Формы спонтанного поведения.
Представления о социальной реальности.
Являясь представителем символического интеракционизма, Блумер считает, что сущность общества обнаруживается в действующих субъектах и действии. Общество – это жизнь группы, а не множество изолированных поступков. Существует коллективное действие, которое включает индивидов, приспосабливающих свое поведение друг к другу, поэтому можно говорить об объединенном действии.
Объединенное действие – это не просто сума индивидуальных действий, оно приобретает свой собственный характер. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. По этой причине оно не носит внешний или принудительный характер по отношению к акторам и их действиям. Скорее оно создается акторами и их действиями.
Блумер воспринял идею эмерджентности, согласно которой крупные структуры возникают из микропроцессов. Рассматривая роль крупных структур (институтов) в обществе Блумер считал, что они определяют условия и ограничения для действия, но не определяют его. По его мнению, именно социальный процесс коллективной жизни создает и поддерживает правила, а не правила создают и поддерживают коллективную жизнь.
Формы спонтанного поведения.
Утверждая первичность коллективного действия по отношению к социальным институтам и культуре, Блумер, тем не менее, не считал, что общество может стать любым по желанию акторов. Он утверждал, что каждый случай объединенного действия должен формироваться заново, что коллективное поведение часто носит спонтанный характер. Спонтанное коллективное поведение не находится под влиянием каких-то общих значений (экспектаций) - митинговые страсти, паника по поводу обмена денежных знаков, страсти толпы болельщиков и т.д.
Спонтанное коллективное поведение, как правило, возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Тогда появляется определенная форма социального взаимодействия, которая получила название круговая реакция. Возбуждение одного индивида передается к другому, приобретая круговую форму, и возникает социальное беспокойство. Оно встречается в трудовых конфликтах, политических протестах; может быть ограничено небольшой группой людей, но может и охватывать огромные регионы (революции в России в 1917г., волнения в исламском мире сегодня).
Основные черты социального беспокойства: 1) люди чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют ясных целей, что ведет к беспорядочному поведению; 2) возникают страхи, повышенная агрессивность, распространяются слухи и преувеличения; 3) поведение людей лишается обычной последовательности и устойчивости, что способствует откликами на различные новые значения, стимулы и идеи. Таким образом, социальное беспокойство, с одной стороны, свидетельствует о распаде устоявшихся значений, крушении привычного жизненного устройства, а с другой - о потенции к восприятию новых значений. Если посмотреть на историю России, которая изобилует социальными беспокойствами, то можно заметить, что каждое крупное социальное беспокойство приводило к идейному обновлению, новым образцам поведения людей.
Г. Блумер выделяет несколько форм спонтанного коллективного поведения: действующая толпа, экспрессивная толпа, масса и общественность.
Действующая толпа - захваченная какой-либо общей целью спонтанно образованная группа, у которой отсутствуют общие значения, традиции, нет установленных ролей, признанного лидерства, осознания собственной идентичности, разделения труда, нет у неё и общих социокультурных ценностей. Поэтому поведение действующей толпы не сообразуется с институциональными нормами и ценностями. Индивид в действующей толпе теряет самоконтроль, способность критического восприятия действий окружающих. Действующая толпа способна к насилиям и жестокости. Блумер полагает, что в определенных условиях целая нация может уподобиться действующей толпе, если её представители оказываются поглощенными одним волнующим объектом. Чтобы остановить действующую толпу, необходимо переключить внимание её членов на разные объекты, т.е. расчленить толпу.
Экспрессивная толпа не имеет никакой общей внешней цели. Её главным признаком является обращение эмоциональных порывов на саму себя. Экспрессивная толпа обычно проявляется в коллективных танцах (карнавалы, ритуальные танцы), которые позволяют участникам через переживаемый экстаз получить физическую и эмоциональную разрядку. При этом резко возрастает значение собственного Я, поэтому индивиды испытывают удовлетворение и наслаждение, радость жизни.
Масса - представляет собой совокупность спонтанного коллективного группирования людей, которые возбуждены значением какого-либо события зачастую национального масштаба (шумный судебный процесс, бум за или против передислокации войск и т.д.), проявляя в нем заинтересованность и свое участие. Члены массы анонимны, зачастую отделены друг от друга в пространстве, лишены возможности обмена мнениями по поводу значения волнующего их события, могут принадлежать к самым различным социокультурным слоям общества, и потому данная коллективная группа весьма слабо структурирована. В силу этих отличительных черт массы, её члены, как правило, вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды. Деятельность массы, по существу, проявляется в индивидуальных действиях. Тем не менее, эта деятельность может оказывать весьма значимое влияние на общество, приводя к краху одни политические партии и вознося другие, трансформируя старые государственные и общественные структуры и создавая новые.
Общественность рассматривается Блумером как спонтанная коллективная группа потому, что она возникает как отклик на определенно значимый объект или ситуацию и, как правило, не образуется по заранее разработанному плану. Однако в отличие от толпы в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, вступают в споры и конфликты и тем самым демонстрируют рациональные, критические действия. В результате общественность приобретает свой особый тип единства, который возникает благодаря определенному коллективному мнению.
Наряду со спонтанными коллективными группами Блумером были исследованы и фиксированные формы социального поведения. К ним относятся общие и специфические социальные движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения. В развитом виде социальные движения имеют структурную организацию, разделение на управляющих и управляемых, свои традиции, нормы и ценности, т.е. это рельефно выраженная социокультурная группа.
К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир. Они возникли под воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальным положением в жизни. Общие социальные движения, как правило, слабо организованы, не имеют постоянного членства, их конкретные отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели.
По Блумеру, специфическими социальными движениями являются реформистские и революционные движения. Они хорошо структурированы, имеют некий набор ценностных ориентации. Члены этих движений занимают определенные статусные позиции и стремятся к четким целям по внесению изменений в социальный строй и существующие институты. В специфических социальная движениях особая роль отводится агитации, которая, создавая круговую реакцию возбуждения, направлена на изменение значений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе. Особенно в движении культивируются настроения сопричастности и солидарности друг к. другу, благоговения перед "вождями народов" и "отцами наций", для чего используется ритуальная атрибутика и церемониальное поведение. Для этих движений характерным является возникновение самого разного рода мифов как откликов на желания людей, которые зачастую приобретают форму эмоциональных символов: "политика - дело каждого", "материальные и духовные блага польются полным потоком", "каждой семье - отдельную квартиру".
Экспрессивные движения - движения религиозные и мода. Их отличительная черта состоит в том, что они не нацелены на изменение социального строя. Религиозные движения стремятся обратить внимание людей на священные символы, побуждая верующих к тому или иному эмоционально окрашенному типу поведения. Модные движения (не только в одежде, но и в искусствах и литературе, манерах) побуждают индивидов принять какие-то новые, доставляющие эмоциональное удовлетворение, отличительные значения, новые формы существования, заменяющие те, которые уже стали объектом подражания. Именно эта черта - постоянное обновление значений - позволяет, по мнению Блумера, трактовать моду как особое движение.
Возрожденческие и националистические движения связаны с воссозданием прежних значений – прошлой славы, былого самоуважения и удовлетворения. Как считает Блумер, большинство националистических движений своими корнями уходят в значения, прославляющие прошлого народа. Вместе с тем они нацелены на преодоление нынешних значений, связанных с комплексом неполноценности.
Значение теории Блумера.
Взгляды Блумера можно использовать при изучении различных форм коллективного поведения. В частности, признаки социального беспокойства, выделенные Блумером, хорошо объясняют сложившуюся в современном российском обществе ситуацию. Она связана с распространением страхов, слухов, агрессивного поведения.