Понятие международного публичного права
Ответы к Международному праву
Понятие международного публичного права
Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права. Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций. Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. Здесь наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.
Функции международного права:
- координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;
- регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;
- обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;
- охранительная – защита законных прав и интересов государства.
Соотношение международного публичного и внутригосударственного права
Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.
В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права.
Дуалистическая концепция рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные, не имеющие общих точек соприкосновения комплексы.
Монистическая теория предполагает, что международное право и внутригосударственное право являются составными частями единого правопорядка. В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.
Правопреемство государств
Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.
Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.
Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabularasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.
Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.
Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).
Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.
Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.
Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.
Правовой режим Арктики
Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.
В мае 1925 г. Правительство Канады официально закрепило канадский суверенитет над арктическим сектором, составляющим пространство в пределах 60° в. д. – 141° з. д., вплоть до Северного полюса. Позднее примеру Канады последовали и иные страны, выходящие к арктическому бассейну. С указанного времени владения в Арктике разделяются по секторальному времени. Одновременно с этим продолжаются дискуссии об интернационализации Арктического пространства.Одни сторонники интернационализации Арктики полагают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря. Этот подход не противоречит заявленным «секторальным претензиям» приарктических государств и на земли и острова в данном районе, но не получает широкой поддержки. Другие считают более реалистичное решение, в пользу которого говорит солидарный опыт сотрудничества приарктических государств, например в вопросах охраны окружающей среды. Третья разновидность данной концепции сводится к частичной интернационализации Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Теория интернационализации Арктики имеет определенные шансы на успех ввиду столкновения «секторальных интересов» некоторых государств региона. Неоднократно заявляли о непризнании канадского арктического сектора США, Норвегия и Дания, вследствие чего у Канады существуют проблемы с разграничением морских границ с данными государствами.
Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет. Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес; надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США. Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета. Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса. Несмотря на детальную регламентацию целей и форм деятельности Арктического совета, практически он не начал свою работу.
Понятие и виды населения
Под населением в международном праве понимается совокупность индивидов, проживающих на территории отдельного государства и находящихся под его юрисдикцией. В международном праве выделяют следующие категории лиц, входящих в понятие «население»: 1) собственно граждане (подданные) отдельного государства (постоянный состав населения); 2) иностранные граждане, постоянно проживающие в данном государстве; 3) лица с двойным гражданством (бипатриды); 4) лица, не имеющие гражданства (апатриды).
Правовой статус населения любого государства определяется и регламентируется прежде всего национальным законодательством — конституцией, законодательными актами о гражданстве, а также иными нормативными правовыми актами государства. В то же время значительная часть вопросов гражданства регулируется международными многосторонними и двусторонними договорами. Среди подобных вопросов — правовой режим иностранцев, правовое положение вынужденных мигрантов и лиц с двойным гражданством, право убежища. Государство осуществляет территориальную юрисдикцию в отношении лиц, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, а также персональную юрисдикцию в отношении собственных граждан, находящихся за его пределами. Единственной категорией лиц, не подпадающих под юрисдикцию государства пребывания, являются дипломатические агенты, консульские работники, сотрудники специальных миссий и члены их семей, что предусмотрено соответствующими международными соглашениями в области международного дипломатического и консульского права.
Учреждение и прекращение международных организаций
Международные межгосударственные организации как вторичные субъекты международного права создаются государствами. В теории международного права выделяется три этапа создания такой организации:
- согласованное волеизъявление государств и принятие учредительного документа;
- создание структуры организации;
- созыв главных органов организации.
Согласованное волеизъявление государств и принятие учредительного документа может быть выражено двумя способами: в международном договоре и в решении уже существующей международной организации.
Заключение международного договора является основным способом создания международной межгосударственной организации. Наименования такого акта могут быть различными (конвенция, статут и другие). Датой создания организации считается дата вступления в силу указанного международного договора.
Другим способом создания международной межгосударственной организации является принятие решения уже существующей международной организации. В такой форме, например, были созданы некоторые автономные организации ООН. В данном случае согласованное волеизъявление государств заключается в голосовании за решение организации о создании другой организации.
Создание структуры организации осуществляется, как правило, специальными подготовительными органами, которые учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации. Деятельность такого органа направлена на проработку всего круга вопросов деятельности создаваемой организации и разработку ее документов.
Созыв главных органов организации и начало их функционирования означает завершение мероприятий по созданию международной межгосударственной организации.
Международные неправительственные организации создаются не на основе межправительственных (межгосударственных) договоров, а на основе волеизъявления физических и (или) юридических лиц, которые разрабатывают и принимают учредительные документы.
Прекращение международной межгосударственной организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего такое решение принимается путем подписания протокола о роспуске (например, в 1991 г. были подписаны Протокол о роспуске ОВД и Протокол о расформировании СЭВ). Если вместо одной организации создается другая организация, то решаются проблемы правопреемства.
Международные неправительственные организации прекращаются путем волеизъявления их участников, которые принимают соответствующие документы.
Проблема выхода из международной организации связана с другим вопросом – порядком денонсации международного договора, являющегося институциональным документом. В учредительных актах организаций закрепляется несколько способов прекращения членства:
1) добровольный выход;
2) автоматический выход;
3) исключение;
4) прекращение существования государства;
5) ликвидация организации.
Общая характеристика ООН
Организация Объединенных Наций – это универсальная международная организация, созданная для поддержания мира и международной безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Организация Объединенных Наций функционирует на основе учредительного акта – Устава ООН, принятого в Сан-Франциско и вступившего в силу 24 октября 1945 г. Согласно Уставу ООН ее целями являются:
1) поддержание мира и международной безопасности;
2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народа;
3) осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;
4) поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии;
5) согласование действий наций в достижении общих целей.
Согласно ст. 4 Устава ООН членами ООН могут быть любые миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства по Уставу ООН и которые, по мнению организации, могут и желают эти обязательства выполнять.
Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая пять совпадающих голосов постоянных членов ООН, и постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное двумя третями присутствующих и участвующих в голосовании государств. В случае систематического нарушения принципов Устава ООН государство-член может быть исключено из Организации. Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие главных органов организации, как то: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.
Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Она наделена широкой компетенцией, уполномочена рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН и давать рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН.
Совет Безопасности ООН выполняет главную функцию по поддержанию международного мира и безопасности. Он действует от имени всех государств-членов. Государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Экономический и Социальный Советы ООН выполняют следующие функции: повышение уровня жизни; разрешение международных проблем в области экономики, культуры; содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека.
Секретариат ООН – главный административно-технический орган ООН.
Международный суд ООН состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Ответы к Международному праву
Понятие международного публичного права
Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права. Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций. Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. Здесь наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.
Функции международного права:
- координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;
- регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;
- обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;
- охранительная – защита законных прав и интересов государства.