К вопросу об участии общества в обеспечении национальной безопасности и обороны

Занятие 13 – 14. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности

Проводится в форме семинара – дискуссии. Тест по итогам изучения материала раздела

1. Сущность негосударственной системы обеспечения национальной безопасности

2. Задачи, решаемые негосударственной системой национальной безопасности

3. Субъекты негосударственной системы обеспечения национальной безопасности: органы местного самоуправления; негосударственные охранные службы и детективные агентства; общественные объединения и отдельные граждане

Литература:

О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ – 2011. – №1. – Ст.2.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. –2016. –№ 1 (ч. II). – Ст. 212.

Вербицкая Т.В. К вопросу об участии общества в обеспечении национальной безопасности и обороны // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №1. – С.66-68. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/k-voprosu-ob-uchastii-obschestva-v-obespeche№ii-№atsio№al№oy-bezopas№osti-i-oboro№y

Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – №35. – С.33-41.URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/i№stituty-grazhda№skogo-obschestva-v-№egosudarstve№№oy-sisteme-obespeche№iya-№atsio№al№oy-bezopas№osti-sovreme№№oy-rossii

Кардашова И.Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности.URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=6630

Саранчук Ю.М. Негосударственные структуры безопасности в гражданском обществе // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 37 - 40.// СПС КонсультантПлюс

Терехова Н.Н. Система обеспечения безопасности личности в общей структуре обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник УдмГУ . – 2012. – №2-1. – С.144-150. URL: http://cyberle№i№ka.ru/article/№/sistema-obespeche№iya-bezopas№osti-lich№osti-v-obschey-strukture-obespeche№iya-№atsio№al№oy-bezopas№osti-rossiyskoy-federatsii#ixzz3SAz8№1v8

Шободоева А.В. Теория национальной безопасности: основные проблемы / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. Ч.1. – 176 с.

 Вербицкая Татьяна Владимировна

Н.Н. Терехова

Занятие 13 – 14. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности

Проводится в форме семинара – дискуссии. Тест по итогам изучения материала раздела

1. Сущность негосударственной системы обеспечения национальной безопасности

2. Задачи, решаемые негосударственной системой национальной безопасности

3. Субъекты негосударственной системы обеспечения национальной безопасности: органы местного самоуправления; негосударственные охранные службы и детективные агентства; общественные объединения и отдельные граждане

Литература:

О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ – 2011. – №1. – Ст.2.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. –2016. –№ 1 (ч. II). – Ст. 212.

Вербицкая Т.В. К вопросу об участии общества в обеспечении национальной безопасности и обороны // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №1. – С.66-68. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/k-voprosu-ob-uchastii-obschestva-v-obespeche№ii-№atsio№al№oy-bezopas№osti-i-oboro№y

Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – №35. – С.33-41.URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/i№stituty-grazhda№skogo-obschestva-v-№egosudarstve№№oy-sisteme-obespeche№iya-№atsio№al№oy-bezopas№osti-sovreme№№oy-rossii

Кардашова И.Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности.URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=6630

Саранчук Ю.М. Негосударственные структуры безопасности в гражданском обществе // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 37 - 40.// СПС КонсультантПлюс

Терехова Н.Н. Система обеспечения безопасности личности в общей структуре обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник УдмГУ . – 2012. – №2-1. – С.144-150. URL: http://cyberle№i№ka.ru/article/№/sistema-obespeche№iya-bezopas№osti-lich№osti-v-obschey-strukture-obespeche№iya-№atsio№al№oy-bezopas№osti-rossiyskoy-federatsii#ixzz3SAz8№1v8

Шободоева А.В. Теория национальной безопасности: основные проблемы / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. Ч.1. – 176 с.

 Вербицкая Татьяна Владимировна

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

Прежде всего необходимо отметить, что основная цель национальной безопасности и обороны - это обеспечение состояния защищенности, возможности реализации жизненно важных интересов [1, с. 15]. Достижение указанного состояния защищенности возможно на основании деятельности государства в лице компетентных органов. Однако невластные субъекты (прежде всего общество, индивиды) содействуют обеспечению обороны и безопасности в силу того, что носителем суверенитета является народ (ст. 3 Конституции РФ). Для целей обеспечения обороны и безопасности понятия «народ» и «общество» можно считать эквивалентными [2, с. 7].

