Сущность, формы и виды инфляции
Одной из центральных проблем для России является инфляция. Инфляция сегодня – одно из наиболее заметных в России и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений.
Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861–1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. (Inflatio от лат. «вздутие»). Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Это явление проявлялось и раньше, например, во Франции в XVI в. при введении бумажных денег. Инфляция как экономическое явление проявилась тогда в переполнении каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых резко падала.
Инфляция означает нарушение макроэкономического равновесия, дисбаланс спроса и предложения.
В идеальной модели национальной экономики объем производства устойчиво возрастает, а уровень цен остается стабильным. Так было в 19 и начало 20 веков в условиях золотого стандарта, когда национальные валюты были привязаны к объему имеющегося золотого запаса страны. Но со сломом золотого стандарта, после I мировой войны, инфляция возникла как закономерность мировой экономики. Правда, с 1914 г. с созданием Бреттон – вуддской системы, (привязкой национальной валюты к доллару и обязательством США обменивать предъявляемые доллары на золото), инфляция на 2,5 десятилетия была значительно приглушена. Однако американский дефолт 1971 г., (отказ США от золотого обеспечения) вызвал крах мировой валютной системы и неограниченную инфляцию в современной мировой экономике, куда вошла РФ.
Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, т.е. это явный или скрытый рост общего уровня цен на товары и факторы производства. Рост уровня цен не означает повышение всех цен в равной пропорции и одновременно.
Существуют следующие признаки инфляции:
1. рост уровня цен. Например, цены на все товары и услуги в 1991 г. повысились в 2,6 раза, то в 1992 г. – уже в 26,1 раза;
2. падение покупательной способности денежной единицы. Так в результате августовского кризиса 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в два раза. На 1 рубль стало возможно приобрести в два раза меньше товаров и услуг;
3. изменение валютных курсов (в августе 1998 г. 1 дол. стоил 6 руб., в ноябре 1998 г. – 14,5 руб., в декабре 2001 г. – 29,3 руб., в январе 2002 г. – 30,6 руб. и т.д.);
4. изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения сроков (в начале 90-х годов кредиты предоставлялись в лучшем случае на три месяца, а чаще – на один месяц);
5. рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости (пищевые продукты, одежду, обувь, жилье). Количество товаров, входящих в расчеты стоимости потребительской корзины, может колебаться от 25 в России до 400 в США.
Количественную оценку инфляции дают ее показатели. Показатели инфляции:
- индекс потребительских цен, определяющий средневзвешенную величину роста цен для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднестатистического жителя.
- индекс оптовых цен производителей. Сюда включаются данные по трем группам товаров: 1) конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям; 2) промежуточные товары; 3) сырье, подготовленное для дальнейшей переработки.
- дефлятор ВНП, который измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен. Дефлятор ВНП – это отношение номинального ВНП к реальному, т.е. показатель падения реального ВНП.
Существует еще один способ количественного измерения инфляции.
«Правило семидесяти»: позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен.
Темпы инфляции рассчитываются следующим образом:
Темпы инфляции зависят от следующих факторов:
- платежеспособного спроса,
- издержек производства,
- спекулятивной прибыли перекупщиков.
Выделяют следующие формы инфляции:
1. в зависимости от темпов роста цен различают три формы инфляции
- умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется, нет риска подписания контрактов в номинальных ценах);
- галопирующая – рост цен от 20 до 200% в год (контракты приходится привязывать к росту цен, а деньги ускоренно материализовать в товары);
- гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Например, в 1992 г. индекс потребительских цен в РФ составил 2608,8%, а в 1993 г. инфляция достигла почти 1300%. В 1990 г. в Аргентине гиперинфляция составила 20 000%, в Боливии – 12 000%.
2. по степени расхождения роста цен на различные группы товаров
- сбалансированная (цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в постоянной пропорции),
- несбалансированная (цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в различных пропорциях).
3. в зависимости от степени предвидения
- ожидаемая инфляция (т.е. прогнозируемый рост цен), Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то в условиях свободного рынка они и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз.
- неожидаемая (непрогнозируемый рост цен).
4. в зависимости от системы распространения инфляционных процессов
- локальная (имеет место в рамках отдельных стран),
- мировая (охватывает большинство стран мира).
5. по форме проявления различают инфляцию
- подавленная инфляция, т.е. цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Эта инфляция характерна для административно – командной экономики с централизованным регулированием цен.
- скрытая инфляция, это когда:
а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен;
б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины;
в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу, т.е. растет сметная стоимость основных производственных фондов. Подобная ситуация характерна для СССР, Болгарии, Румынии конца 80-х годов XX в.
- открытая инфляция – это рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.