Лагерь контрреволюционеров. Белое дело.
Бе́лое движе́ние (также встречалось «Белая гвардия», «Белое дело», «Белая армия», «Белая идея», «Контрреволюция») — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1923 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как умеренных социалистов и республиканцев, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «единой и неделимой России». Белое движение было крупнейшей антибольшевистской военно-политической силой во время Гражданской войны в России и существовало наряду с другими демократическими антибольшевистскими правительствами, националистическими сепаратистскими движениями на Украине, Кавказе и басмачеством в Средней Азии. Термин «Белое движение» зародился в Советской России, а с 1920-х г.г. стал употребляться и в российской эмиграции.
Белое движение было организованным военно-политическим движением против советской власти и союзных ей политических структур, его непримиримость по отношению к советской власти исключала какой-либо мирный, компромиссный исход Гражданской войны.
Белое движение отличала установка на приоритет единоличной власти над коллегиальной, а военной — над гражданской в военное время. Для белых правительств было характерно отсутствие чёткого разделения властей, представительные органы или не играли никакой роли или имели лишь совещательные функции.
Белое движение пыталось легализовать себя в масштабе всей страны, провозглашая свою преемственность от дофевральской и дооктябрьской России.
Признание всеми региональными белыми правительствами общероссийской власти адмирала А. В. Колчака приводило к желанию достичь общности политических программ и координации военных действий. Решение аграрного, рабочего, национального и других основных вопросов было принципиально схожим.
Белое движение имело общую символику: трёхцветный бело-сине-красный флаг, двуглавый орёл, официальный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе»
Муть пиздецц, ищите сами.
Военный коммунизм.
Политика военного коммунизма кратко – это повсеместная централизация с целью уничтожения рыночных отношений, а также понятия частная собственность. Вместо них культивировались централизованное производство и распределение. Данная мера была введена ввиду необходимости последующего введения системы равных прав для любого жителя будущей страны Советов. Ленин считал, что политика военного коммунизма – есть необходимость. Вполне естественно, придя к власти, необходимо было действовать активно и без малейшего промедления, для того чтобы закрепить и претворить новый режим в жизнь. Последняя стадия перед окончательным переходом к социализму.
Основные этапы развития политики военного коммунизма, кратко:
1. Национализация экономики. С введением новой стратегии правительства, фабрики, земли, заводы и прочее имущество, находящееся в руках частных собственников, в одностороннем, силовом порядке переводилось в собственность государства. Идеальная цель – для последующего равного распределения между всеми. Согласно идеологии коммунизма.
2. Продразверстка. Согласно политике военного коммунизма, на крестьян и производителей продуктов питания была возложена функция обязательной сдачи государству определенных объемов продуктов для централизованного поддержания стабильной ситуации в продовольственной сфере. На деле продразверстка обернулась грабежами среднего класса крестьян и тотальным голодом по всей России.
Итоги политики "военного коммунизма".
В результате проведения политики "военного коммунизма" были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. В то же время для экономики страны война и политика "военного коммунизма" имели тяжелые последствия. К 1920 г. национальный доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению с 1913 г. производство крупной промышленности составляло 13% от довоенного, в т.ч. тяжелой промышленности - 2-5%. Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур. Продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила две трети довоенного уровня. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги ("Власть Советам, а не партиям!", "Советы без большевиков!"). Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру "всей точки зрения на социализм". После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. с X съездом РКП(б) (март 1921) началась постепенная отмена политики "военного коммунизма"
Кризис военного коммунизма.
15 декабря 1920 г. советские газеты опубликовали последнее сообщение с фронтов гражданской войны: “Вследствие прекращения боевых действий на фронтах, полевой штаб Реввоенсовета республики приостанавливает выпуск ежедневных оперативных сводок”. Наступил долгожданный мир. Партия большевиков должна была решать задачу не менее сложную, чем в период открытой вооруженной борьбы со своими политическими противниками. Предстояло в мирных условиях эффективно управлять страной, подтвердив тем самым жизненность главных теоретических установок партии о возможности построения нового справедливого общества, не известного еще в истории.
