Проблемы на пути интеграционного процесса.
Существуют определенные проблемы на пути интеграционного процесса. Во-первых, объем торгово-экономического сотрудничества между государствами ЦАР значительно ниже, чем у каждого из них с партнерами вне региона. Во-вторых, сложившаяся в советский период структура экономики центрально-азиатских республик носит преимущественно сырьевой характер. Отсюда слабо выраженная взаимодополняемость экономик, что не способствует интеграции. В-третьих, экономическая и технологическая отсталость и острый дефицит финансовых ресурсов вынуждает центрально-азиатские государства делать ставку в своем развитии на развитые страны, но не друг на друга. В-четвертых, внутрирегиональной интеграции государств ЦАР препятствуют имеющиеся различия во внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии. Кроме того, углублению интеграционного процесса в ЦАР мешают принципиальные различия в стратегии экономического развития, направлениях и темпах перехода от плановой экономики к рыночной, а также существенные расхождения в валютной, налоговой и таможенной политике. Дает о себе знать и конкуренция между самими центрально-азиатскими государствами во многих сферах, в том числе и в борьбе за привлечение иностранных инвестиций.
Острота внутренних экономических проблем в государствах ЦАР (спад производства, аграрный кризис, безработица, неустойчивость национальных валют), способствуют не интеграции, а, напротив, обособлению.
Далее, крупномасштабное проникновение иностранного капитала в экономику государств ЦАР может оказывать сдерживающее воздействие на процесс внутрирегиональной интеграции, особенно в том случае, когда предприятия и даже целые отрасли попадают под полный контроль или переходят в собственность иностранных владельцев.
Интеграционный процесс в ЦАР может быть поставлен под угрозу в случае возникновения и обострения внутрирегиональных межгосударственных и межэтнических конфликтов. Особенно высока вероятность конфликтов из-за остродефицитных в регионе водных ресурсов.
До сих пор не отрегулированы механизмы реализации соглашений, нет координации таможенной, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Не создана законодательная база. Республики продолжают сталкиваться с экономическими трудностями, государства не определяют региональные отношения как приоритетные. Для усиления интеграции необходимо активизировать не только диалоги руководителей высшего уровня, но и взаимоотношения на всех уровнях, особенно в среднем и малом предпринимательстве.
За исключением общих угроз, которые сегодня превратились в самый мощный фактор активизации интеграционных процессов в ЦАР, все остальное находится либо в зачаточном состоянии, либо за рамками процесса интеграции. Причиной этого, по мнению ряда западных ученых, являются объективные обстоятельства и противоречия, существующие между государствами региона:
- проблема территорий, водных, энергетических ресурсов;
- проблема лидерства в ЦА и взаимоотношений между руководителями государств;
- различие в подходах к реформированию экономики и представлениях о путях и степени интеграции как в рамках ЦАР, так и СНГ в целом;
- проблема внутриполитической и социально-экономической стабильности в государствах региона и связанная с ней проблема «исламской угрозы»;
- фактическое разрушение региональной системы коллективной безопасности, разновекторность внешнеполитических предпочтений государств региона;
- недопонимание лидерами государств необходимости объединения;
- эффективность и реализуемость подписанных соглашений находится на крайне низком уровне;
- наблюдается экономическое давление государств друг на друга в виде одностороннего прекращения поставок тех или иных товаров, чего не должно быть в рамках одного союза;
- нет единого политического, экономического, информационного пространства.
Немаловажными в осуществлении интеграционных процессов являются сопоставимые темпы политических и экономических реформ и методы их осуществления и наличие единой модели развития. В истории нет примера, когда в рамках одного союза успешно сосуществовали государства с разными моделями развития. В рамках ЦАР практически существуют два полюса – Казахстан и Кыргызстан с ориентацией на либеральные ценности и Узбекистан и Таджикистан, для которых эти ценности еще неприемлемы. Наличие таких полюсов вряд ли способно обеспечить эффективную интеграцию.