Гражданское общество может существенным образом содействовать обеспечению национальной безопасности посредством выполнения следующих функций:

- выявления сферы национальной безопасности, нуждающейся в правовом опосредовании;

- указания на проблему, возникающую в данной сфере.

Будучи все более и более активным участником решения проблем, особенно в устоявшихся демократиях, гражданское общество является важным звеном жизни государства и индивида. Включая большое количество объединений, организаций, институтов, аналитических центров и групп разных слоев общества, гражданское общество является идеальным противовесом в условиях демократии. Соответственно, сфера национальной безопасности должна развиваться на основе использования преимуществ данного противостояния.

Гражданское общество может и должно участвовать лично или в рамках объединений в становлении и развитии области национальной безопасности и дискуссии по разрешению ее насущных проблем посредством создания соответствующего автоматизированного информационного ресурса по вопросам новой концепции указанного института с целью:

- просвещения граждан, содействия обсуждению возникающих вопросов на основе плюрализма мнений;

- дачи независимых экспертных заключений касательно характера проводимой правительством политики, разъяснения ключевых аспектов бюджетного процесса, политики безопасности, международного сотрудничества, выбора для граждан, чтобы они могли принять взвешенное решение на основе анализа всех возможных альтернатив и т. д.;

- проведения аналитической, исследовательской и информационной работы в сфере новой концепции национальной безопасности, независимо от правительства и официальных источников в качестве пищи для размышлений общественности;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- защиты и соблюдения верховенства закона и прав человека в сфере национальной безопасности.

Гражданские общества в силах способствовать укреплению парламентского контроля. Анализы, предложения, информация, которой они обмениваются по отдельным проблемам национальной безопасности, являются основой для возникновения дискуссий и стимулирования размышлений по данным вопросам парламентариев, журналистов и широкой общественности. Однако указанную роль представители гражданского общества смогут играть, только если будет действительно и эффективно обеспечена свобода прессы и независимость средств массовой информации.

Роль средств массовой информации в области безопасности и значение СМИ в целом имеет смысл, только если журналисты обладают подлинной свободой и реальной независимостью в своей работе, которая должна целиком и полностью доминировать в условиях демократии мнений. Эффективность демократического процесса зависит от свободы прессы, и демократизация в сфере национальной безопасности не является исключением из данного логического заключения. Правовая база, созданная на основе кодекса связи или ее эквивалента, профессиональное объединение или ассоциация журналистов необходимы для защиты представителей и сотрудников средств массовой информации в ходе выполнения стоящих перед ними задач, особенно в такой гибкой и опасной области, как политика национальной безопасности.

В странах, где демократия является фиктивной, или, точнее, в современной ситуации кризиса демократии мнений средства массовой информации не в состоянии играть предназначенную им роль, информация направляется только по строго определенным каналам, изымается, подвергается цензуре, ее распространение ограничивается, или она используется в пропагандистских целях. Манипуляции с информацией, которые создают проблемные ситуации, сильно искажают восприятие и способствуют искаженному общественному мнению, создают благоприятные условия для злоупотреблений всех видов. Именно поэтому общие ориентиры в данной сфере должны быть заданы Конституционным судом РФ, что позволит в значительной мере снизить уровень кривотолков и создаст основу для свободных рассуждений в СМИ о проблемах формирования данного института конституционного права.

Важность участия прессы в обеспечении надлежащего функционирования национальной безопасности также подчеркивалась и в практике Европейского суда по правам человека, который, однако, принимал решение о том, может ли быть ограничена свобода СМИ в целях обеспечения национальной безопасности и принципов, которые необходимо воплотить для обоснования правомерности подобных ограничений [3]. Однако данная практика применима и к ситуации участия средств массовой информации в процессе обсуждения вопросов формирования национальной безопасности в новом виде - ведь также возникает вопрос о пределах подобного участия. Соответственно, исходя из практики ЕСПЧ, СМИ являются и должны быть активными участниками указанного конституционного процесса, при наличии возможности ограничений подобного участия на основе принципов пропорциональности и соразмерности, при условии четкого закрепления тех аспектов национальной безопасности, обсуждение которых общественностью будет способствовать нарушению указанного режима.

