Особенности федеративного устройства современной России
12 декабря 1993 годавсенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в которой закреплялось современное федеративное устройство России и основополагающие начала, принципы российского федерализма о которых я говорила ранее.
В современном мире существует более двух десятков стран с федеративным устройством. Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями: по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Российская Федерация также обладает рядом специфических особенностей.
Одна из важных особенностей Российской Федерации заключается в историческом развитии федеративного устройства.
· Исторически Российское государство долгое время было унитарным.
· Большой период развития федерализма РСФСР находилась в составе другой федерации СССР, в результате чего собственное развитие отодвигалось на второй план.
· Развитие федеративного устройства в условиях тоталитарного политического режима, национального гнета.
Россия исторически была провозглашена федерацией, а не в результате объединения самостоятельных государств и развивалась долгие годы как конституционная федерация. Заключение 31 марта 1992 года Федеративного договора дало основание относить Россию к договорной федерации. Но уже 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, в которой установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, в настоящее время, Российскую Федерацию следует относить к договорно-конституционной.
В современном мире есть федерации, которые образуются по территориальному принципу. Как правило, применяется в больших по территории государствах. Есть государства, которые образуются по национальному принципу. В национальных федерациях субъекты создаются на основе компактно проживающих национальных групп. Россию следует отнести к смешенному типу федерации, где в основу формирования положен и национальный и территориальный принцип.
Россия огромна по своей территории и включает большое количество субъектов, которые различаются по размерам территории, по уровню социального, культурного, экономического развития, по составу населения. Российская Федерация включает в свой состав 85 субъектов Федерации :
· Республики (22)
· Края (9)
· Области (46)
· Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
· Автономные округа (4)
· Еврейская автономная область.
Для современной России характерна некоторая неопределенность административных границ между субъектами. Как отмечет Н.С. Грудинин «В настоящее время из 4 автономных округов 3 входят в состав краев и областей, и только один из них входит в состав Российской Федерации на правах самостоятельного субъекта. Также примером неопределенности границ является Республика Адыгея, которая как бы территориально окружена Краснодарским краем, однако является самостоятельным субъектом Федерации.»[29]
Россия традиционно является многонациональным государством, в котором проживает более 180 народов. Каждый из этих народов обладает своими специфическими чертами, особенностями деятельности и культуры. Как правило, границы расселения народов не совпадают с границами субъектов (краев, областей, республик, городов федерального значения, автономных округов, автономной области). В первую очередь это обусловлено большим количеством миграционных процессов. От того как будет происходить сосуществование наций, во многом зависит стабильность государства. Именно федерализм является единственной моделью стабильного развития такого крупного и многонационального государства как Россия.
Как правило, федерации формировались посредством передачи полномочий снизу-вверх: субъекты федерации, объединяясь, создавали центр и передавали ему свои полномочия. Российская Федерация формировалась на основе совершенно другого принципа. Передача полномочий осуществляется сверху вниз: от центра к субъектам федерации.
Важной особенностью российского федерализмаявляется принцип верховенства Конституции Российской Федерации над остальным законодательством. Так, Конституционный Суд Российской Федерации вправе признать юридически недействительным любой нормативный акт субъекта Российской Федерации, противоречащий Конституции, иному Федеральному закону, и принятый в пределах исключительного ведения Российской Федерации или в пределах совместного ведения. [30]
В настоящее время по своей структуре все федеративные государства принято делить на симметричные и ассиметричные. Симметричными являются федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Асимметричные федерации — это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правового положения различных субъектов. Формально Россию можно отнести к симметричной федерации, так как в Конституции Российской Федерации закрепляется равноправие субъектов. Но исследуя реалии равноправия субъектов, можно сделать вывод, что Россия асимметричная федерация. Асимметричность частей Российской Федерации может проявляться по-разному:
· Может быть различие в территории;
· Различие в экономическом развитии (неодинаковая природно-ресурсная база);
· В значительной дифференциации регионов, по условиям жизни, социальному развитию.
Равноправие, формально, заключается в том, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Противоположную позицию, отрицающую равноправие субъектов в Российской Федерации можно подтвердить следующими аргументами:
· Республики наделяются правом устанавливать свой язык, принимать конституции, а остальные субъекты – уставы, и способы принятия этих актов различаются. Отличие в наименовании основных законов субъектов Российской Федерации влечет за собой и их отличие в юридической природе и сущности.
· Все автономные округа, за исключением Чукотского,по-прежнему считаются в составе соответствующих краев, областей. Факт вхождения имеет определенные последствия и неизбежно ограничивает объем прав этой категории субъектов федерации.[31]
· Конституция Российской Федерации не определила формы отношений между автономным округом и краем (областью), в который он входит. Четыре автономных округа, разные по величине, находятся в различных природных условиях и юридических ситуациях.
