Миф 2 - Детей надо постоянно контролировать.
Миф 1. Детей надо воспитывать
Этот миф достаточно устойчив в сознании многих родителей. Под воспитанием чаще всего понимают "говорить, как правильно надо поступать", "учить жить", "прививать правила и нормы", "объяснять что хорошо, а что плохо", "научить подчинятся", "наказывать за неподчинение", "контролировать и оценивать". Многие родители убеждены, что без вышеперечисленных действий их ребенок никогда не сможет стать "хорошим человеком".
К тому же они опираются на свой детский опыт: "меня же воспитывали, вот и вырос". И, правда, вырос, только теперь невозможно проверить, кем мог бы стать, если б не воспитывали, а просто любили.
Чтобы вырос счастливый взрослый, вполне достаточно родительской любви, подлинного интереса и участия в жизни маленького человечка, и модели счастливой жизни самих родителей, с которой ребенок мог бы брать пример. Если вы даете подзатыльник своему малышу со словами: "больше никогда не обижай маленьких", то не стоит ожидать, что сын прислушается именно к словам, а не к полученной только что затрещине.
Дети воспитываются не на словах, которые рассудительный родитель пытается вложить им в голову, а на моделях. Таким образом, если вы хотите вырастить "хорошего" ребенка, будьте хорошими сами. Хотите, чтобы он был счастлив, задайте себе вопрос: "счастлив ли я?" и ответьте себе на него честно. А потом уж можно взяться за воспитание... желательно самого себя.
Миф 2 - Детей надо постоянно контролировать.
В основе этого мифа, как правило, лежит родительская тревога и неверие в позитивную структуру ребенка, в его способность управлять собой и окружающим миром. В способность, которая природой былазаложена для того, чтобы дети росли и развивались, чтобы человек сохранился и выжил как биологический вид.
Надо сильно покалечить психику здорового ребенка, чтобы в нем нарушилась естественная программа самосохранения, и он направленно нанес себе вред. Но если с младенчества контролировать ребенка и предупреждать его о любой опасности, он, конечно, отучиться делать это сам и передаст функцию контроля (а затем, как следствие, ответственности) родителям.
Каждому человеку важно уметь не только желать чего-то, но и уметь достигать желаемого. Это очень важный навык, который в счастливой жизни необходим. Формирование этого навыка закладывается в детстве и возможно при условии, что часть контроля будет у самого ребенка. Бояться этого не стоит, потому что если малыша тотально не контролировать, он сам начнет контролировать себя.
Миф 3. Ребенок — это" копия взрослого"
Малыш действительно также тревожится или злится, боится или любит, также сильно и также часто, как любой взрослый.
Он, конечно, еще не знает столько "важной" информации о высшей математике или политическом положении стран третьего мира, но его внутренний мир наполнен не менее "важными" событиями: радужные разводы в лужах, улыбка соседской девочки, туннели в сугробах, строгий взгляд учителя, интересные камушки и прутики. Из всего этого создается простой и гармоничный мир, где много интересного и всегда может произойти все, что угодно.
Для маленьких "сейчас" — очень важно, потому что будущего в их жизни почти не существует. Школа — это, когда я стану взрослым. В институте я буду уже старым, после института — столько не живут. Поэтому наивный родительский аргумент "в будущем тебе это пригодится" — неработает.
Ребенок может удивляться, безудержно фантазировать, быть уверенным, что в жизни возможно все, т.е. то, что совершенно не умеют многие очень взрослые и очень умные люди. Поэтому дети — просто другие, в чем-то более чувствительные, здоровые и мудрые, чем взрослые, которыми они всегда успеют стать.