Также необходимо отметить, что безопасность человека, как индивидуальная, так и коллективная, на сегодняшний день является одной из основных проблем обеспечения национальной безопасности. Следовательно, естественно и даже необходимо, чтобы граждане принимали участие в дискуссиях по данному вопросу. Новые технологии в настоящее время позволяют расширить сферу данных обсуждений, например через Интернет.

Для ведомств, отвечающих за политику безопасности, не редкость наличие собственных сайтов, где посетители могут просматривать документы об их деятельности. Однако этого недостаточно, так как указанная связь носит односторонний характер. В идеале видится возможным создание форумов и чатов, где специалисты и эксперты смогли бы отвечать на вопросы посетителей в данной сфере или давать пищу для размышлений в рамках осуществляемых дискуссий. Данная возможность доступна не только для исполнительной власти или гражданского общества, но и особенно для выборных должностных лиц, которые могли бы привлекать граждан к работе.

Не менее важна роль гражданского общества в сфере обеспечения обороны. Подобное значение гражданского общества признавалось исторически.

В соответствии с Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. [4, с. 603-604], определена структура вооруженных сил - они состоят из постоянного войска (морских и сухопутных сил) и ополчения (как разновидность гражданской обороны, созываемая в период действия военного положения при внешней агрессии). На основании Свода основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. [5, с. 21-23] установлена обязанность общества по «защите Престола и Отечества». Впервые в 1915 г. была сформирована экономическая оборона, осуществляли которую

военно-промышленные комитеты. Соответственно, обязанность по защите Отечества стала возлагаться не только на общество в целом, но и на его структурные подразделения. Данные комитеты являлись общественными организациями, которые были созданы для содействия в обеспечении экипировки, снабжения материально-техническими средствами армии и флота. Существовало три уровня таких комитетов - центральный, областной (который образуется центральным), местный (который образуется областным) военно-промышленные комитеты, основной задачей которых было по соглашению с Правительством выполнять государственный оборонный заказ (п. 1, 2, 4, 5 «Положения о военно-промышленных комитетах» от 27 августа 1915 г.). В настоящее время подобные функции в рамках Европейского союза выполняют финансово-промышленные группы.

В настоящее время гражданское общество содействует обеспечению обороны страны со стороны специального субъекта - военнослужащих в составе вооруженных сил посредством:

- гражданского резерва (как составного элемента сил запаса), в который входят те лица, которые содействуют укреплению авторитета вооруженных сил, сближению вооруженных сил и гражданского общества;

- гражданской обороны.

Гражданская оборона выполняет пять задач:

- обеспечение безопасности государства и органов государственной власти;

- в области поддержания общественного порядка - обеспечение безопасности той или иной территории, когда ее защита не требует вмешательства специального субъекта;

- защита организаций, установок, средств гражданского характера, которые определяют содержание основных оборонных мероприятий, необходимых для поддержания нормальной жизни людей;

- принятие мер превентивного характера или оказание помощи при всех обстоятельствах, в которых требуется защита жизни народа в целом;

- поддержка и укрепление воли к сопротивлению против актов агрессии.

В некоторых государствах участие в гражданской обороне рассматривается как конституционное право на сопротивление агрессии, угнетению, как это было отражено в Декларации независимости США 1776 г. [6] (в Преамбуле Конституции США 1787 г. также провозглашено, что одной из целей объединения народов является обеспечение совместной обороны [7]) и Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. [8, с. 31-32; 9].

Таким образом, исходя из изложенного выше, гражданское общество является важным невластным субъектом, который содействует властным субъектам (государству в лице компетентных органов) в области обеспечения обороны и безопасности, потому необходимо стремиться максимально использовать потенциал гражданского общества в рамках его роли в процессе принятия и корректировки решений по вопросам национальной безопасности и в рамках гражданской обороны.

Ссылки и примечания:

1. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. 446 с.

2. Мурадян Э.Р. Конституционно-правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. 23 с.

