Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина»
Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина»
Микросфера «Гражданская позиция»
Материал подготовила
Анищенко Наталья Владимировна
Тема №6 «История народовластия. Народовластие в ДНР»
Актуальность темы: современная история Донецкой Народной Республики показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре нужно учиться с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения.
Цель урока: повысить уровень правовой грамотности и политической культуры учащихся школы — будущих избирателей, граждан Донецкой Народной Республики
Образовательные задачи:
Ø рассмотреть становление демократии в историческом аспекте, охарактеризовать разные формы демократии;
Ø раскрыть признаки и ценности демократии, ее преимущества и недостатки,
Ø проанализировать механизм парламентаризма, расширить знания учащихся о сущности и принципах демократических выборов.
Развивающие задачи:
Ø продолжить формирование у учащихся умений самостоятельно изучать программный материал, использовать дополнительные источники,
Ø делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать свою точку зрения,
Ø развивать умение оперировать терминами и понятиями по данной теме,
Ø осуществлять сопоставления, анализировать, раскрывать на примерах важнейшие теоретические понятия и приводить примеры явлений, действий, ситуаций, связанных с реализацией избирательного права.
Воспитательные задачи:
Ø способствовать формированию гражданско-правовой культуры, активной гражданской позиции, осознанию гражданской идентичности, понимания учащимися необходимости активного участия в выборах;
Ø продолжить формирование умения работать в группах.
Форма урока: урок – семинар.
Используемые технологии: технология проблемного изучения,
информационные технологии, игровые технологии,
Продолжительность урока — 1 час с последующим внеклассным мероприятием «Выборы членов школьного парламента»
Деловая игра выносится во внеурочное время.
Оборудование урока:компьютер с проектором, справочные материалы, для работы групп 4 ноутбука или компьютера с выходом в Интернет
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Страницы из истории демократии: от Древних Афин до наших дней.
Признаки демократии(народовластия). Формы демократии. Проблемы современной демократии.
Принципы демократических выборов. Избирательный процесс. Избирательные системы.
Значение выборов в нашей жизни.
Деловая игра «Мы учимся выбирать» (во внеурочное время)
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Группа. «Нужно ли идти на выборы» Выступление социологов.
От результатов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта. (Можно раскрыть на примерах)
Перед уроком мы провели социологический опрос «Нужно ли идти на выборы» Приводятся результаты опроса, из которых следует, что не все граждане считают для себя необходимым участвовать в данной процедуре.
Человеческое общество, положив много сил в борьбе за эти демократические принципы, столкнулось с проблемой неявки на выборы электората (избирателей) — абсентеизмом (от лат. absens (absentis) — «отсутствующий») уклонением избирателей от участия в голосовании на выборах. Вводить ли наказание за неявку на выборы? Для решения этой проблемы в некоторых странах введено наказание, например, штраф в Австралии, или лишение свободы в Турции. Мы считаем, что выборы – долг гражданина. Гражданский долг – это нравственная категория. Это дело совести каждого.
Демократические выборы требуют повышения политической культуры всех участников — избирателей, кандидатов, членов избиркомов, финансовых контролеров, политтехнологов, наблюдателей.
Мозговой штурм
Способы участия молодежи в политической жизни: каким образом молодые люди, школьники, студенты могут принимать участие в политической жизни? (возможные варианты ответов – участие в выборах в законодательные органы власти, в органы местного самоуправления, в молодежный парламент, в студенческий совет, в детский парламент, в органы школьного самоуправления, т.п.)
Предлагается во внеурочное время провести
деловую игру «Мы учимся выбирать»
(избирается школьный парламент, президент школьной республики, т.п.)
1 этап игры. Выдвижение кандидата.
Игра начинается с того, что некоторые участники выдвигают себя кандидатами в депутаты. На этом этапе уместно краткое обсуждение отдельных кандидатур. Кандидаты пишут заявления о своем выдвижении. (оговаривается, кто может быть кандидатом в депутаты)
На основании этих заявлений составляются подписные листы и затем пускаются по кругу для того, чтобы все остальные проставили на этих листах свои подписи в поддержку того или иного кандидата. Каждый избиратель может ставить только одну подпись на подписном листе. Победившим кандидатам выдаются удостоверения о том.что они зарегистрированы как кандидаты.
2 этап игры. Предвыборная агитация.
Класс разбивается на группы: кандидаты в депутаты, избиратели и СМИ.
Доверенные лица организуют встречу с избирателями и СМИ, на которой задаются вопросы. Необходимо обратить внимание, что всем кандидатам предоставляются равные возможности (и эфирные, и финансовые). Обратить внимание на использование кандидатами в предвыборной кампании собственных средств кандидата и негосударственной денежной помощи.
3 этап игры. Голосование и подведение итогов.
Участники игры разбиваются на группы: члены избирательной комиссии, наблюдатели, избиратели.Наблюдатели осуществляют контроль над тем, в какой мере действия избирателей и членов комиссии соответствуют закону. Избиратели голосуют за того или иного кандидата. Можно создать нестандартные ситуации при проведении голосования избирателей
( например, грубые нарушения избирательных прав граждан или процедуры голосования).
После голосования проводится подсчет голосов. Уточняются процедура подсчета голосов. Составляется протокол по итогам голосования, подписывается членами избирательной комиссии.
III. Подведение итогов.
Подведем итоги. Что же такое демократия (народовластие)? Какой она должна быть? Нужна ли нам демократия?
Осмыслите все изученное на уроке и напишите синквейн на тему «Демократия»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от вас в кратких выражениях резюмировать материал, полученную информацию.
Правила написания:
На первой строчке записывается одно слово — существительное.
На второй — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
На третьей строчке — три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна;
На четвертой размещается целая фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме.
На пятой — слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
IV. Домашнее задание. Изложить свои мысли по поводу поднятой в приведенном ниже высказывании проблемы. Привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные на уроке, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
« Демократия — это народное правление,
Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина»