Глобальные социокультурные изменения. Культура.
Социология.
Лекция 7.
лектор Малышев Максим Алексеевич
Глобальные социокультурные изменения. Культура.
В своём развитии общество подчиняется законам социального прогресса. Человеческая эволюция происходит в направлении от простого образа жизни к сложному, от единства интересов к их многообразию. В связи с этим выделяют современное и традиционное общества. Традиционное общество характеризуется экономической и технологической отсталостью, функционирует на основе мистических ценностей, общественные отношения регламентируются многочисленными предписаниями, традициями, обычаями. Основой общества является группа, община, сословие или клан. Индивид растворён в коллективе, не осознаёт своих личных интересов, бесправен и несвободен, поскольку зависит от сообщества. То есть только интересы сословия. Осмысление реальности происходит через поклонение святыням, авторитетам. Индивид, зажатый в строгих тисках традиционного общества и смирившийся с подавлением своей индивидуальности, начинает враждебно относиться ко всему, что отличается от него, от его образа жизни. Он нетерпим к иным системам ценностей, свободе выбора, конкуренции.
Современное общество основано на возрастающей самоценности индивида, развивается на ценностях рационализма, свободы выбора, собственности. Личность ответственна за себя, поскольку её поведение определяется её собственными интересами. Свободные индивиды составляют гражданское общество, перед которым ответственны бюрократия и правительство. Для современного общества характерны высокий уровень науки, массовых коммуникаций, система демократии, гарантированность политических свобод, верховенство права.
Сейчас экономисты не называют термин «капитализм», а говорят о формировании постиндустриальной экономики с другой системой общества с доминированием сферы услуг.
Модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного сельскохозяйственного общества к современному индустриальному и постиндустриальному. Для такого перехода необходимы предпосылки в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни. Выделяют несколько моделей перехода к современному обществу:
1. Модель классической хаотичной модернизации. Она характерна для стран Западной Европы, США, Австралии, в которых переход от традиционного к современному обществу начался с XVI века. Отправной точкой модернизации стала развитая культурная традиция, изменившая представления человека об окружающем мире и его месте в нём. Эта традиция была сформирована эпохами Возрождения, Реформации и Просвещения, результатом чего стала вера в человеческий разум и прогресс. Основой формирования гражданского общества явилось развитие и правовое закрепление частной собственности. Политическая система основана на разделении властей, многопартийности, конституционности.
2. Запаздывающая модернизация. Это – Япония, Аргентина, Бразилия, Балканы. Она начинается на рубеже XVIII-XIX века. При этом отсутствует ряд предпосылок в лице развитого рынка, гражданского общества, правового государства, что обусловливает её несинхронный авторитарный характер, из-за чего возникает опасность не синхронизации, непоследовательности в осуществлении реформ, перепрыгивания с этапа на этап. Поэтому такую модель модернизации называют неорганичной.
3. Форсированный вариант модернизации. Это – страны Юго-Восточной Азии. Модернизация осуществляется в условиях авторитарного или тоталитарного политического режима. Преобразования начинаются с одной отрасли, где происходит быстрое накопление капитала. Экономика ориентирована на экспорт, при этом существенно ограничивается индивидуальное потребление. Технологическая модернизация и наличие квалифицированных кадров приводит к повышению ёмкости внутреннего рынка и к покупательской способности населения. Когда сформированы социально-экономические интересы различных групп общества, происходит создание партийной системы представительных органов власти
4. Политическая реформа (Испания, 70-е года XX века). Отсутствие демократической традиции и культуры в Испании после падения диктатуры Франко привело бы к обострению политической борьбы, грозившей перейти в гражданскую.
Термин «культура» в переводе с латинского означает «возделывать, обрабатывать». Первоначально он означал культивирование почвы, отражал факт воздействия человека на природу. Начиная с XVIII века, термин «культура» стал использоваться в отношении человека при характеристике процессов его развития и совершенствования. В повседневной жизни понятие «культура» сохраняет многозначный смысл и используется для
1. обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития.
2. характеристики общества, основанного на праве.
3. для обозначения форм и продуктов интеллектуальной деятельности и, прежде всего, художественной (музыка, литература, жопись, театр)
4. описания особенностей способа существования, свойственных конкретному обществу, определённой группе людей.
Существует 4 подхода к пониманию культуры:
1. технологический подход (культура понимается в самом широком смысле – производство и воспроизводство общества)
2. деятельностный подход (культура – совокупность форм и типов материальной и духовной деятельности)
3. ценностный подход (он рассматривает в качестве культуры лишь сферу духовной жизни, культура – система ценностей)
4. интегрированный подход (культура складывается из явных и неявных моделей поведения, оформленных и передаваемых посредством символов (например, театр, живопись))
В интерпретации культуры определение её роли и места в жизни человека сложились два подхода:
1. Эволюционистский подход (культура – решающий фактор, превративший человека в творческое существо). Его автор – Иоганн Гёрдер.
2. Критический подход (культура – средство закабаливания человека, превращение его в послушное орудие враждебных ему сил).
Существуют следующие точки зрения ведущих социологов на культуру:
1. Жан-Жак Руссо:
Он рассматривал жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. Культура извращает натуру человека, надо жить на лоне природы.
Фридрих Ницше.
Он считал, что человек изначально некультурен, культура создана для подавления и порабощения всех его жизненно-природных сил. Упадок человечества начался вместе с развитием культуры.
Освальд Шпенглер.
Он говорил, что каждая культура уникальна, неповторима и имеет свою судьбу. Концом развития культуры является стадия цивилизации. В этот период народ теряет душу культуры.
4. Фердинанд Тённис.
Он считал, что противопоставление культуры и цивилизации является изобретением социологов. Переход от общины к обществу связан с утратой культуры, разрывом традиционных связей, эмоциональных привязанностей, на место которых приходит холодный расчёт и рационализм.
Хосе Ортега-и-Гассет
Он развивал традицию культурного пессимизма. Человек – элемент масс, поведение которого подчинено чувству стадности, стремлению быть как все. Современная цивилизация находится в глубоком кризисе, который вызван массовизацией общества и культуры.