Но экономическое положение страны после семи лет мировой и гражданской войн, революции было катастрофическим. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, составил 39 млрд. золотых рублей, промышленное производство сократилось в 5 раз. Особенно тяжелы были людские потери. С 1917 по 1920 г. они составили не меньше 15 млн. человек.
Эксперимент “военного коммунизма” усугубил ситуацию. Разрыв экономических связей между городом и деревней, уравниловка в городе, продразверстка в деревне, разрушение коммуникаций и резкое сокращение объема сельскохозяйственного производства привели к полной натурализации народного хозяйства, к сокращению товарного и валового сбора зерна. С громадными сбоями работала промышленность. Как признавался еще в 1920 г. на IX съезде РПК (б) Л.Д. Троцкий, "… мы разорили страну, чтобы разбить белых".
Зимой 1920 — 1921 гг. организовались десятки “повстанческих армий” в Западной Сибири, на Украине, Дону, Кубани, Тамбовской и Воронежской губерниях. В январе 1921 г. крестьянская армия под руководством эсера Антонова, насчитывавшая 50 тыс. человек, захватила всю Тамбовскую губернию.
Программа восстания, принятая в мае 1920 г. крестьянским губернским съездом в Тамбове, включала в себя свержение диктатуры власти коммунистической партии, созыв Учредительного собрания на основе всеобщих выборов, власть Временного правительства, состоящую из представителей всех партий и организаций, боровшихся против большевиков, передачу земли тем, кто ее обрабатывает, прекращение продразверстки, отмену деления народа на классы и партии.
В мае 1921 г. генерал М.Н.Тухачевский во главе 35-тысячной армии, усиленной отрядами специальных войск ВЧК, выступил на подавление антоновского мятежа. Использование регулярных воинских частей в войне с крестьянами свидетельствовало о серьезном социально-политическом конфликте между властью и народом.
Отражением кризиса власти стало нарастание недовольства в среде рабочего класса. В Москве и Петрограде начались забастовки.
Бастующие рабочие не ограничивались требованиями увеличения хлебного пайка, они выдвинули требования созыва Учредительного собрания, отмены диктатуры коммунистической партии и установления власти свободно избранных Советов. Это свидетельствовало о том, что движение пролетариата приобретало политическую окраску.
Аналогичные выступления были и в Кронштадте. Непрерывное ухудшение условий существования привело к тому, что атмосфера недовольства матросов и красноармейцев политикой партии сгущалась. Одетые в шинели и бушлаты, бывшие крестьяне получали вести из родных деревень о бедственном положении в сельском хозяйстве, злоупотреблениях местных властей, о тяжести продразверстки.
Постепенно пассивное недовольство, получив сильный толчок от вспыхнувших в Петрограде волнений, вышло из состояния неустойчивого равновесия, и в Кронштадте разразилась катастрофа. Самым грозным ее проявлением стало то, что в вооруженном восстании приняло участие большинство членов Кронштадской организации РКП (б).
25 февраля 1921 г. общее собрание команд линейного корабля “Севастополь” сформировало делегацию из 7 матросов, чтобы отправить их в Петроград для выяснения причин восстания. Делегация посетила заводы, ознакомилась с их требованиями, выдвинутыми в ходе забастовок, и после возвращения 28 февраля на общем собрании команд “Петропавловска” и “Севастополя” была принята политическая резолюция, поддержанная большинством коммунистов судовых команд. В тот же день была упразднена власть комиссаров, вынесено предложение о задержании председателя ВЦИК М.И. Калинина, приехавшего в Кронштадт для успокоения “бунтовщиков”. Сначала он был объявлен заложником, а затем отпущен. Центральный комитет РПК (б) объявил это восстание контрреволюционным заговором, подстрекаемым с Запада белогвардейцами, руководимым царскими генералами, кадетами, меньшевиками и эсерами.
Но в действительности опасность была более серьезной, — выступили против политики большевистской партии рядовые члены этой же партии, моряки кораблей “Петропавловск”, “Севастополь” и “Республика”, которые в 1917 г. были главной опорой большевиков. Теперь на этих кораблях не прекращались митинги и собрания, председательствовали на которых коммунисты. И именно коммунисты выдвигали лозунги перевыборов советов, право крестьян свободно обрабатывать землю и иметь скот, освободить политических заключенных, восстановить свободу слова и печати для рабочих, крестьян, анархистов и левых социалистических партий.
За время мятежа в Революционный комитет поступило 900 заявлений от коммунистов о выходе из РКП (б), причем все заявления содержали в себе высказывания о неминуемом крушении коммунистического режима.
Ситуация для партии была очень опасной, группы восставших могли быть поддержаны в других районах Советской республики. Поэтому Троцкий поручил генералу Н. Тухачевскому подавить восстание кронштадских моряков, которых он сам же в 1917 г. называл “красой и гордостью Советской республики”.
7 марта 1921 г. начался артиллерийский обстрел Кронштадта и фортов. Через 10 дней восстание было подавлено, репрессиям подверглись тысячи человек.
Известно, что к расстрелу было приговорено 2,1 тыс. человек, к различным срокам наказания — до 6,5 тыс. человек. По льду Финского залива в Финляндию смогли дойти 8 тыс. человек.
Мятеж был подавлен, но причины его возникновения заставили большевиков принимать срочные действенные меры по разрешению тяжелого внутриполитического кризиса. Не случайно именно в дни подавления восстания началась работа X съезда РКП(б), ставшего переломной точкой в развитии всего Советского государства в 20-е гг.
При характеристике внутреннего положения страны нельзя обойти вниманием серьезный кризис, который переживалакоммунистическая партия. Никогда еще в ее истории не было столько разномыслия. Появились различные группировки, предлагавшие свои пути выхода из кризиса и построения социалистического общества. Решающая схватка произошла в конце 1920 — начале 1921 г. во время так называемой “дискуссии о профсоюзах”. В дискуссии приняли участие сторонники Л.Д. Троцкого, требовавшие превращения профсоюзов в государственные органы и передачи им функций управления производством. В основе профсоюзной работы, считали они, должны лежать методы принуждения, администрирования.
“Рабочая оппозиция” (А.Г. Шляпников, А.М. Коллонтай) выдвинула лозунг передачи управления народным хозяйством профсоюзам в лице Всероссийского съезда производителей. Профсоюзы рассматривались как высшая форма организации рабочего класса.
В.И. Ленин и его сторонники образовали группу “десяти”, куда входили И.В. Сталин, М.И. Калинин, М.П. Томский, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и др. Они рассматривали профсоюзы как школу управления, хозяйствования, школу коммунизма, как один из элементов влияния партии на массы.
Существовали и другие группы: группа “демократического централизма”, выступавшая за коллективное управление производством; “буферная” группа Н.И. Бухарина, пытавшаяся примерить позиции сторон, прежде всего В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого.
На первый взгляд может показаться, что вопрос о профсоюзах не являлся главным в условиях кризиса, переживаемого Советской республикой на рубеже перехода войны к миру. Но на самом деле это дискуссия отразила наличие различных точек зрения внутри правящей партии на ее место в обществе, ее роль в управлении государством.
Дискуссия не была просто спором, это была идеологическая полемика, в которой нащупывалась необходимость политического переворота. Поэтому неудивительно, что на состоявшемся в марте 1921 г. Х съезде РКП (б) это вопросы заняли центральное место.
Интересно заметить, что всем известная резолюция Х съезда РКП (б) “О замене разверстки натуральным налогом”, ставшая нэповским преобразованием, была на съезде лишь одной из 18 других принятых съездом резолюций, отразивших накал идейной борьбы.