3. Решения ЕСПЧ от 27 декабря 1999 года по делу Смит и Греди против Соединенного Королевства [Электронный ресурс]. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/fra/pages/search.aspx?i=001-62935 (дата обращения: 24.07.2014); от 8 июля 1999 года по делу Эрдогду и Инс против Турции [Электронный ресурс]. URL: http://hu-doc.echr.coe.int/sites/fra/pages/search.aspx?i=001-62827 (дата обращения: 24.07.2014); от 8 июля 1999 года по делу Сурек против Турции [Электронный ресурс]. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/fra/pages/search.aspx?i=001-6283l (дата обращения: 24.07.2014); от 20 мая 1999 года по делу Бладет Томпс и Стенсаас против Норвегии [Электронный ресурс]. URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-63020 (дата обращения: 24.07.2014).

4. История отечественного государства и права : сб. док. Екатеринбург, 2003. Ч. 1. 1426 с.

5. История отечественного государства и права : сб. док. Екатеринбург, 2003. Ч. 2. 564 с.

6. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд. М., 2002. 557 с.

7. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 24.07.2014).

8. Международные акты о правах человека.

9. В настоящее время указанное право предусмотрено также в Федеративной Республике Германия (ч. 1 ст. 26 Основного закона Германии от 23 мая 1949 г. URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/germany.htm (дата обращения: 24.07.2014), Греции (ч. 4 ст. 25 Конституции Греции от 11 июня 1975 г. URL: http://zakoni.ucoz.ru/news/konstitucija_gre-cii/2012-03-26-104 (дата обращения: 24.07.2014), Перу (ст. 44, 45 Конституции Перу от 29 декабря 1993 г. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=534 (дата обращения: 24.07.2014), Словакии (исходя из Преамбулы Конституции Словакии от 1 сентября 1992 г., народ, принимая Конституцию, основывается на историческом опыте борьбы за государственность. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=110 (дата обращения: 24.07.2014).



Воронов А. М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России //

Введение

Общеизвестно, что гражданское общество и правовое государство возникли и развивались как реакция против идеала средневековой теократии, как результат раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, светского и религиозного и т. д. Религия, мораль, наука, искусство начинают существовать в полном объеме и истинном качестве лишь с отказом от политического характера [2, с. 112]. Все это способствовало изгнанию из политической сферы (публичного права) в сферу частных интересов (частного права) религии, науки, литературы, искусства, всего комплекса институтов и организаций, призванных осуществить социокультурное и духовное развитие общественной жизни.

В настоящей публикации автор ставил перед собой задачу определить и охарактеризовать основные тенденции и закономерности развития институтов гражданского общества в современной России, их роль и значение в обеспечении национальной безопасности. При этом следует отметить, что на основе изучения большого

массива нормативных правовых актов, практики деятельности государственной администрации, правоохранительных органов, а также участия институтов гражданского общества в оказании им содействия в обеспечении безопасности, сфера социальной (общественной), да и национальной безопасности остается не в полной мере защищенной, так как участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении безопасности не прописаны в основополагающих документах, регламентирующих лишь деятельность государственных администраций в сфере безопасности.

При этом негосударственная система обеспечения общественной безопасности, успешно функционирующая де-факто и в настоящее время (к примеру: добровольные народные дружины, частные охранные предприятия, казачьи сообщества и иные объединения граждан правоохранительной направленности) так и не была вписана в дислокацию единой системы сил и средств обеспечения безопасности.

Под негосударственной системой обеспечения безопасности нами понимаются прежде

всего приведенные выше институты гражданского общества именно правоохранительной направленности, а также и другие неправительственные организации, которые будут рассмотрены далее.

Уместно отметить, что реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов современного государства не может происходить вне гражданского общества, поскольку важнейшей составляющей общественной безопасности является наличие в государстве эффективной сети институтов гражданского общества, к которым традиционно относят общественные объединения, неправительственные организации, политические партии и общественные движения, не имеющие официально закрепленного статуса, однако организационно и функционально сформированные.

