Борющиеся нации и народы как субъекты международного права
Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.
Среди субъектов международного права особое место занимают нации и народы. Однако не все народы и нации обладают международной правосубъектностью. Как следует из международной практики, только нации и народы, находящиеся в колониальной зависимости, борющиеся за свою независимость в целях образования своего государства, могут претендовать на признание за ними международной правосубъектности.
В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.
Борьба народов (наций) за образование собственных независимых государств законна в любой форме — мирной и немирной, в том числе и в форме национально-освободительной войны. Более того, насильственное воспрепятствование осуществлению права на самоопределение, сохранение колониализма в любых формах — старых (в виде всякого рода прямого колониального владения, оккупации, протекторатов и т.п.) и новых — в форме неоколониализма (неравноправных договоров, кабальных займов и кредитов, иного иностранного контроля) — несовместимы с международным правом.
В ходе национально-освободительной борьбы народы могут создавать свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. В таких случаях борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений, субъектами международного права, которые осуществляют свои международные права и обязанности через упомянутые органы. Такими были, например, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Такой является Организация освобождения Палестины (ООП).
Основная задача международной правосубъектности НБН заключается в определении правового статуса борющейся нации, в осуществлении контроля международного права над национально-освободительным движением. Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее международная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее число таких субъектов действовало в международном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящее свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.
Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между и составляют международную правосубъектность НБН. НБН обладают всеми элементами международной правосубъектности: правом участвовать в заключении международных соглашений, быть членом международных организаций, иметь свои официальные представительства в других государствах, участвовать в работе международных конференций. Основное международное правомочие народа борющегося за создание собственного государства, — это международная договорная правоспособность. От имени нации при заключении международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.
Одно из наиболее важных правомочий НБН — это право на международную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.
Основная проблема международной правосубъектности НБН — необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса