Глава девятнадцатая РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
По моему мнению, общественный инстинкт был одним из важнейших рычагов развития человека из обезьяны. Первые люди, вероятно, жили стадами, и, насколько наш взгляд может проникнуть в глубь веков, мы находим, что так это и было.
Энгельс Ф. Письмо П. Л. Лаврову, 12—17 ноября 18Т5 г.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т 34, с. 138
...Человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное.
Маркс К. Капитал, т. I.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 33S
В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек».
Маркс К. Капитал, т. 1.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч , т. 23, с. 62
...Общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество. Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование. Человеческая сущность природы существует только для об-
y\ щественного человека; ибо только в обществе природа является I для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в об-( ществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для пего человеком. Таким образом, \ f общество есть законченное сущностное единство человека с при-| родой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.
Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования... Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью,— деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими,— даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, : на котором работает мыслитель,— но и мое собственное бытие ! есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из ' моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.
Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность, общественная сущность...
Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни,— является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются \ чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо бо-глее всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь /бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью.
Маркс К. Жопомическо-философские рукописи
1844 года.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т. 42, с. 11S, 119
То ...что все члены государства имеют отношение к государству как к своему действительному делу, ясно как будто само собой. Уже в понятии членов государства, содержится, что они яв-
лятетея членами государства, его частью, что государство включает их как свою часть. Но если они являются частью государства, то само собой разумеется, что их социальное бытие уже является действительным участием в государстве. Не только они причает-ны к государству, но и государство причастно к ним. Быть сознательной частью чего-либо значит сознательно освоить какую-либо часть его, сознательно принимать в нем участие. Без этого сознания член государства был бы животным.
Маркс К. К критике гегелевской философии права.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. l, с. 3S6
...Социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и ела- / гаются эти отношения. Социолог-субъективист, начиная свое рас- / суждение якобы с «живых личностей», на самом деле начинает с того, что вкладывает в эти личности такие «помыслы и чувства», которые он считает рациональными (потому что, изолируя своих «личностей» от конкретной общественной обстановки, он тем самым отнял у себя возможность изучить действительные их помыслы и чувства), т. е. «начинает с утопии»...
Ленин В. И. Экономическое содержание
народничества и критика его в книге г. Струве.—
Полн. собр. соч., т. 1, с. 424
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература.— Полн. собр. соч., т, 12, с. 104