Современная дипломатия Германии
Оккупационные власти осуществляли управление не только внутренними, но и внешними делами Германии. Лишь после образования на территории оккупационных зон в 1949 г. двух германских государств и постепенной передачи им державами-победительницами функций управления стала заново создаваться германская дипломатическая служба, одна — в ФРГ, другая — в ГДР. Однако и после этого два германских государства были существенно ограничены в проведении внешней политики, поскольку сохранялся жесткий контроль со стороны окк>пационных держав. В то время речь еще не могла идти о самостоятельной внешней политике германских государств и о формировании каких-то присущих только им методов и технологий внешних сношений.
Даже после формального возвращения им суверенитета и снятия в середине 50-х годов ограничений, установленных победителями, их внешняя политика формировалась под сильным влиянием государств-патронов. ФРГ стала членом НАТО, а ГДР — Варшавского договора, и принадлежность к противостоящим военно-политическим блокам на долгие годы определила направленность внешней политики одного и другого германских государств.
В послевоенный период западно-германская дипломатия формировалась как дипломатия противостояния и конфронтации. «Холодная война» диктовала свои законы, и МИД ФРГ и его сотрудники были весьма активными и жесткими проводниками политики НАТО. Конфронтационный стиль германской дипломатии этого периода усиливался фактом раскола страны и непримиримой настойчивостью МИД ФРГ в осуществлении доктрины Хальштейна. Бонн широко использовал методы политического давления, экономические и финансовые рычаги для того, чтобы удержать другие государства от установления дипломатических отношений с ГДР.
Германская дипломатия была одним из наиболее активных отрядов Запада в проведении политики гонки вооружений, длительное время блокировала усилия по разрядке напряженности и развитию мирного сотрудничества. В Бонне упорно придерживались тезиса, что главной причиной напряженности является раскол Германии, поэтому основные усилия международного сообщества должны быть направлены на его преодоление, и лишь после этого можно переходить к осуществлению практических шагов по разрядке напряженности.
Эпоха разрядки смягчила стиль германской дипломатии, в значительной мере сориентировала ее на поиски взаимоприемлемых вариантов решения острых международных проблем. Однако полного очищения от конфронтационности времен «холодной войны» не произошло.
Связанное членством в НАТО, правительство ФРГ не предпринимало попыток проводить какой-то самостоятельный курс, способный вызвать раздражение на Западе. В тоже время, западно-германская дипломатия имела свою специфическую цель, на достижение которой была сфокусирована политика Бонна. Эта цель — объединение Германии на своих условиях. И они не скрывались. Речь шла о фактическом поглощении ГДР, ликвидации существовавшего там строя и включения всей Германии в систему западных союзов.
Аденауэр и его преемники понимали, что достижение такой цели без поддержки западных союзников по НАТО нереально. Им было также ясно, что даже для союзников объединение не является приоритетной задачей. Памятуя недавнее прошлое, ни Лондон, ни Париж не желали восстановления у себя под боком мощного германского государства. Осознавая это, в Бонне стремились демонстрировать в отношении союзников, особенно Вашингтона, Парижа и Лондона, полную лояльность и отсутствие каких-либо амбиций на самостоятельность и выход из-под их опеки. В этих целях активно эксплуатировалась идея европейского единства. Правительство ФРГ настойчиво продвигало тезис, что объединение должно стать одним из составных элементов европейской интеграции, а объединенная Германия — составной частью единой Европы. Тем самым союзникам давали понять, что в рамках единой Европы Германия не может представлять для них какой-либо угрозы, что с помощью механизмов единых политических, экономических и военных структур они вполне смогут контролировать Германию.
Помимо «успокоения» союзников этот тезис преследовал и вполне прагматическую цель — побудить их к активной поддержке своей политики достижения германского единства, коль скоро это элемент общей стратегии Запада.
В условиях «холодной войны» Запад принял предложенную ФРГ конструкцию. Но это было сделано не из особого расположения к Германии, а, прежде всего потому, что она ставилась в жесткую зависимость от поддержки НАТО и оставалась под контролем альянса на обозримый период. В действительности же на Западе не особенно торопились объединять Германию.
Таким образом, западно-германская дипломатия эффективно использовала в своих интересах сложившуюся в Европе в годы «холодной войны» ситуацию и сумела обеспечить своей политике поддержку союзников, в том числе и в период начавшейся в 80-е годы разрядки напряженности.
Объединение страны было одним из важнейших, хотя и не единственным направлением, по которому развивались усилия боннской дипломатии. Другим ее приоритетом было всемерное ослабление ГДР, подрыв ее экономической стабильности, предотвращение международного признания второго германского государства. Эта политика Бонна имела лишь частичный успех. Усилиями СССР и других государств «доктрина Хальштейна» была сломлена и ГДР, наряду с ФРГ, стала в 1973 г. полноправным членом ООН, получив широкое международное признание. Однако в противоборстве на экономическом пространстве ГДР не смогла выдержать конкуренции с ФРГ.
С началом разрядки международной напряженности ФРГ модифицировала свою политику в отношении ГДР. Хотя в Бонне никогда не отказывались от претензии на единоличное представительство интересов «Германии в целом» и от политико-пропагандистского давления на ГДР, с середины 70-х годов правительство ФРГ в рамках «новой восточной политики» стало осторожно налаживать контакты с ГДР, стремясь с их помощью «размягчить» ее режим. Выделялись кредиты, финансировалось строительство коммуникаций, стимулировалось, в том числе с помощью финансовых средств, оживление «человеческих контактов». Эти методы «мирного наступления» на ГДР приносили свои плоды, способствуя политической и экономической дестабилизации республики.
Менее успешными были попытки западно-германской дипломатии добиться решения другой «национальной задачи» — признания существования Германии в границах 1937 г., которые и должны были стать границами объединенной Германии. Постановка такой задачи фактически означала претензию на пересмотр сложившихся в Европе границ. Поэтому так прямолинейно и грубо эта задача официальными властями не формулировалась. Роль глашатаев «национальной цели» отводилась крайне правым политическим силам в стране.
Правительство же ФРГ ограничивалось тем, что отказывалось безоговорочно и прямо фиксировать в договорной форме
окончательность существующих германских границ, ссылаясь на необходимость решения этого вопроса в рамках мирного урегулирования. Наряду с этим, Бонн активно пробивал при выработке Хельсинкского Заключительного Акта идею включения в раздел принципов взаимоотношений государств возможности изменения границ «мирным путем и по договоренности». Этого Бонну удалось добиться.
Дипломатическая служба ГДР в течение 40 лет существования республики работала над решением иных по содержанию задач, отвечающих ее интересам и вписывающихся в общую политику стран Варшавского договора. Прежде всего, это была задача обеспечения международного признания ГДР и упрочения ее позиций на международной арене, укрепления влияния ГДР в самом Варшавском договоре. Дипломатия ГДР проявила при этом немало настойчивости, умения, гибкости и высокого профессионализма, доказав, что является одной из наиболее сильных и квалифицированных дипломатических служб в мире.
Было бы, однако, преувеличением считать, что объединение Германии стало исключительно результатом действий германской дипломатии, хотя она активно работала над решением этой задачи весь послевоенный период. Тем не менее, в течение почти полувека усилия дипломатии ФРГ оставались тщетными. Выдвигавшиеся Бонном условия не только не находили понимания на востоке континента, но не получали весомой поддержки со стороны союзников, которые ограничивались в основном декларациями солидарности.
Лишь после того, как развивавшиеся в Европе политические процессы привели к глубоким деформациям в общественном и государственном устройстве в Восточной Европе и в Советском Союзе, к изменению подходов советского руководства к проблеме объединения Германии у правительства ФРГ появилась возможность реализовать свои планы создания единого германского государства. Дипломатия ФРГ лишь умело воспользовалась предоставленным историей шансом, следуя завету Бисмарка — «успеть ухватить за край одежды пролетающую мимо фортуну». Г.Коль и Г-Д.Геншер, как и сам Бисмарк в 1871 г. не прозевали этот момент.
С объединением Германии начался новый этап в истории ее дипломатии. Достигнутое единство страны добавило ей уверенности, настойчивости и жесткости в достижении поставленных целей. Заметно возросла международная активность Германии. Она стала вторгаться в области, которые ранее были для нее закрыты. Это ярко проявилось в политике Германии на Балканах, где она проявила завидное упорство в реализации своей претензии на влияние в этом регионе.