Обсуждение итогов дискуссии о профсоюзах и проблем внутрипартийного положения отодвинуло принятие решения о продналоге лишь не седьмой день работы съезда. И это в условиях, когда Кронштадский мятеж был в самом разгаре, и экономическое положение страны требовало принятия незамедлительных решений.
НЭП теория и практика.
Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа - был выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян. Стратегической целью - было построение социализма (так как через «военный коммунизм» ее реализовать не удалось). В целом экономика нэпа представляла собой сложную рыночно-административную конструкцию. Большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства “командных высот”: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Сущность нэповского манёвра заключалась в том чтоб предоставить свободу хозяйствования преобладающим в стране мелким товаропроизводителям с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Таким образом, НЭП представлялся как своеобразный переходный период от капитализма к социализму. Главное внимание уделялось деревне. К осени 1922г. Ленин в основном завершил разработку НЭПа. К ее основным социально-экономическим целям можно отнести:
1) Замена продразверстки натуральным налогом. Отечественная история - Конспект лекций - Потатуров - 2004.С.68. Отличия продразверстки от продналога заключались в его размере и стабильности. Налог был почти в 2 раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года. Кроме того, беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточным категориям сельского населения - повышенный налог. С 1924 г. налог стал взиматься в основном в червонцах. Я считаю, что замена продразверстки продналогом была выгодна советскому правительству, давала возможность вовлечения крестьянских хозяйств в местный хозяйственный оборот путем материальной заинтересованности. А в свою очередь земледельцы и купцы должны были иметь стимул к выплате продналога, и государство этот стимул давало. После выплаты продналога крестьянин получал право по-своему распоряжаться оставшейся с/х продукцией, при непосредственном условии- распоряжаться только путем продуктообмена «в пределах местного хозяйственного оборота». Таким образом, можно подвести, что сами крестьяне не принуждаемые никем, стали налаживать выгодные для них товарищеские кооперативные связи.“
2) Свобода частной торговли. Крестьяне получили право реализовывать продукцию по своему усмотрению. Торговля стала основной формой связи между промышленностью и сельским хозяйством.
3) В соответствии с новым Земельным кодексом Земельный кодекс 1922г., принятым ВЦИК в октябре 1922 г., разрешалась аренда земли и наемный труд в деревне. Крестьяне получили право свободного выхода из сельской общины и колхозов, выбора форм землепользования, но земля оставалась в собственности государства (запрещалась ее купля, продажа, завещание, дарение, залог).По моему мнению Земельный кодекс устанавливал полную и исчерпывающую политику советского государства в земельном вопросе. Вся земля по прежнему находиться в руках власти, но в отличие от прежнего закона давалось право арендовать землю, тем самым крестьянин мог вести свое хозяйство, и ему не грозило лишиться этой земли, если он сам не перестанет ее обрабатывать. Это конечно же улучшало жизнь крестьян.
По мнению большевиков именно эта экономическая политика, рассчитанная на построение социализма, являлась наиболее целесообразной и доступной. Со вступление в силу программы нэпа жизнь в Советской России значительно изменилась. Вновь вступила в свои права частная собственность. Неизвестно откуда появившиеся нэпманы с огромными капиталами непонятного происхождения («новые русские» того времени) торжествовали, спекулировали, кутили в ресторанах и все больше чувствовали себя «солью земли» и хозяевами жизни. lПотакая их вкусам, процветала пошлая «массовая культура».
В России при новой экономической политике 20-х годов появляется большое разнообразие товаров, но позволить себе купить их могли не многие. Так что перспективы НЭПа оказались не самыми радужными. В стране царили разруха, безработица, нищета.
. НЭП в сельском хозяйстве, промышленности и финансах
Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. По сравнению с продразверсткой, размер налога снизился почти в два раза, причем в основном выплачивали его зажиточные сельские крестьяне. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией “пределами местного хозяйственного оборота”. Уже к 1922 году был заметен рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень. 13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.
17 мая 1921 года принимается постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности, как в форме частных предприятий, так и в кооперативной.
Главными реформами промышленности были:
1) Был взят курс на частичную приватизацию промышленности, сначала кустарной и мелкой, затем - средней. При этом крупная и часть средней промышленности находились в государственной собственности. Отечественная история - УМК - Антоненко - 2007.С.141.
2) Разрешалась аренда государственных предприятий. Создавались частно-государственные акционерные общества. Особая форма аренды - концессии - предоставляли права иностранным предпринимателям эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства.
3) Децентрализация управления промышленностью. Значительная часть государственных промышленных предприятий перешла в ведение губернских советов народного хозяйства (губсовнархозов).
4) Большинство государственных предприятий снималось с государственного содержания и переводилось на хозрасчет, означающий что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки.
5) Отменялась всеобщая трудовая повинность. Был взят курс на добровольное привлечение рабочей силы в народное хозяйство. Образовался «рынок труда», биржи труда. Таким образом, абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924г. до 12.4 млн. в1929г.), так что фактически уровень безработицы снизился.
6) Была ликвидирована уравнительная система оплаты труда. Теперь учитывалась квалификация рабочих и служащих, количество и качество произведенной ими продукции. Продпайки были заменены денежной формой оплаты. К концу 1921 г. карточная система была отменена.
В масштабах всей страны на первое место, как и весной 1918 года, выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждения. Но уже в октябре 1921 года Ленин с горечью констатировал, что “с товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас, и вместо товарообмена получалась обыкновенная купля-продажа, торговля. Важнейшей составной частью НЭПа являлось возрождение фактически распавшейся денежной системы государства. Наряду с Государственным банком в 1922 году были открыты отраслевые банки: Торгово-промышленный, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации и т. д., а также местные коммунальные банки. Система банковских учреждений дополнялась в деревне кредитной кооперацией, руководимой местными и центральными сельскохозяйственными банками, а в городе - обществами взаимного кредита, обслуживающими частные промышленные и торговые предприятия. С осени 1921 года в стране началось проведение денежной реформы. В 1922 году Госбанк выпустил в оборот банковский билет (червонец), имевший твердое обеспечение. К весне 1924 денежная реформа была удачно завершена. Торговый оборот начал строится на основе твердой советской валюты, которая была принята на валютных биржах, как конвертируемая. Несомненно можно сказать, что финансовая реформа 1922-1924 года была одной из существенных составляющих новой экономической политики. „B результате ее проведения после длительного периода инфляции в стране была создана новая денежная система на основе обращения и взаимного размена банковских червонцев, казначейских билетов, а также серебряной и медной монет. Несомненными достижениями стали сокращение, а затем и ликвидация бюджетного дефицита и определенная финансовая стабилизация. Специфика кредитно-денежной системы, созданной в годы реализации нэпа, заключалась в том, что в ней отражались попытки сочетания традиционных черт мировой финансовой системы (конвертируемость рубля, поддержка валютного паритета) с чертами, присущими советскому хозяйству (планирование экономики, монополия внешней торговли).
Образование ссср
В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.
Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.
Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.
С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.
На Украине не обошлось баз борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивдение отряды местной вооруженной оппозиции.
Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.
Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.
Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.
Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик .
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».
30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.
В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.
В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.
Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.
Становление тоталитаризма.
Признаки тоталитарного политического режима.
Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.
К основным признакам тоталитарного режима относятся:
1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;
3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;
4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;
5) централизованная система контроля и управления экономикой;
6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;
7) существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;
8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;
9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое,таки духовное насилие;
10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.
Предпосылки формирования тоталитаризма в СССР. В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Форсированное экономическое развитие, как уже отмечалось в одном из предыдущих разделов, вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.
Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.
Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от воєнного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданностй многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина. Сущность сталинского тоталитаризма. Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурноорганизаторские функции.
Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГП<