Марксизм и прудонизм в национальном вопросе

В противовес мелкобуржуазным демократам, Маркс видел во всех без исключения демократических требованиях не абсолют, а историческое выражение борьбы руково­димых буржуазией народных масс против феодализма. Нет ни одного из этих требова­ний, которое бы не могло служить и не служило, при известных обстоятельствах, ору­дием обмана рабочих со стороны буржуазии. Выделять в этом отношении одно из тре­бований политической демократии, именно самоопределение наций, и противополагать его остальным — в корне неверно теоретически.

марксизм и прудонизм в национальном вопросе - student2.ru Нечего и говорить, что отвергать право на самоопределение по той причине, что из него вытекает будто бы «защита отечества», было бы совсем смешно. С таким же правом — т. е. столь же несерьезно — ссылаются социал-шовинисты в 1914—1916 гг. и на любое требование демократии (например, на ее республиканизм) и на любую формулировку борьбы против национального гнета для оправдания «защи­ты отечества». Марксизм выводит признание защиты отечества в войнах, например, великой француз­ской революции или в войнах Гарибальди, в Европе, а также отрицание 8ащиты отечества в империали­стской войне 1914—1916 гг. из анализа конкретно-исторических особенностей каждой отдельной войны, а никоим образом не из какого-либо «общего принципа», не из какого-либо отдельного пункта програм­мы.

_____________ СОЦ. РЕВОЛЮЦИЯ И ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ____________ 259

На практике пролетариат может сохранить свою самостоятельность, лишь подчиняя свою борьбу за все демократические требования, не исключая и республики, своей ре­волюционной борьбе за свержение буржуазии.

С другой стороны, в противовес прудонистам, «отрицавшим» национальный вопрос «во имя социальной революции», Маркс выдвигал на первый план, имея в виду больше всего интересы классовой борьбы пролетариата в передовых странах, коренной прин­цип интернационализма и социализма: не может быть свободен народ, угнетающий другие народы . Именно с точки зрения интересов революционного движения немец­ких рабочих Маркс требовал в 1848 г., чтобы победоносная демократия Германии про­возгласила и осуществила свободу народов, угнетаемых немцами98. Именно с точки зрения революционной борьбы английских рабочих Маркс требовал в 1869 г. отделе­ния Ирландии от Англии, причем он добавлял: «хотя бы после отделения дело и при­шло к федерации»99. Только ставя такое требование, Маркс действительно воспитывал английских рабочих в интернационалистском духе. Только так он мог противопоста­вить оппортунистам и буржуазному реформизму, который до сих пор, полвека спустя, не осуществил ирландской «реформы», революционное решение данной исторической задачи. Только так Маркс мог, в противовес апологетам капитала, кричащим об уто­пичности и неосуществимости свободы отделения мелких наций и о прогрессивности не только экономической, но и политической концентрации, отстаивать прогрессив­ность этой концентрации не по-империалистски, отстаивать сближение наций на базе не насилия, а свободного союза пролетариев всех стран. Только так Маркс мог словес­ному, и часто лицемерному, признанию равноправия и самоопределения наций проти­вопоставить революционное действие масс и в области решения национальных вопро­сов. Империалистская война 1914—1916 гг. и раскрытые ею Авгиевы конюшни лице­мерия оппортунистов и каутскианцев наглядно подтвердили правильность этой поли­тики

260__________________________ В. И. ЛЕНИН

Маркса, которая должна стать образцом для всех передовых стран, ибо теперь каждая

* из них угнетает чужие нации .

Наши рекомендации