Такая точка зрения впервые закреплена на государственном уровне в указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1, в п. 3 которого указывается, что государство заинтересовано в консолидированной деятельности институтов гражданского общества, органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления, направленной на создание благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Тем самым определяется значимость той роли, которую должны играть институты гражданского общества по оказанию содействия в деятельности государственной администрации, по обеспечению национальной безопасности, включающей в себя органическую триаду, а именно: безопасность личности, гражданского общества и всего государства в целом.

За последние десятилетия гражданское общество в Российской Федерации значительно укрепилось. Если рассматривать его трансформации на межгосударственном уровне, то можно утверждать о периоде расцвета гражданского общества. Информационно-коммуникационные технологии, геополитика и развитие рыночных отношений обеспечили необходимую основу и возможности создания большого количества общественных движений, неправительственных организаций, политических партий. Этот процесс активно продолжается как в России, так и

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. 2, ст. 212.

во всем мировом социуме, обусловливая развитие новейших онлайн- и офлайн-форм влияния институтов гражданского общества на процессы государственного управления, обеспечения защищенности личности, общества и государства.

Таким образом, именно в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится тот резерв, которым располагает гражданское общество и который не в полной мере используется на благо всего государства.

Становление и развитие институтов гражданского общества

Идея гражданского общества как сообщества граждан впервые получила свое отражение в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля. До этого политическая мысль практически не концентрировалась на содержании понятия «гражданское общество», так как сферы государства и общества мыслились как единое целое. «Потребность в общении и воспитании гражданской добродетели реализуется в государстве, которое служит «общему благу», является высшей формой человеческого общежития» [11, с. 63]. При этом Аристотель полагал, что именно государство является целью свободного общества [1, с. 379].

Идея гражданского общества возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» [5, с. 232] и «Левиафан» [4, с. 129] изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка [8, с. 223], И. Канта [7, с. 320] и др.), - это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

При этом следует отметить, что термин «гражданское общество» - один из самых распространенных и самых сложных для определения в политологии. Словосочетание «гражданское общество» имеет узкое научное значение и является не вполне удачным переводом английского термина «civilsociety», который укоренился в политологии ближе к концу 1960-х годов.

Слово «civil» в английском языке не имеет ничего общего с понятием «гражданство» («citizenship») и означает те аспекты человече-

ской жизни, которые неподконтрольны государству. Используемое в отечественной науке понятие «гражданское» автоматически привносит значение прямо противоположное, поскольку имеются в виду именно те сферы, в которых государство неразрывно связано с человеком как своим гражданином [9, с. 17].

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии [3, с. 452]; как противоположность церкви [4, с. 345]; как комплекс общественных отношений, противоположных государству [10, с. 234]; как конкретный феномен западной цивилизации [8, с. 304].

Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека (на жизнь, стремление к счастью) и прав гражданина (политические права) [13, с. 267].

С учетом указанного важнейшей предпосылкой существования и гражданского общества, и правового государства является человек - лицо, обладающее правом на реализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, осуществляя которые, лицо через гражданское общество воспроизводит социальную жизнь [12, с. 177].

При этом, обращаясь к историческим истокам становления гражданского общества, следует отметить, что его сущность в свое время исследовали Ч. Беккарио, Д. Вико, Т. Гоббс, Г. Гроций, К. Тейлор, Дж. Локк. Вопросам становления гражданского общества и его влияния на формирование государственной политики посвящены работы Э. Дюркгейма, Н. Лумана, Т. Парсонса, Р. Мертона. Коммуникативные модели гражданского общества осветили в своих трудах Г. Лассуэлл, С. Тернер, С. К. Шеннон, В. Уивер, Б. Уэстли, П. Лазарсфельд. Диалог государства и общества как важную составляющую государственной коммуникации исследовали М. Бубер, Ф. Эбнер, Г. Коэн, Ю. Лотман.

Обращаясь к современности, следует констатировать, что развитое гражданское общество является неотъемлемой составляющей всех демократических правовых государств мира. Очевидно, и даже аксиоматично, что сильное государство невозможно без развитого гражданского общества, но гражданское общество и его институты становятся действенным фактором государства только при условии конструктивного и социально ответственного диалога с государством в рамках правового поля [6, с. 129].