Таким образом, еще одной особенностью федеративного устройства России является асимметричность федерации, с законодательным закреплением равноправия субъектов Российской Федерации.
На основе изложенного материала можно сделать вывод, что современное федеративное устройство России, закрепленное в Конституции Российской Федерации, имеет ряд своих особенностей, которые и определяют уникальность нашей страны как в истории, так и в современном мире.
2.3 Проблемы и перспективы развития федеративного устройства России
Бесспорно, что федеративное устройство России, закрепленное в Конституции Российской Федерации, уникально, но далеко не идеально. На практике, с момента закрепления российского федерализма, порождалось множество проблем в его реализации и применении. В современной России также имеется масса проблем, которые препятствуют совершенствованию федеративного устройства государства.
В качестве особенности Российской Федерации я выделяла её многонациональность. Но эта особенность порождает и свои проблемы.
Нация – это историческая общность людей, обладающая своими особенностями языка, культуры, деятельности. Устойчивость и стабильность такого сложного, многонационального государства как Россия, во многом зависит от того, каким образом будет происходить сосуществование этих наций. В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия народов, населяющих Россию. Историко-политическая реальность в современных условиях, свидетельствует о глубоком своеобразии национально-этнических типов, об их уникальности и, следовательно, о фактическом неравенстве их между собой, что порождает глубокие межнациональные проблемы.
В настоящее время Россия переживает своеобразные изменения во всех сферах жизни, в сложнейших экономических, политических условиях, и, прежде всего, в условиях обострения межнациональных конфликтов.[32]
Обстановка в современной России в отношении межнационального сосуществования народов России является напряженной на протяжение долгих лет (две чеченские войны тому наглядное подтверждение), беспорядки на Манежной площади (декабрь 2010 г.), конфликт в городе Пугачеве между 16-летним подростком (этническим чеченцем) и 20-летним местным жителем, который от полученной колото-резаной раны вскоре скончался в больнице (6 июля 2013 года), беспорядки в Бирюлево (13 октября 2013 года).[33]Этот год так же не стал исключением, «13 марта 2015 года в Санкт-Петербурге произошло столкновение группы скинхедов и молодых студентов из Дагестана, в результате которогоМикаил Сайгидалиев получил смертельное ранение в брюшную полость, а два друга были тяжело ранены.Очевидцы утверждают, что скинхеды хотели не просто подраться, а целились в шею, в сердце, в живот.[34]
Межнациональные конфликты могут привести к нарушению целостности Российской Федерации, следовательно, проблема преодоления этих конфликтов является основополагающей в настоящее время.
Особенностью Российской Федерации является асимметрия ее субъектов, хотя законодательно закреплен принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Это и является следующей проблемой, которая связана с разными моментами.Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. На неравенство субъектов федерации указывают такие факторы, как территориальная дезинтеграция Российской Федерации, экономическая неравномерность развития регионов.[35]
Можно выделить следующие проблемные положения асимметричности:
· Обозначение республики как государства;
· Республики обладают правом принимать конституции, а другие субъекты – уставы;
· Республики наделяются правом устанавливать свой язык;
· Наличие «сложносоставных» субъектов федерации (вхождение одних субъектов, в состав других).
Установившаяся в России диспропорция между республиками и другими субъектами федеративных отношений ведет к нарушению равновесия федерации, что, в свою очередь, ведет к нарастанию напряженности в рамках федеративного устройства государства, противостоянию между российскими регионами. Таким образом, асимметричность Российской Федерации является важной проблемой, в результате которой может быть создана угроза целостности и стабильности федеративного устройства.
Следующая проблема федеративного устройства Российской Федерации заключается в разграничении предметов ведения между Федерацией и её субъектами. В Конституции Российской Федерации различаютсяследующие вопросы:
· Исключительного ведения Российской Федерации;
· Совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
· Собственной компетенции субъектов Российской Федерации.
На практике имеет место чрезмерное вмешательство федерации в компетенцию субъектов Российской Федерации. Как отмечает А. Н. Кокотов, «федеральное законодательство стирает границу между принципиальным и детальным регулированием, поскольку в федеральных законах, принимаемых в сфере совместного ведения, присутствует и то, и другое».[36]Наиболее проблемной, является совместная компетенция Российской Федерации и ее субъектов, так как происходит столкновение различных интересов. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, если субъект Российской Федерации не принял закон по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем в порядке осуществления полномочий, закрепленных ст. 72 (п. «н» ч. 1) и 76 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, то федеральный законодатель, в случае необходимости, сам может осуществить правовое регулирование в этой сфере.[37]
Вопросы разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются сложными, важными, порождающими множество особенностей. Этот принцип построения федеративного государства позволяет обеспечивать интересы всего субъектного состава Российской Федерации, способствует эффективному, устойчивому развитию как общества, так и государства в целом.
