Латиноамериканская интеграция
В 1945 году была создана Латиноамериканская экономическая система, в которую вступили 25 государств. В 1969 году внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли возникла Андская группа – союз Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии и Чили, к которым позже присоединилась Венесуэла. Участники Андской группы приняли решение, ограничившее сферы влияния иностранного капитала и вывоз прибылей за границу. Цель союза – стимулирование национальных экономик. 12 августа 1980 года в Монтевидео был подписан договор о Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), положивший начало региональному экономическому сотрудничеству 12 государств Латинской Америки: Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора.
Политическими органами ЛАИ являются Совет министров иностранных дел, Конференция по оценке состояния региональной интеграции и унификации субрегиональных процессов, идущих под эгидой ассоциации, и Комитет представителей. Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, в компетенцию которого входит определение основных направлений интеграционного процесса.
В задачи конференции, созываемой раз в три года, входит анализ эволюции интеграционного процесса, а также изучение возможностей его углубления. В последнее время заседания конференции не проводятся.
Комитет представителей является постоянным политическим органом ассоциации и рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач, определенных в Договоре Монтевидео. В его состав входят постоянные представители всех государств – членов ЛАИ с правом одного голоса, а также по одному заместителю.
Генеральный секретариат выполняет функции технического органа ЛАИ. В его задачи входит изучение и оценка хода интеграционного процесса, а также выработка и внесение предложений по выполнению положений Договора Монтевидео. Генеральный секретариат также предоставляет консультационную и техническую поддержку государствам-членам в ходе переговоров в рамках ЛАИ.
Главной целью ЛАИ является содействие процессам субрегиональной экономической интеграции в Латинской Америке через выработку ее общих правовых принципов и норм. Государства-участники используют ассоциацию для достижения договоренностей в сфере взаимной торговли и других направлений интеграции, которые затем регистрируются в ЛАИ. Из-за больших различий между латиноамериканскими странами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение некоторых стран, экономически наиболее близких друг другу. Внутри ЛАИ в 1969 году была создана Андская группа, в которую вошли Эквадор, Венесуэла, Боливия, Чили, Колумбия.
Договоренности, достигнутые в ЛАИ, затрагивают различные сферы отношений между латиноамериканскими государствами. Среди них – взаимное снижение и отмена таможенных тарифов, развитие торговли, экономическая взаимодополняемость, торговля сельскохозяйственной продукцией, сотрудничество в области финансов, налогообложения, таможенной и санитарной политики, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество, развитие туризма и др.
Наиболее активно интеграционные процессы начали развиваться в 1991 году, когда Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали Асунсьонский договор (Парагвай) о создании МЕРКОСУР.
МЕРКОСУР (Рынок стран Южного конуса) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который помимо Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая ассоциированными членами входят Боливия и Чили. Цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участникам на основе интенсивной совместной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.
Главный орган МЕРКОСУР – Совет Общего рынка, который собирается на высшем уровне и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Исполнительный орган – Группа Общего рынка с секретариатом в Монтевидео (Уругвай), а также десять технических комиссий, занимающихся вопросами торговли, валютно-финансовой политики, транспорта, сельского хозяйства и т. д.
Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками, стабилизировало экономики входящих в него стран. Например, в период экономического застоя в Бразилии в 1991-1993 гг. местная промышленность смогла выжить благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994-1995 гг., в условиях экономического спада, Аргентине помогла Бразилия.
Опыт МЕРКОСУР показал, что для успеха интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран. Позже произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными образованиями. В 1998 году Центральноамериканская интеграционная система SICA (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор) заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.
В 1995 году МЕРКОСУР и ЕС заключили Рамочное межрегиональное соглашение о создании зоны свободной торговли между ними к 2001 году. Одним из главных инициаторов была Испания, сохраняющая связи со своими бывшими колониями. Однако в ходе переговоров стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10 % населения земного шара, требует согласования и подготовки, а потому сроки отодвинули на 2005, затем на 2010 год.
Был выдвинут проект объединения МЕРКОСУР и НАФТА. Однако в ходе развития переговоров выявилась конкуренция двух проектов. Бразильский проект предполагал развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим подтягиванием Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики. Американский вариант предлагал создать панамериканскую зону свободной торговли на основе НАФТА, т. е. фактически за счет растворения МЕРКОСУР. Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в семь раз, по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники проголосовали за проект Бразилии.