При таком подходе закономерным будет вывод, что в правовом государстве общественные отношения, которые охватывает категория «гражданское общество», должны основываться

на праве и, соответственно, являться правоотношениями, направленными на обеспечение законных прав и интересов всех субъектов и институтов этого гражданского общества.

Принято считать, что в основе развитого социального государства лежит активная деятельность институтов гражданского общества, под которыми понимаются упорядоченные и структурированные проявления гражданского общества, в частности политические партии, непарламентские организации, общественные объединения, деятельность которых преследует целью альтернативное государственному воздействие на общественные, социально-экономические, политико-правовые процессы.

При этом характер взаимодействия государства и институтов гражданского общества во многом определяет состояние стабильности и безопасности в обществе и государстве [14, с. 332]. Для государственного управления такое взаимодействие приобрело принципиальное значение и является одной из центральных в науке государственного управления.

Следует обратить внимание на то, что если раньше при анализе специфики обеспечения национальной безопасности исследователи отмечали приоритетную роль либо государства, либо общественных институтов в данном процессе, то сейчас наблюдается концентрация исследовательских усилий на проблемах и перспективах практического взаимодействия государства и институтов гражданского общества.

Одной из важнейших закономерностей становления российского гражданского общества, которая непосредственно касается национальной безопасности, является направленность на то, чтобы государство и институты гражданского общества не только всегда взаимодополняли друг друга, но и находились в иерархической зависимости. При такой форме взаимодействия гражданское общество будет связующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной властью.

История вопроса

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что в последнее время повышается внимание к изучению общественных явлений, процессов и объектов с точки зрения параметров их безопасности, при этом предметное поле этих исследований постепенно расширяется.

Так, в первой половине XX в. речь шла преимущественно об анализе условий обеспечения устойчивости государств в сложной структуре международных отношений, что сформулировало классическую модель национальной безопасности.

Во второй половине прошлого века увеличился объем факторов национальной безопасности за счет анализа внутригосударственных процессов.

Начало нового тысячелетия обозначено повышением внимания к безопасности общества -информационной, технологической, экономической, духовной, гуманитарной и др. Заметно растет интерес и к социальной безопасности, которая является определенной системной характеристикой состояния социальной сферы страны. При этом в последнее время важное место в исследованиях, посвященных национальной безопасности, занимает проблематика, связанная с взаимодействием государства и институтов гражданского общества.

Уместно отметить, что правовые основы обеспечения национальной безопасности заложены в Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права, международных договорах и соглашениях ратифицированных Российской Федерацией, а также федеральном законодательстве. Данные документы содержат совокупность выводов в части официально принятых взглядов на цели и стратегию в сфере обеспечения безопасности от внутренних и внешних угроз и вызовов.

Первым таким документом стало Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г., в котором была сформулирована политика национальной безопасности на 1996-2000 гг.

17 декабря 1997 г. своим указом Президент утвердил Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. В ней впервые сформулирована система национальных интересов России.

Далее указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»1 (далее -Стратегия), которая является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, где излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, и основой для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

Указом от 31 декабря 2015 г. № 683 Президент Российской Федерации утвердил обновленную редакцию «Стратегии национальной безопасности РФ». Правовую основу Стратегии составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества3 по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Правовой анализ новаций

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Впервые в Стратегии под обеспечением национальной безопасности понимается реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов. При этом национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, неза-

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. 1, ст. 3378.

3 При этом впервые в систему обеспечения национальной безопасности РФ прописаны институты гражданского общества.

висимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации состоит из 6 разделов и 112 статей:

I. Общие положения.

II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.

III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

IV. Обеспечение национальной безопасности:

1. Национальная оборона.

2. Государственная и общественная безопасность.

3. Повышение качества жизни российских граждан.

4. Экономический рост.

5. Наука, технологии и образование.

6. Здравоохранение.

7. Культура.

8. Экология живых систем и рациональное природопользование.

9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.

VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.

Представляется целесообразным рассмотрение новаций стратегии, в части уяснения роли и места институтов гражданского общества в системе обеспечения национальной безопасности современной России.

В Стратегии отмечается, что «появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя «Исламским государ-

ством»1 стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей».

Обновленная стратегия, в частности, призвана «консолидировать усилия по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических нац

Наши рекомендации