Макиавелли о природе государства и его формах. Роль государя, аристократии и народа в политической жизни государства.
Образцом государства Н. Макиавелли считал античную республику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет процветать. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание.
Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх - в ненависть.
Н. Макиавелли указывает на ряд положении, способствующих правильному управлению государством. Рекомендации Н. Макиавелли основываются на исследовании природы человека. Основы государства - безопасность личности и незыблемость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, т.к. это обязательно вызовет у них ненависть. "Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства" (Н. Макиавелли). Указанные основы могут быть обеспечены только при республиканском строе.
Основные формы государства (по Н. Макиавелли) - это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Т.о. удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республиках наиболее возможно осуществлять политическую свободу посредством городского самоуправления, где власть должна принадлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, т.к. они переизбираются. В республике лучше осуществляется принцип правового равенства граждан, т.к. все феодальные сословные привилегии должны быть отменены. При избрании должностных лиц народ обычно делает боле правильный выбор, чем монарх. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран, подчеркивает Н. Макиавелли.
Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законодательству, праву, приводя в пример мудрые спартанские законы Ликурга. При законности гарантирована общественная безопасность. Право - орудие власти, выражение силы.
Главная забота любого правителя - война, военная организация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война - единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, выступая за национальное ополчение.
Н. Макиавелли выступал за единое централизованное национальное (итальянское) светское государство. По мнению Н. Макиавелли, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции папской власти) и дворяне.
Хотя Н. Макиавелли и склонялся к демократической республике (см. №39), он понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому он считал, что для начала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и многочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычайный единоличный правитель. Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли "Государь"
Государь должен уподобиться льву и лисе. Н. Макиавелли считает, что государственный деятель не должен быть верен своему слову, договоренностям, обещаниям. Идеал государственного деятеля для Н. Макиавелли - герцог Ч. Борджиа. Для укрепления и расширения государства правитель должен решаться на великие и виртуозные злодейства. Единственный критерий оценки деятельности правителя - укрепление государства и расширение его границ. Цель оправдывает средства, даже аморальные, в этом был убежден Н. Макиавелли. При этом все вероломства и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывать авторитет верховной власти. Недовольных людей надо либо истреблять, либо ласкать, при этом жестокость лучше, чем милосердие, подчеркивает Н. Макиавелли. Для государя лучше скупость, чем щедрость. Людям лучше внушать страх, чем любовь. При этом все обиды и жестокости нужно учиться учинять разом, а благодеяния - растягивать, чтобы лучше запоминалось. Дела, не угодные подданным, следует поручать другим (т.е. подчиненным, чиновникам). Нужно внимательно следить за обстановкой, складывающейся конъюнктурой. Правитель должен притворяться перед народом носителем нравственных и религиозных добродетелей. Лисью натуру правителя следует лицемерно скрывать. Самое главное для государя - создать себе славу великого человека, сконструировать себе культ личности.
Некоторые исследователи пытались противопоставить два основных труда Н. Макиавелли: "Государь" (где он описывает политическое единовластие сильного и коварного монарха) и "Размышления на первую декаду Тита Ливия" (где он выступает апологетом республиканского строя). На самом деле, они вполне состыковываются. Как уже отмечалось, Н. Макиавелли подчеркивал, что лучше, конечно, свободная республика, но в современных условиях предпочтительнее объединять Италию именно единоличному правителю (государю, князю, принцепсу).
Утопия» Т.Мора.
МОР Томас (7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529-1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью (1935). По-видимому, одновременно с «Утопией» писалась «История Ричарда III », датируемая 1531 годом, но оставшаяся незавершенной.
Томас Мор ( 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером. В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».
По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств», ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры». Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.
Сама «Утопия»(опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом ) В гос-ве Мора под название Утопия сущ-ет смешанная форма правления. В управлении участвуют все мужчины, на собраниях могут выступать и женщины. И те, и другие выбирают государя. В Утопии главной целью было создание таких условий, при которых каждый мог воплотить свои стремления. Организация труда в Утопии основывалась на друдосбережении. В Утопии нет бесполезных праздных ремесел, так же нет праздников и праздных людей: почти все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. После физического труда все идут заниматься искусствами и науками. Смысл жизни утопийцев — есть чтобы жить. Они носят простые одежды, питаются здоровой едой в меру, строят простые дома. Они презирают драгоценности и золото, роскошь: для них драгоценность — развитие. В Утопии нет равенства всех граждан: Мор считает вахтерный годовой сель-хоз труд самым тупым и тяжелым. В Утопии есть рабы. Сущ-ет возможность карьерного роста: преуспевающий в науке может стать философом-ученым, заниматься управлением Утопии и быть освобожденным от каждодневного физического труда. Когда численность населения Утопии возрастает, утопийцы просят у соседей земли(невозделанной). Если те соглашаются, то утопийцы помогают им по мере их потребностей. Если нет — то они прибегают к методу английской войны(подкупы и заговоры), таким образом разрушая врага изнутри. На захваченных территориях утопийцы ведут себя как тираны: они насаждают свою культуру и традиции местному населению. В Утопии сущ-ют законы. Основной карой явл. Рабство — на определенное время человек лишается свободы за свои преступления. Смертная казнь за супружескую измену, за проповедь безбожия и за бегство с поля боя. Основную часть рабов составляют военнопленные. Бедняки из других стран тоже продают свою свободу утопийцам. Этот класс выполняет исключительно нравственную роль: для занятия науками и искусствами утопийцам нужен досуг, рабы создают время для этого досуга. Работа рабов — прокладка дорог, вырубка леса, пахота земель и т. д. Передвижение по Утопии сильно ограниченно. Человек должен взять разрешение у своих начальников и жены, и отработать 6 часов в другом городе. Женщины не имели права перемещения по городам. Все города Утопии одинаковы. Все улицы прямые, сходятся в ценрте. Каждая засеяна фруктовыми деревьями, на крышах домов огороды с овощами и т. д. В Утопии нет единого Бога — каждый может верить во что хочет. Каждый может быть атеистом, но пропагандировать атеизм запрещено. По Мору вера в то или иное — и есть свобода утопийцев.