытку насильственного отражения М.С. Горбачева от власти, чем сорвал подписание Союзного договора.
Августовские события 1991 г., которые в историю сошли как (Августовский путч, августовский переворот и т.п.), по сути, явились попыткой антиконституционного переворота, который был предпринят консервативным сталинско-брежневским крылом руководства Советского Союза и КПСС. В период с 19 по 21 августа 1991 г. власть в стране перешла к Государственному Комитету по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в состав которого вошли: О.Д. Бакланова, В.А. Крючкова, В.С. Павлова, Б.В. Пуго, В.А. Стародубцева, А.И. Тизякова и Г.И. Янаева. Фактически ГКЧП был образован из первых государственных и должностных лиц, которые выступили против реформ перестройки, проводимых Президентом СССР М.С. Горбачевым. Члены ГКЧП выступили против преобразования Советского Союза в Союз Суверенных государств, который, по сути, становился конфедерацией.
К этому времени в РСФСР силу набирают демократы, которые под руководством Б.Н. Ельцина, не только отказались подчиняться ГКЧП, но и объявив их действия антиконституционными, фактически вступили в противостояние. С 22 по 20 августа 1991 г. бывшие члены ГКЧП, распущенного к этому времени, а также лица, активно им содействовавшие им, сначала были арестованы, но в 1992-1993 гг. отпущены под подписку о невыезде. Примечательным является тот факт, что Военной коллегией Верховного Суда РФ 11 августа 1994 г. в отношении одного из участников ГКЧП (отказавшегося от амнистии 1994 г.) был вынесен оправдательный приговор. Речь идет о Валентине Варенникове.
На сегодняшний день относительно событий августа 1991 г. среди исследователей нет единой точки зрения, поскольку сами члены ГКЧП говорят о непосредственной заинтересованности в этом Президента СССР М.С. Горбачева.
Вопрос№30:Россия в 90-ые года 20 века. Становление президентской республики.
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач бьшо принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти — Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».
Реформы 90-х годов оказали глобальное воздействие на жизнь российского общества.
В результате радикальных преобразований резко повысился уровень преступности, выросла безработица, высокая смертность населения, низкий уровень рождаемости, а так же уровень реальных доходов.
Вопрос№31:Первая чеченская война.
Первая чеченская война (Чеченский конфликт 1994—1996 годов, Первая чеченская кампания, Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике) — боевые действия между правительственными войсками России (ВС и МВД) и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа с целью взятия под контроль территории Чечни, на которой в 1991 году была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Часто называется «первой чеченской войной», хотя официально конфликт назывался «мерами по поддержанию конституционного порядка». Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов, отмечались факты геноцида нечеченского населения в Чечне.
Несмотря на определённые военные успехи ВС и МВД России, итогами этого конфликта стали поражение и вывод федеральных войск, массовые разрушения и жертвы, де-факто независимость Чечни до второго чеченского конфликта и волна террора, прокатившаяся по России.
Предыстория конфликта
С началом «перестройки» в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения. Одной из подобных организаций стал созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа, ставивший своей целью выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Его возглавил бывший генерал советских Военно-воздушных сил Джохар Дудаев.
Вопрос№32:Вторая чеченская война.
Вторая чеченская война (официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе (КТО) — обиходное название боевых действий на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода Вооружённых сил России в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни, переросла в тлеющий конфликт, фактически продолжающийся по сей день. С 0 часов 16 апреля 2009 года режим КТО отменён.
Предыстория
После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило.
Чеченские криминальные структуры безнаказанно делали бизнес на массовых похищениях людей. Регулярно происходил захват заложников с целью выкупа — как официальных российских представителей, так и иностранных граждан, работавших в Чечне — журналистов, сотрудников гуманитарных организаций, религиозных миссионеров и даже людей, приезжавших на похороны родственников.
Вопрос№33:Августовский кризис1998годаи его преодоление.
Международное положение СССР поле войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Положение в соотношении сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире, однако в области некоторых видов военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого понес огромные потери.
Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью.
В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сферы советского влияния. Эти два взаимоисключающих подхода отражались в позициях, дискутирующихся в партийном руководстве. Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход возобладал в первые месяцы после Ялтинской конференции.
Вопрос№2 Интересы США в Европе и мире после 2 мировой войны.
Во<