Государства ЦАР находятся на стадии формирования государственности. С точки зрения современной политологии, по мнению ученых, не всякое национальное или этническое образование с единой территорией, внешними границами и единой административной властью может быть названо государством. Государство должно становиться, выработать эффективные формы функционирования административных органов, бюрократического аппарата, создать единое социокультурное пространство и добиться общегражданской самоидентификации, выработать у населения единое правовое сознание. В государствах ЦАР присутствует патриархальная социальная организация, социокультурное пространство, разделенное по признакам клановости, землячества; отсутствует общегражданская самоидентификация, единое правовое сознание, политические отношения носят авторитарный характер. Такое состояние государств выступает главным тормозом интеграционных процессов в регионе, оно сводит на нет эффективность принятых решений, поскольку пока сам субъект интеграции – государство – пребывает в стадии формирования, интеграционный союз совершенным быть не может.
Можно предположить, что достигнутый ныне уровень интеграции в рамках ЦАР, по всей видимости, есть тот максимум, которого можно добиться при существующих политических моделях развития в государствах региона. Дальнейшее качественное углубление интеграции, как показывает опыт ЕС, станет возможным только в условиях максимальной открытости общества, либерализации политической и экономической систем государств. Все это и явилось теми «камнями преткновения», на которые наталкивались любые интеграционные инициативы. Это привело к активизации дезинтеграционных процессов и вынудило с большой долей скептицизма говорить о перспективах центрально-азиатской интеграции.
Перспективы интеграции все же имеются. Во-первых, у всех государств ЦАР нет выхода к Мировому океану и удовлетворительной сети коммуникаций, что обусловливает примерно равную меру заинтересованности в создании транспортной сети, связывающей ЦАР с соседями.
Во-вторых, в рамках СССР сложилась целостная цивилизационная система, внутренние связи которой, несмотря на крушение политических границ и официальных идеологических установок, продолжают оказывать существенное влияние на различные стороны жизни новых независимых государств.
Нарастание напряженности в регионе вызывается как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние – это прежде всего «семейно-клановый» характер власти, низкий жизненный уровень, массовая безработица. Растет недовольство среди элит – как политической, утратившей возможность влиять на принятие государственных решений, так и деловой, которая столкнулась с серьезными препятствиями в своей предпринимательской деятельности.
Общим для всех стран ЦАР являются недоразвитость политической и отсутствие эффективной партийной структуры, проблемы в сфере реализации прав человека, высокая степень коррупции во властных организациях. Все это создает условия для социальных взрывов, грозящих в случае активной поддержки извне перерасти в революционную ситуацию.
Существуют и конфликтные очаги внутри региона. С запада – северокавказский узел, характеризующийся не только конфликтом в Чечне, но и многочисленными точками потенциальной нестабильности. К югу от региона лежат области периодически вспыхивающих конфликтов (Курдистан, Афганистан, Кашмир), индо-пакистанские и индо-китайские противоречия, потенциально конфликтными зонами являются Синьцзян и Ферганская долина. При определенных условиях в каждом из этих районов могут вспыхнуть вооруженные столкновения. Кроме того, любая дестабилизация на этнической почве в ЦАР может получить отклик в соседнем государстве.
К внешним факторам относится деятельность исламских экстремистов из Саудовской Аравии, Турции, ОАЭ, Ирана. Сюда же можно отнести действия крупнейших транснациональных компаний по захвату местных сырьевых богатств и находящееся в непосредственной связи с этим прямое вмешательство новых игроков: США, ЕС, Китая, Турции. Кроме того, государства ЦАР по-прежнему используются как основной транзитный коридор доставки наркотиков из Афганистана в Европу.
Внутренние потребности государств ЦАР в энергоносителях значительно меньше, а большая часть соседних государств не имеет их или обеспечена ими в минимальном количестве. Вследствие этого возрастает международное значение ЦАР как региона, играющего важную роль в обеспечении энергетической безопасности различных стран мира.
ЦАР обладает хорошим транзитно-транспортным потенциалом, находится на перекрестке важнейших сухопутных и речных торговых путей. Такое географическое положение в определенной степени компенсирует отсутствие выходов к морю. Экономические выгоды от транзитной торговли могут скомпенсировать возможные издержки по обеспечению безопасности международной торговли.