Основные предпосылки интеграции в Центральной Азии
Значимость исследования данной проблемы связана с особенностями трансформационного периода, переживаемого государствами ЦАР, и сопряженных с этим процессов этнических, экономических, экологических и геополитических вопросов. Сложная этнотерриториальная структура расселения народов в регионе потенциально создает очаги для межгосударственных противоречий. Углубление интеграции видится одним из способов решения этого вопроса.
Весьма проблемным является неравномерное распределение гидроресурсов между странами ЦАР. Верховья, среднее и нижнее течения крупных водных резервуаров находятся на территориях разных государств.
Большие опасения вызывает гидроэкологическая ситуация вокруг Арала. Решение этой проблемы будет более эффективным в рамках интеграционной структуры.
Крупнейшие державы граничат с ЦАР. Геоэкономическая и геополитическая уязвимость региона предопределяет тенденцию нарастания политического и геоэкономического присутствия в нем интересов этих держав. К специфическим особенностям интеграционных тенденций в ЦАР относится отсутствие у всех стран региона свободного доступа к морским транспортным коммуникациям. Поликонфессиональность государств ЦАР подталкивает к соперничеству ряд мусульманских стран с целью расширения своего влияния на регион. Региональное сотрудничество в этой сфере может оказать стабилизирующее воздействие и ограничить потенциальные угрозы, исходящие от политически радикальных форм.
Эти региональные характеристики обусловливают значимость изучения геополитических детерминант интеграции. Успешное развитие интеграционных процессов в различных формах может стать важной составной частью стратегии стягивания и контроля геостратегического пространства.
Еще до дезинтеграции СССР делались попытки объединить государства в ЦАР. Так, в 1990 году главы пяти республик провели первую встречу в Алматы. В Ташкенте был подписан Протокол между пятью центрально-азиатскими государствами о создании общего рынка. Также были приняты обязательства по экономическому сотрудничеству, по координации экологической деятельности на Арале.
Экономика государств ЦА в течение полувека создавалась как составная часть единого союзного народнохозяйственного комплекса. Развал СССР, радикальное изменение условий хозяйствования, расширение комплекса проблем, которые государства могут решать только совместно, породили предпосылки развития в ЦАР конфликтного потенциала.
Определяющим фактором в развитии конфликта стала кризисная экономическая ситуация. Экономические реформы в странах ЦАР повлекли за собой спад в экономике и катастрофическое снижение уровня жизни населения. Если ранее в странах региона имелся довольно развитый индустриальный сектор, то теперь он был практически утрачен и его необходимо было восстанавливать на новом уровне.
Государства СНГ унаследовали от СССР ряд таких системных связей, которые объективно подталкивали их к воссозданию комплекса международных хозяйственных связей интеграционного типа. Речь идет о единой энергетической системе, единой системе транспорта, связей, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов.
Подписание в 1994 году Договора о создании единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном положило начало созданию интеграционного объединения в ЦАР. С 1998 года полноправным участником Договора стал Таджикистан. Договор предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивал условия для проведения согласованной кредитной, бюджетной, налоговой, таможенной и валютной политики.
Согласно Договору был создан Межгосударственный Совет, в состав которого вошли президенты и премьер-министры стран-участниц, и его основные институты – Совет премьер-министров, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Исполнительный комитет. Тогда же было подписано Соглашение об учреждении Центрально-Азиатского банка сотрудничества и развития, капитал которого формируется долевыми взносами государств-участников.
Возник вопрос: действительно ли страны ЦА готовы к интеграции? Стала ли ЦА действительно единым регионом в том понимании, которое нужно для успеха интеграции?
По мнению западных политологов, проблема была вызвана неравенством сил в регионе: Узбекистан и Казахстан считают себя законными лидерами в регионе – Казахстан с точки зрения своего ключевого положения связующего звена между Азией и Европой, соседства и близких отношений с Россией; Узбекистан же основывается на том, что является государством с самым большим количеством населения и узбеки – самая многочисленная нация в регионе. Некоторые аналитики считают немаловажным то, что Узбекистан унаследовал основные исторические центры региона: Бухару, Самарканд, Хиву и имеет опыт регионального центра, утвержденного еще в СССР. Кроме того, Узбекистан и Казахстан имеют 19 и 15 млн населения соответственно, в то время как население других государств – в среднем по 5 млн.
Отсутствие регионального консенсуса породило вопрос о том, как это неравенство должно быть сбалансировано и учтено в коллективном руководящем органе, который принимает решения.
Важнейшими предпосылками интеграции в ЦАР являются:
- историческая, географическая, культурная и языковая общность народов, населяющих регион;
- невозможность решения ряда серьезных общих проблем исключительно на двусторонней основе. Речь идет о согласованном и рациональном использовании водно-энергетических ресурсов, а также коммуникационных систем региона, преодолении последствий экологических катастроф (прежде всего в районе Арала), обеспечении эффективной системы региональной безопасности, координации совместной деятельности по борьбе с наркобизнесом;
- самообеспеченность всеми видами энергетического, минерального и сельскохозяйственного сырья;
- существование производственных возможностей для создания конкурентоспособной продукции высокой степени готовности на основе кооперации и совместных инвестиций;
- наличие серьезного экспортного потенциала.
Первоначально в основе сотрудничества в рамках ЦАЭС лежал так называемый проектный подход. Была разработана Программа экономической интеграции государств-участников до 2000 года, которая предполагала реализацию свыше 50-ти совместных проектов в самых различных отраслях. В этой связи актуальность получила инициатива Президента РК о специальной Программе для экономик ЦАР (СПЕКА), которая преследовала две главные цели: дальнейшее укрепление экономических связей между государствами региона и экономическую интеграцию центрально-азиатских стран с Европой и Азией. Программа включала в себя следующие приоритеты: транспортная инфраструктура, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, привлечение иностранных инвестиций и многовариантные пути доставки углеводородного сырья на мировые рынки.