Политика ФРГ на Балканах ясно показала, что Берлин все больше стремится играть роль «координатора» внешней политики Европейского Союза, склоняя партнеров к поддержке своих стратегических и тактических решений возникающих проблем. Далеко не всегда это проходит гладко. Европейские государства с настороженностью следят за попытками ФРГ выступать в такой роли и по мере возможности стараются притормозить активность германской дипломатии, когда она становится излишне навязчивой.
В Берлине понимают, что чрезмерное рвение в попытках захватить лидерство в определении внешней политики ЕС чревато для ФРГ осложнениями в отношениях с союзниками. Поэтому, проявляя осторожность, там делают упор на форсирование выработки единой политики Союза, которая не должна иметь национальной окраски и восприниматься как продиктованная интересами какого-либо одного государства.
Вплетение национальной политики Германии в общую ткань европейской политики является в настоящее время одной из основных особенностей германской дипломатии, как, впрочем, и дипломатии других государств ЕС.
Делая ставку на развитие европейской интеграции и распространение ее в возрастающей мере на внешнеполитическую и военную сферы, правительство ФРГ использует все возможности, чтобы придать ей «немецкий акцент». Вместе с тем, в Берлине внимательно следят за тем, чтобы не спровоцировать при этом антинемецкие настроения. В этом смысле немцы извлекли уроки из истории и осознали, что путем договоренностей и сотрудничества можно добиться лучших результатов, чем методами грубого давления и, тем более, силового воздействия. Проявляя гибкость в отношениях с союзниками и опираясь на растущую экономическую мощь, Германия существенно укрепила свои позиции в Европе и мировом сообществе.
В отношениях с внешним миром германская дипломатия, тем не менее, не отказывается от использования жестких мер, включающих политическое давление и экономические санкции. Отработан и апробирован механизм таких действий. Для его включения чаще всего используются обвинения в нарушении прав человека в какой-либо стране или существование там «антидемократического режима». Именно так обосновывались акции НАТО в Боснии и Косово, давление, оказываемое на Белоруссию и ряд других государств. Нарушением гуманитарных норм объяснялись и демарши ФРГ в связи с событиями в Чечне.
Германия разделяет и пропагандирует концепцию «гуманитарного вмешательства», предусматривающую применение военной силы против государств, в которых допускаются нарушения прав человека. При этом считается возможным игнорировать принципы неприменения силы и невмешательства во внутренние дела суверенных государств, зафиксированные во многих международных актах, включая Устав ООН и Хельсинкский Заключительный Акт. Ссылки на эти принципы вызывают все большее раздражение на Западе и стремление ограничить их действие. Ссылаются на то, что права человека имеют приоритет перед правами и интересами государства, а потому применение силы вполне допустимо. Более того, пытаются внедрить в международную практику использование силы по решению группы государств, без специального решения Совета Безопасности ООН, хотя именно он имеет исключительное право принимать решение о силовых действиях.
Для современной дипломатии ФРГ характерна четкая ориентированность на поддержку, продвижение и защиту германских экономических интересов за рубежом. Это объявлено одним из главных приоритетов. Правительство ФРГ и деловые круги внимательно следят за тем, чтобы посольства и консульства оказывали самую активную поддержку реализации немецких экономических проектов. Для этого широко используются и контакты на высоком и высшем уровне.
Еще одним важным направлением деятельности германской дипломатической службы является культурная политика за рубежом. МИД ФРГ координирует работу всех организаций, занимающихся сотрудничеством в культурной сфере и продвижением немецких интересов в этой области. Бюджетное финансирование Институтов Гете и других организаций-популяризаторов немецкой культуры также осуществляется через МИД ФРГ. Самостоятельно в организационном плане работают за границей «Фонд Конрада Аденауэра», «Фонд Фридриха Эберта» и другие партийные фонды, а также фонды, созданные крупными промышленными корпорациями. Однако и они согласовывают свою деятельность с МИД ФРГ.
Дипломатия ФРГ не стоит в стороне и от информационной политики за рубежом. Корреспондентские пункты информационных агентств, электронных и печатных СМИ, при всей их независимости, поддерживают контакты с пресс-службами своих посольств, обмениваются с ними информацией, а в необходимых случаях согласовывают с ними и* своипубликации.