Религиозный, социальный и политический аспекты Реформации.
Социальные противоречия позднего западноевропейского средневековья концентрированно выражались в кризисе католической церкви, которая хоть и играла в обществе роль коммуникатора и имела реальные властные функции, так и не стала полноценной главой западного мира. Она выступала в роли арбитра в споре крупных феодалов, поддерживая, таким образом, собственный авторитет, но не разрешала конфликты в собственных же интересах. В XIV в. появляются такие светские национальные государства, как Германия, чьи интересы противоречат вселенской власти церкви. Появляются теории, обосновывавшие верховенство монархов над папами (работы Лоренцо Валла). Первым серьезным шагом стало Авиньонское пленение пап - вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне в марте 1309 — январе 1377. Пленению предшествовала победа французского короля Филиппа IV над папой Бонифацием VIII. Кроме того, всеобщее недовольство вызывало то, что церковь помимо всего являлась одним из самых крупных землевладельцев: секуляризацию земель с нетерпением ждали светские монархи и дворяне.
Римская курия давно отошла от аскетизма и простоты, изложенных в учении раннего христианства о нестяжательстве как основном принципе церкви. В Рим направлялся беспрерывный поток золота – плата за церковные должности (практика симони) и бенефиции, десятины, взимавшиеся с крестьян. Бюргерство, среди которого зарождалась буржуазия, полагало, что именно оно оплачивает дорогостоящие удовольствия папской канцелярии и двора.
Стержнем кризиса становится религиозный аспект: расхождение обрядовой стороны и практики духовного руководства церкви мирянами с вероисповедальной стороной религии. Согласно данной идеологии, искупление, освобождение от греха считалось возможным только через церковь, т. е. она обладает единоспасающей силой. Священник рассматривался, таким образом, как совершенно необходимый посредник между Богом и человеком. Папы римские утверждали, что они имеют право отпущения грехов своими грамотами – индульгенциями. Искренне верующий сравнивался с «одержимым и бесноватым».
Таким образом, Реформация выходит далеко за пределы религиозно-теологических задач, но обновление мира воспринимается все же через обновление церкви.
Раннепротестантская антропология, аксиология и этика. Социально-политическая деятельность как призвание.
В основе раннепротестантской антропологии и этики лежит учение Лютера о спасении только путем «личной веры». Вера же рассматривается как оправдание человека перед богом. Таким образом, возникает первая апология индивидуализма: 1) каждый верит как ему дано; 2) для того чтобы верить, не нужны священники. Единственным источником божественного откровения становится Библия, в то время как церковь наравне со Священным Писанием рассматривала постановления церковных соборов, папские труды.
Человек в понимании Лютера – «тварь Божья», животное, греховное по своей сути, но способное обрести спасение, свободное от чужого мнения (мнения церкви), свободное в вере, в выборе деятельности. По словам Лютера, «труд монаха и священника не превыше труда крестьянина или домохозяйки».
Протестантизм выстраивал очень простую систему религиозных взаимоотношений: личность - Бог, устраняя из нее ненужные промежуточные звенья в виде сложной церковной иерархии. Человек провозглашался господином своей судьбы. Он должен располагать свободой и ответственностью в своем выборе. Протестантские религии поощряли все формы светской деятельности. Усердие в мирской жизни и достижение успехов в ней считалось лучшей гарантией избранности человека Богом. Профессия выступает как призвание от Бога. Но если при этом заработанное тратится на удовольствия, то это равноценно отхождению от служения Всевышнему.
Перед Богом равны все: мужчина и женщина, священник и мирянин – каждый может служить Богу посредством чтения Библии и активного учатся в жизни церкви и общества. Протестантское движение изменило положение женщины: в религиозных вопросах она считалась не менее священной перед Богом, чем мужчина, поэтому ее также нужно наставлять в вере обучать чтению.