Понятие исторического типа государства и права
Одним из вариантов объясняющих цикличность этапов выступает теория экономической формации.
Типология как логический прием может включать любые особенности государства и права, которые берутся за их основу (форма государственного устройства, форма правления и т.д.), однако мы рассмотрим только одну особенность.
С началом 90-х годов сложилась двойственность оценки этой теории. Первая из них является крайне негативной, в которой ученые говорят о том, что эта теория является не научной, а также она не подтвердилась практикой, следовательно, учение об историческом типе неверно, неправильно и т.п. Вторая точка зрения полностью противоположна первой.
Однако отвергать эти точки зрения нельзя, потому что в каких-то частях они подтвердились практикой.
Исторический тип государства и права – это совокупность существенных признаков, черт и сторон государства и права, относящиеся к определенной социально-дифференцированной общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация – тип общества, достигнутый им на определенном этапе своего развития.
В основе общественно-экономической формации лежит собственный уникальный способ производства (единство производственных сил и производственных отношений).
Производительные силы включают:
· человека;
· орудия труда;
· предмет труда.
Производственные отношения - совокупность, в рамках определённых ассоциаций, т.е. это экономический базис, базис формации. Над производственными отношениями надстраиваются другие отношения, политические, духовные (это общественная надстройка). Особенность надстроечных отношений заключается в том, что они зависят от экономических отношений и оказывают влияние на экономический базис, а также могут оказывать обратное влияние на производственные силы.
Так как надстроечные отношения оказывают влияние на базис, то сначала меняется базис, но никак не надстройка.
Последовательность в формации строго определена; осуществляется с помощью скачка от низшей к высшей. Скачок обозначается термином «социальная революция». Она начинается тогда, когда в недрах существующей формации становится господствующим, доминирующим новый способ производства. Социальная революция может длиться столетиями. Завершающий этап – политическая революция.
Традиционно принято выделять пять этапов:
1. первобытная;
2. рабовладельческая;
3. феодальная;
4. буржуазная;
5. коммунистическая.
В соответствии с этим принято также говорить и о четырех исторических типах государства и права:
1. рабовладельческий;
2. феодальный;
3. буржуазный;
4. социалистический.
Применительно к этой схеме истолковывают и сущность государства и права, однако схеме присуще существенные недостатки:
· данная теория грешила европоцентризмом (эталонный подход). За основу был принят европейский эталон. Считалось, что то, что есть в Европе, то есть и во всем мире.
· с точки зрения традиционного подхода невозможно было объяснить, почему формация, которая характеризуется как следующая ступень по уровню экономического и социального развития оказывается менее развитой, менее совершенной, чем предыдущая.
По экономическим показателям феодальная формация действительно не была лучше развита, чем, например, рабовладельческая. Объяснить это не возможно.
· государство и право согласно этой теории заканчивали свое существование при переходе к коммунизму. Но, тем не менее, выделяли высший тип формации – социалистический. Следователь, эта теория содержит фундаментальный противоречия и фундаментальные недостатки.
Теория об общественно-экономической формации в начале 30-х годов была признана единственной правильной после выхода учебника «История ВКББ» одобренным Сталиным, поэтому любое отклонение от схемы считалось антисоветским. И как следствие, данная теория не критиковалась и не подвергалась сомнению.
При этом нужно отметить, что Маркс при создании теории:
1. опирался на те научны источники, которые были известны тогда, но эта база не давала ему в полном объеме развить свою теорию;
2. Маркс при жизни изложил в полном объеме свое учение;
3. в его работах обнаруживается и другой взгляд на развитие человеческого общества. Он выделял не пять формаций, а три:
· первичная (охватывала первобытное общество, следовательно, отсутствовала частная собственность, а также государство и право);
· вторичная (формация знает государство и право, частную собственность);
· третичная (формация не знает ни частной собственности, ни государства и права, но представляет собой более высокую стадию своего развития, чем вторичная формация).
Возникает вопрос, почему именно пять формаций? Двигатель истории – это борьба классов за власть: рабов и рабовладельцев (рабовладельческая); крепостных крестьян и феодалов (феодальная), пролетария и буржуазии (буржуазная).
Выводы:
1. то, что было замечено в начале 20 веков – это то, что двух экономических формаций не существовало. Третий был азиатский способ производства. Поэтому эти три формации было принято объединить в одну – добуржуазную. Они мирно существовали друг с другом и могли сменять себя. Добуржуазной формации известно государство и право. В свою очередь в рамках добуржуазного государства можно выделить подтипы:
· рабовладельческое государство;
· феодальное государство;
· азиатское государство.
2. на смену добуржуазной формации приходит капиталистическая (буржуазная) формация. Она является более развитой во всех сферах. Эта формация существует по сегодняшний день.
3. теоретически буржуазная формация может быть заменена постбуржуазной. Что она будет из себя представлять наука об этом не знает, как и никто другой.