Понятие и принципы федеративного устройства в России
Прежде чем дать определение и изложить принципы федеративного устройства в России, мне бы хотелось разграничить два близких понятия – «федерализм» и «федерация». Они зачастую либо не разграничиваются исследователями, либо каждый вырабатывает свое определение к данным понятиям. Приведу различные мнения.
Так, например, Н. Глазунова считает, что «федерализм – это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и её субъектов.»[20]
С точки зрения Л. Карапетяна, «Федерация – это тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма, и является воплощением его философии. Другими словами, “федерализм” содержит теорию определенной формы государственного устройства, а “федерация” – реальный институциональный механизм ее организации и функционирования.»[21]
С точки зрения М. Баглая, «федеративное государство – более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определённые признаки государства»[22]
А.В. Хабирова считает, что «федерализм – это реальная политика и практика создания, построения, функционирования и развития федеративного государства»[23]
Также многие авторы, например такие как Э.В. Тадевосян, В.Е. Чиркин считают, что федерализм это самостоятельное явление. Но есть и противоположные явления таких исследователей как В.Г. Вишняков, Л.М. Карапетян, О.Ю. Болдина, которые считают тождественными понятия «федерализм» и «федерация».
Проанализировав различные точки зрения я пришла к выводу, что разграничение данных понятий спорный вопрос, не имеющий единого определения. Но все же, понятие «федерализм» шире, чем понятие «федерация», и существование федерации, невозможно без существования федерализма.
Как я уже отмечала ранее, существует множество различный определений федеративного государства. Под федеративным устройством следует понимать способ территориальной организации государства, административно-территориальные единицы которого являются субъектами федерации, которые обладают определенной юридической и политической самостоятельностью.
Конституция 1993 года, в главе конституционного строя, закрепила федеративное устройство России. Так, согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.»[24]Основополагающие идеи, положения, на которых базируется федеративное устройство России, обусловливают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, выделяют следующие принципы федеративного устройства России:
1. Государственная целостность Российской Федерации;
2. Государственный суверенитет;
3. Единство системы государственной власти;
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
6. Равноправие субъектов Российской Федерации.
Принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, по
существу являются выражением реально существующих основ общественного и государственного строя. [25]Рассмотрим подробнее каждый из них:
1. Государственная целостность Российской Федерации - основополагающий принцип федеративного устройства. В первую очередь это обусловлено тем, что Россия имеет огромную территорию, большое количество субъектов, с разным национальным составом. Согласно Конституции Российской Федерации, государственная целостность обеспечивается следующими положениями:
· Территория Российской Федерации целостна и неприкосновенна, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
· Единство экономического пространства, которое не допускает установление каких-либо ограничений для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в том числе установление таможенных границ, пошлин, сборов.
· Верховенство Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, то есть господствующее положение на всей территории Российской Федерации, обеспечивающее единство и согласованность всей правовой системы государства.
· Единое гражданство Российской Федерации является важным положением, которое обеспечивает целостность государства. Единство гражданства России означает, что граждане субъектов федерации, являются гражданами Российской Федерации.
· Отсутствие у субъектов Российской Федерации одностороннего права изменения статуса и территориальной границы субъекта Российской Федерации, то есть статус и границы субъекта федерации могут быть изменены только по взаимному согласию Российской Федерации и её субъекта.
· Отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Российской Федерации.
· Единство органов государственной власти, то есть распространение на всей территории в рамках определенных полномочий.
Принцип территориальной целостности важный и необходимый для безопасности любого государства, в первую очередь, для такого сложного федеративного государства как Россия.
2. Важной составляющей, основой федеративного устройства является государственный суверенитет. Суверенитет – это независимость государственной власти, по отношению к другим организациям внутри страны, а также независимость, самостоятельность во взаимоотношениях на международной арене. В Конституции Российской Федерации закреплены основные признаки государственного суверенитета:
· Верховенство Конституции Российской Федерации, федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
· Территориальная целостность, неприкосновенность территории, границ Российской Федерации, являющиеся общепризнанными принципами международного права.
· Верховенство государственной власти, то есть распространение на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
· Самостоятельность и независимость в построении взаимоотношений, политики на международной арене.
· Суверенитет признается только за Российской Федерацией, а не за её субъектами. Положение в ч.2 ст. 5 Конституции Российской Федерации может сформировать ошибочное понимание единого суверенитета в России. В ней употребляется понятие «республика (государство)», но стоит заметить, что это не является признанием государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.
3.Другим принципом федеративного государства является единство системы государственной власти в Российской Федерации, не смотря на закрепление в Конституции Российской Федерации разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Система органов государственной власти в России построена не только по горизонтали (разделение на законодательную, исполнительную и судебную), но и по вертикали, то есть органы государственной власти Российской Федерации и её субъектов.[26]
Согласно Конституции Российской Федерации, в систему государственных органов входят федеральные государственные органы – Президент Российской Федерации, законодательные (Федеральное Собрание), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов федерации, образовывающиеся в единообразном порядке, который определяется федеральным законодательством.
В качестве главного признака единства системы государственной власти можно отметить наличие совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, которая охватывает множество полномочий, для реализации задач государства.[27]
Единство системы государственной власти – одна из важнейших основ федеративного государства, обеспечивающая гарантии государственной целостности.
4.Следующим принципом федеративного устройства России является разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Данный принцип закреплен в Конституции Российской Федерации, исходя из которой компетенция разделяется на:
· Исключительную компетенцию Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), в которую входят наиболее значимые экономические, политические, оборонные и другие вопросы различных сфер деятельности.
· Совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов. В Конституции Российской Федерации (ст. 72) закреплен перечень предметов ведения как федерации, так и её субъектов, которые по согласованию взаимных интересов, на основе равноправия, добровольности осуществляют свои полномочия.
· Собственная компетенция субъектов федерации, заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
5.Другим принципом федеративного устройства России является равноправие и самоопределение народов Российской Федерации, который закреплен в Конституции Российской Федерации. Россия исторически является многонациональным государством, что и обуславливает необходимость и значимость данного принципа. Равноправие означает одинаковое положение всех народов, равенство во всех сферах деятельности. Под самоопределением народа следует понимать , прежде всего, право на избрание своей государственности.[28]
6.Другим важным принципом федеративного устройства является равноправие субъектов Российской Федерации, который закрепляется в ст.5 Конституции Российской Федерации. Равноправие заключается в том, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Таким образом, на основе изложенного материала можно сделать вывод, что существуют различные точки зрения на определение федеративного устройства.В свою очередь, понятие федеративного устройства современной России раскрывается через систему конституционных принципов российского федерализма, которая представляет собой совокупность фундаментальных начал построения федеративных отношений.