Политический (государственный) режим: понятие и виды

Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуще­ствляют принадлежащую им власть. (отражает степень развития демократии в стране).

Политические режимы делятся на:

- демократические;

- недемократические.

Демократические режимы (со­вокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства):

- управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

- устанавливаются демократические методы властвования (право над государством);

- государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы

Виды демократических режимов:

1. президентский;

2. парламентский;

3. либерально-демократический;

4. гуманистический.

Наибольшее распространение в современных условиях получил ре­жим парламентской демократии, основанный на передаче власти пар­ламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного изби­рательного права.

Разновидностью парламентской демократии являет­ся либерально-демократический режим.Данный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономи­ческой жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в итоге к тотали­тарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации эконо­мики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор част­ной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существова­нию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры их учета. Плюрализм и мно­гопартийность— необходимые атрибуты либерального общества. Кро­ме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объ­единяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребно­сти.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Проблемы либерального режима - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактиче­ское неравенство стартовых возможностей. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обще­стве, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким полити­ческим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой куль­турой.

Недемократические режимы (совокупность способов осу­ществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства):

Авторитарный режим:

- народ фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты;

- устраняется оппозиция;

- решение центральной власти реализуется при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат (преимущество государства над правом);

- личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже, если они формально провозглашены (приоритет государства над гражданином).

Тоталитарный режим:

- господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей парией, возглавляемой вождем;

- правящая партия сращивается с государственным аппаратом;

- крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

- бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению.

Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всёконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием од­ной официальной идеологии, которая формируется и задается обще­ственно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа.

Центром тоталитарной системы выступает вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогре­шимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на данную роль выдвигаются харизматические личности.

Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осу­ществления власти.

В политической жизни общества личность, как прави­ло, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей.

Милитаризация - одна из основных характеристик тоталитарно­го режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Военно-промышленный комплекс, армия - основ­ные опоры тоталитаризма.

Развивается психология уравни­тельности, идет существенная люмпенизация общества. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тотали­таризма, прежде всего характеризуемую националистической идеоло­гией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (гос­подствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.

Фашизм- крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-поли­тическое движение, направленное на установление открытой террори­стической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппозиции и прогрессивных движений.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расист­ской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чисто­ты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди от­нюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в госу­дарстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизнен­ных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные. Они, в конечном счете, должны унич­тожаться.

При фашизме происходит разрушение общечеловече­ских правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентив­ные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается чис­ло деяний, признаваемых преступными.

Государство расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и лич­ной жизни.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.

Также можно выделить временные политические режимы:

- переходные режимы (формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической либо авторитарной направленностью);

- чрезвычайные государственно-правовые режимы (устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов).

Политический режим современной России - переходный, скорее всего, либерально-авторитарный. Основанием для такого вывода является сочетание в политической характеристике российского общества элементов, характерных для различных политических режимов. В частности, наряду с признанием на конституционном уровне естественного происхождения прав и сво­бод человека и гражданина, их неотъемлемости и высшей ценности, приоритета норм международного законодательства перед нацио­нальным, со стремлением России к построению правового государства, характеризующегося господством закона, установлением разделения властей, конституционного правосудия, режима прямого действия кон­ституции, имеется устойчивая тенденция к сохранению авторитарных (полицейских) методов управления страной.

Она выражается в расширении конституционных полномочий Пре­зидента в ущерб полномочиям Парламента; попытках подменить зако­нодательные функции последнего практикой издания подзаконных актов — указов Президента — по важнейшим вопросам жизни обще­ства и государства; создании неконституционных органов государствен­ной власти или наделении легитимных органов неконституционными полномочиями; попытке ограничить свободу печати и других средств массовой информации; стремлении подменить многопартийную систе­му, создаваемую естественным путем, формированием фальшивых из­бирательных объединений, опирающихся на государственные структу­ры и ими финансируемых.

Правовое государство

Правовое государство- государство, в котором организация и дея­тельность органов государственной власти осуществляется на основе кон­ституции и иных законов, принятых в соответствии с ней. Права человека закрепляются в правовых актах и реально гарантированы государством, которое не может ограничивать либо нарушать их.

Признаки правового государства:

- конституция, устанавливающая порядок взаимоотношений между сувереном (носителем верховной государственной власти) и государственными органами власти, а также их полномочия и ответственность;

- наличие юридических и иных гарантий;

- система законодательства, построенная по принципу верховенства закона и закрепляемая в конституции;

- конституционное разделение полномочий между государственными органами власти и их независимость и самостоятельность в рамках своей компетенции;

- суд присяжных заседателей.

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В коде общественного прогресса оно приобретает новые свойства, напол­няется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во вза­имоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показал, что в тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование ало антиподом правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, аренд­ой, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в знаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечи­вают господство права, равенство участников производственных отно­шений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегули­рующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого госу­дарства находится человек, его разнообразные интересы. Через систе­му социальных институтов общественных связей создаются необходи­мые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к пра­вовой государственности связан с резкой переориентацией социаль­ной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенно­го» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государ­ства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое го­сударство - это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечелове­ческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы лично­сти, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их оп­ределяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах госу­дарственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав мень­шинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духов­ная насыщенность государственной жизни в значительной степени опреде­ляет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу обще­ственных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, буду­чи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушает­ся его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей либо угрожает ей.

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, достигается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство и господство права. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющу­юся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства - современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчужда­емы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст.17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст.2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.

В тоже время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения. Тенденции их развития и самообновления.

Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должны соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт не может противоречить конституции. Ее приоритет – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство.

2. Принцип разделения властей. Данный принцип определяет. С одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В тоже время они гарантируют независимость одной власти от другой.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Включает в себя:

- приоритет прав и свобод личности;

- социальную защищенность;

- социальную справедливость.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной влас­ти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В слу­чае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Ре­альное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запреще­но индивиду, ему дозволено».

Правовой характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом госу­дарстве объективное право свободы воплощается в субъективных пра­вах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия го­сударства в его интересах: право на неприкосновенность личности, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное пе­редвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социаль­но-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязатель­ство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым граждани­ном. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыпол­нение этих обязанностей. Обязательность закона для государствен­ной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депу­татов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность прави­тельства перед представительными органами; дисциплинарная, граж­данско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц го­сударства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения долж­но носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, со­ответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности- важная составная часть объективно складывающегося в об­ществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

4. Четкое разграничение функций общества и государства. По­нятия государства и общества не тождественны, их следует различать.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразити­рует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной фор­мации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

5. Взаимная ответственность личности и государства. Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государ­ство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личнос­ти выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обя­занности. Следовательно, человек может требовать от государства ис­полнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности зак­репленных в Конституции прав и свобод, своей безопасности со сторо­ны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства испол­нения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнан­ным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда сле­дует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными прин­ципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего
международного права, получившие всеобщее признание. К этому сле­дует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого при­знания они не могут стать частью ее правовой системы.

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН являют­ся: международные конвенции (как общие, так и специальные), между­народный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, общие принципы права, признанные циви­лизованными народами.

Исходя из этого, общепризнанные принципы и нормы международ­ного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (в частности, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешан­ный характер, являясь для одних государств обычными, а для других - договорными нормами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в про­цессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового госу­дарства

Наши рекомендации