Современное федеративное устройство в России было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, и прошло достаточно большой промежуток в своем развитии. Нельзя отрицать, что в Конституции Российской Федерации были заложены основополагающие принципы построения федерации, но, несомненно, невозможно учесть все нюансы и решить все проблемы. Так и в настоящее время сохраняется ряд определенных проблем, о которых я упомянула выше. Перечень проблем современного российского федерализма может быть шире, я привела самые значимые проблемы современного федеративного устройства России.
Федеративное устройство дляРоссииважный фактор устойчивого развития демократического государства. Несомненно, федерализм будетсовершенствоваться и дальше, с учетом всех проблем государства. В первую очередь перспективы развития заключаются в решении поставленных проблем.
Так, например, необходимо проведение национальнойполитики, направленной на разрешение межнациональных конфликтов, в результате которойследует добиваться соблюдения и защиты прав каждой национальности. Например, можно отметить следующие направления этой политики:
· Регулировать взаимоотношения с учетом национально-территориальных особенностей;
· Поиск согласия, оптимального решения для всех участников;
· Защита прав каждой этнической группы;
· Недопущение дискриминации по этническим, религиозным и другим признакам;
· Регулирование миграционных потоков.
Для России национальный вопрос – это «вечный» вопрос государственности, который в основе федеративного устройства такого многонационального государства как Российская Федерация играет ключевую роль, обеспечивающий целостность и устойчивость развития как общества, так и государства в целом.[38]
Что касается симметричности России, то необходимо стремиться к закрепленному в Конституции Российской Федерации принципу равноправия субъектов Российской Федерации. Данный принцип является важным составляющим в устойчивом развитии демократического, федеративного государства.
Необходимо производить и более детальный подход к разграничению предметов ведения Российской Федерации и её субъектов. От того какие вопросы ведения относятся к компетенции самой Российской Федерации, совместного ведения или её субъектов, зависит удовлетворение интересов населения каждого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, на основе изложенного материала, можно сделать вывод, что особенности российского федерализма, в свою очередь, порождают и определенные проблемы. Да, не стоит идеализировать и отрицать массу накопившихся проблем, но самое главное в России заложен потенциал для развития федеративного устройства, перспективы которого, в первую очередь, состоят в решении этих проблем.
Заключение
Обобщая исследуемый материал, можно сделать вывод, что федеративное устройство России имеет глубокое историческое развитие. Начиная формироваться еще в дореволюционную эпоху, российский федерализм стал детально развиваться начиная лишь с советского периода, причем длительный промежуток времени в составе другой федерации – СССР, в условиях тоталитарного режима и национального гнёта.Совершенствование продолжается и по настоящее время.
Федеративное устройство – это способ территориальной организации государства, в котором административно-территориальные единицы являются субъектами федерации, которые обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Данное государственное устройство было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в которой нашли отражение основополагающие начала функционирования федеративного государства, способствующие успешному развитию России.
Историческое развитие, закрепленные принципы во многом определяют особенности федеративного устройства России, которое является уникальным. Но эта уникальность, в свою очередь, и порождает массу проблем, к которым можно отнести асимметричность, межнациональные конфликты, проблемы разграничения предметов ведения и др. От решения этих проблем во многом зависит государственная целостность территории, экономическая, политическая, социальная стабильность, устойчивость развития как общества, так и государства в целом.
В настоящее время, в Российской Федерации одним из значимых является вопрос дальнейшего реформирования федеративного устройства, которое включает в себя, в первую очередь, решение множества накопившихся проблем, а именно:
· Создание благоприятных условий для развития различных регионов.
· Проведение национальной политики, направленной на защиту прав каждой этнической группы, языка, культуры, обеспечения безопасности проживания народов.
· Укрепление федеративных отношениймежду «центром» и другими регионами.
· Стремлению к реальному принципу равноправия субъектов Российской Федерации.
Необходимость именно федеративного устройства России не ставится под сомнение, ведь для такой территориально большой, многонациональной страны именно эта форма государственно-территориального устройства способна обеспечить целостность, устойчивость развития государства.
Федеративное устройство России перспективное явление. Да существуют проблемы, которые иногда становятся заметны лишь спустя какой-то промежуток времени, но в нашем государстве есть необходимый потенциал, а значит и будет решение проблем, достижение высоких результатов.
Библиографический список
Законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // «Свод законов РСФСР», т. 1, с. 13, 1988 г.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 N 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» // «Российская газета», N 218, 12.11.1997
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники:
4. Абдулатипов Р.Г. Судьбы народов России в XXI веке: Стратегия государственной национальной политики: / Р.Г. Абдулатипов, В.А. Михайлов.- Махачкала: издательский дом «Эпоха», 2013.- 192 с.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай.- М.: Норма, 2013.- 783 с.
6. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай.- М.: Норма, 2004.- 832 с.
7. Безруков А.В. Конституционное право России / А.В. Безруков.- М.: Юстицинформ, 2015.- 304 с.
8. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова.- М.: Проспект, 2009.- 630 с.
9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян.- М.: НОРМА, 2001.- 352 с.
10. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации / С.И. Носов.- М.: Статут, 2014.- 391 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
11. Бураева К.Т. Истоки современного федерализма в России / К.Т. Бураева // Вестник Владикавказского научного центра.- Владикавказ, 2015.- С. 21-25
12. Бакунин М.А.Государственность и анархия / М.А. Бакунин.- переработана под издательством «Книговек», М.: 2014.- 640 с.
13. Вологина Э.А. Конституционные принципы российского федерализма / Э.А. Вологина, С.М. Бахшалиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.- Волгоград, 2011.- С. 131-135
14. Гайдукова И.Б. Регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации : Проблемы и перспективы / И.Б. Гайдукова, Ю.Ю. Годунова // Духовная ситуация времен. Россия XXI век.- Курск, 2014.- С. 48-52
15. Григорян В.В. Федерализм в конституционном праве / В.В. Григорян // Теоретические и практические аспекты развития современной науки.- М., 2015.- С. 152-157
16. Григорьев Н.А. Современный этап эволюции системы отношений «центр - регионы» / Н.А. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К, Аммосова.- Якутск, 2014.- № 1.- С. 157-165
17. Дмитриев Ю.А. О форме государственного устройства / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Актуальные вопросы образования и науки.- Архангельск, 2015.- № 3.- С. 23-27
18. Казаков А.Г. Межнациональные конфликты в Российской Федерации в начале XXI в. Как фактор нестабильности федеративного государства / А.Г. Казаков // Актуальная теология.- Омск, 2014.- С. 71-77
19. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти / А.Н. Кокотов // Журнал российского права.- М, 2002.- № 8.- С. 27-33
20. Коломейцева Т. А. К вопросу о проблемах федерализма в России / Т.А. Коломейцева, И.А. Куцури // Теоретические и прикладные аспекты современной науки.- СПб, 2015.- № 8.- С. 59-69
21. Романов Ю.А. Проблема этнополитической составляющей Российского Федерализма / Ю.А. Романов // Наука и мир.- Волгоград, 2015.- № 1.- С. 155-158
22. Сюткина Н.С. Об особенностях Российского федерализма / Н.С. Сюткина // Наука, техника и образование.- Иваново, 2015.- С. 70-72
23. Тимченко Д.В. Асимметрия Российского федерализма : конституционно-правовой аспект / Д.В. Тимченко // Вопросы политической науки.- М., 2015.- С. 24-29
24. Уханкин В.В. Формирование федеративной государственности в России в советский период / В.В. Уханкин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.- Калининград, 2015.- С. 60-63
25. Федореноко С.П. Современный российский федерализм как фактор устойчивого развития политической и правовой систем / С.П. Федоренко, Курилкина О.А. // Философия права.- Ростов, 2015.- С. 43-48
26. Федорец М.Н. О модернизации государственно-территориального устройства Российской Федерации / М.Н. Федорец // Государство и право.- Тюмень, 2015.- № 4.- С. 98-101
27. Филиппов О.А. Становление и развитие федеративных отношений в России / О.А. Филиппов // Правовое государство: теория и практика.- Уфа, 2015.- С. 132-137
28. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» / А.В Хабирова // ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки.- Казань, 2007.- № 3.- С. 68-84
29. Хаматханова М.М. Федерализм и проблемы оптимизации отношений «центр – регионы» в современной России / М.М. Хаматханова / Вестник поволжского института управления.- Москва, 2015.- С. 54-60
30. Хусаинов С.М. Истоки идей федерализма в России и башкирская народная публицистика XVIII века / С.М. Хусаинов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015.- С. 191-196
31. Шайхеев Т. И. Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации / Т.И. Шахеев // Государственная власть и местное самоуправление.- М., 2015. № 6. С. 3-8.
Электронные ресурсы
32. Грудинин Н.С. К вопросу о сущности современного российского федерализма // Naukarastudent.ru. – 2015. – № 09 (21) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/21/2877/
33. Комсомольская правда // Эксперт об убийстве дагестанца у «Галереи».-СПб., 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://m.spb.kp.ru/daily/26354.5/3236043/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет | |
Специальность/направление подготовки | |
Специализация/профиль/программа | бакалавриат |
Кафедра |
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента … курса очной формы обучения гр…
……
по дисциплине:
… |
на тему: |
Особенности федеративного устройства современной России |
СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