Политическое прогнозирование
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации. | Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации. | |
. | . | |
Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека". | Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. | |
. | . | |
Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни. | Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов. |
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы политологии | На чем акцентируют внимание | Как изучают политику |
Институциональный | На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. | Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений |
Исторический | На политических явлениях и процессах во времени и пространстве | Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего |
Социологический | На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. | Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы |
Бихевиористский | На личностном измерении политики, поведении отдельного человека | Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации |
Психологический | На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. | Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение |
Системный | На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой | Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами |
ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:
· организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;
· общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;
· научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;
· политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;
· профессиональное политическое руководство.
Подходы к анализу политики как общественного явления:
· политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;
· политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;
· политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества. | Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан. |
Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом. | Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами. |
Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений. | Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека. |
ВЛАСТЬ
Власть:
|
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
· суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
· авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
· волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
· принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
· всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
РЕСУРСЫ ВЛАСТИ
Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта
Экономические:
| Социально-политические:
|
Морально-идеологические:
| Информационно-культурные:
|
Силовые:
|
МОТИВЫ МЕХАНИЗМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
· Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.
· Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей.
· Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.
· Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.
ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Легитимность власти - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям. |
· Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.
· Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.
· Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс.
· Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения.
· Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями. | Создание такой политической cсистемы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан. |
Личные харизматические черты политического лидера. | Успешное осуществление государствен- ной политики, поддержание законности и правопорядка. |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
По политическому режиму | По административно- территориальному устройству | |
|
|
По форме правления | По социально-классовым отношениям (К.Маркс) | |
Монархия:
|
|
Дополнительно выделяют: |
|
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Внутренние: | Внешние: | |
|
|
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Признаки политических партий | Функции политических партий | |
|
|
ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Материальные предпосылки |
|
Социально-культурные предпосылки |
|
Политико-правовые предпосылки |
|
ФАКТОРЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1. Уровень научности политического сознания и зрелость политической культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта политического процесса.
2. Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обязанностей.
3. Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообразные формы и методы политического участия.
4. Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, придающие поведению устремленность к достижению цели, способствующие проявлению гражданского долга и мужества.
ТИПЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1. Личность свысокой политической активностью,принимающая постоянное участие в политической жизни:
· лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
· лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).
3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.
4. Личность пассивная к политике.
5. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Политическое лидерство личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе. |
Современные концепции лидерства:
1. “Теория черт”.Лидерство - феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.).
2. “Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности.
3. Психологические концепции (напр. по З.Фрейду) в основе лидерства лежит преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.
4. Теория конституентов. Лидерство - функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей.
5. Интегративный анализ - попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты.
ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
· Наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и политики.
· Способность выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы.
· Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединении своих сторонников (настойчивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.).
· Необходимый уровень политической культуры.
· Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе.
· Популярность, ораторские способности.
· Наличие “команды” помощников и исполнителей.
· Наличие поддержки со стороны народных масс, властных структур
· Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям.
ТИПОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
По типу авторитета:
| По характеру влияния:
|
По стилю руководства:
| По форме влияния:
|
В зависимости от имиджа лидера:
|
ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
· Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.
· Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.
· Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.
· Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.
· Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.
· Гаранта справедливости, законности и порядка.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Психологические: совокупность чувств, переживаний, умонастроений и ориентаций, связанных с политической деятельностью и отношениями. | Менталитет: устойчивые эмоции, настроения, установки и связанные с ними модели политического поведения, имеющие религиозные и национальные особенности. |
Идеолого-теоретические: система знаний, представлений, оценок, понятий, теорий, принципов, идеалов. |
УРОВНИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
С точки зрения субъекта | По глубине отражения действительности | |
Массовое Реально действующее политическое сознание массовой общности. Групповое Сознание больших и малых групп: классов, политической элиты, связанных с политикой Индивидуальное Система мотивации и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики. | Обыденное Формируется на базе жизненного опыта человека. Научное Формируется социальными группами на основе исследования политических процессов. |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Политическая идеология форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. |
Функции политической идеологии:
· Легитимация власти определенных политических сил и режимов.
· Мобилизующая и интеграционная.
· Критическая.
· Когнитивная.
· Нормативная.
· Компенсаторная.
ЛИБЕРАЛИЗМ
идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. |
Ведущие идеологи классического либерализма:
· Д.Локк (1632-1704 гг.);
· А.Смитт (1723-1790 гг.);
· Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.);
· И.Кант (1724-1804 гг.);
· А. де Токвиль (1805-1859 гг.);
· Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. | Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу. |
Расширение деятельности государства в социальной сфере. | Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве - принципу разделения властей. |
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности. |
КОНСЕРВАТИЗМ
политическая идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства. |
Основоположники консерватизма:
· Э. Берк (1729-1797 гг.);
· Ж. де Местр (1754-1821 гг.);
· Л. де Бональд (1754-1840 гг.).
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития. |
Видные идеологи неоконсерватизма:
· Дж. Белл (США);
· Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ);
· Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировом плане: | В политической сфере: | |
|
|
В экономической области: | Суть социальной политики | |
| создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства". |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Основные положения
Политическая демократия.
| Экономическая демократия.
|
Социальная демократия. Борьба за социальную демократию - это борьба за более высокое качество жизни, которое характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды. | Международная демократия. Мир и сотрудничество государств. |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политическая культура исторически сложившиеся устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей, стили деятельности политических институтов. |
Сущность политической культуры:
· степень знания и использования гражданами гражданских прав;
· степень понимания и осуществления массами политики государства;
· степень включенности граждан в политическую жизнь общества;
· степень развитости политических институтов и участие масс в них ;
· наличие демократических основ реализации политики государства;
· формы и методы функционирования политических институтов;
· накопленный социально - политический опыт, существующие политические традиции и обычаи;
· стиль и методы общения субъектов политики в политическом процессе;
· обоснованность подготовки и деловитость осуществления политических решений.
СТРУКТУРА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура политического сознания:
| Культура политического поведения:
|
Культура функционирования политических институтов:
|
ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечение исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению. | Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и политических норм определенные взаимоотношения между социальными общностями, гражданами и государством. |
Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий. | Информационная, направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы. |
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни, выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность. |
СУБЪЕКТЫ И ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации. | Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации. | |
. | . | |
Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека". | Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. | |
. | . | |
Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни. | Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов. |
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы политологии | На чем акцентируют внимание | Как изучают политику |
Институциональный | На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. | Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений |
Исторический | На политических явлениях и процессах во времени и пространстве | Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего |
Социологический | На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. | Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы |
Бихевиористский | На личностном измерении политики, поведении отдельного человека | Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации |
Психологический | На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. | Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение |
Системный | На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой | Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Принципы | Методы |
|
|
Этапы политического прогнозирования:
1. Определение объекта, цели, методов прогноза.
2. Сбор данных, влияющих на объект.
3. Разработка поисковой модели.
4. Составление нескольких возможных вариантов развития событий.
5. Выработка рекомендаций для принятия политических решений.
ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:
· организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;
· общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;
· научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;
· политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;
· профессиональное политическое руководство.
Подходы к анализу политики как общественного явления:
· политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;
· политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;
· политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества. | Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан. |
Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом. | Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами. |
Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений. | Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека. |
ВЛАСТЬ
Власть:
|
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
· Наши рекомендации