Исполнение постановления по делу.

Некоторые авторы выделяют 5 стадий: исполнение постановления по делу они разделяют на рассмотрение дела и вынесение решения.

Вторая позиция, которой придерживаются Агапов и Панова, предполагает следующие стадии:

1.возбуждение дела;

2.рассмотрение дела;

3.пересмотр вынесенного решения по делу.

1.Возбуждение дела об административном правонарушении. Данная стадия состоит из двух этапов: предварительной проверки поступившего сообщения о правонарушении и принятия решения о возбуждении дела. На данной стадии даётся первичная правовая квалификация действий лица. В зависимости от того, насколько правильно дана классификация, будет зависеть решение по делу. Данная стадия начинается при наличии поводов и оснований возбуждения по делу.

Поводами является:

1) непосредственно обнаружение должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов, данных признаков составов правонарушений;

2) поступившие материалы из правоохранительных органов и иных органов, содержащие данные о наличии в действиях лиц признаков составов административных правонарушений;

3) сообщение и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ.

Основанием для возбуждения дела являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может возбуждаться несколькими способами:

1) с момента составления протокола об административном правонарушении – это те ситуации, когда лицо непосредственно обнаруживает правонарушение;

2) когда лицо вправе вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и отправить данное постановление в подведомственность (ст.28.2 КоАП);

3) вынесение решение об административном правонарушении и проведение административного расследования.

Возбуждение:

1) составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

2) составление первого протокола о применении мер процессуального обеспечения по производству по делу мер административном правонарушении (ст.27.1. КоАП РФ). Например, административное задержание.

3) оформление предупреждения на месте или постановление-квитанция о штрафе.

2.Административное расследование. Данная стадия может совпадать со стадией возбуждения дела.

Дана стадия состоит из этапов:

1) принятие решения о проведении административного расследования;

2) Установление обстоятельств по делу;

3) Процессуальное оформление результатов расследования;

4) Направление протокола лицу, уполномоченному рассматривать дело;

5) Факультативными этапами могут быть: приостановление, дополнительное расследование и повторное рассмотрение материалов.

Ст.28.7 КоАП - основание для проведения административного расследования. Срок составляет 1 месяц и может быть продлен также не более, чем на 1 месяц. по окончанию административного расследования составляется протокол, который фиксирует итоги, либо постановление о прекращении производства по делу в тех случаях, когда будет установлено отсутствие признаков состава правонарушения или иные признаки.

Протокол – это всегда документ, который содержит правовою квалификацию деяния. Требования к составлению протокола содержатся в ст.28.2 Эти же требования предъявляются и при вынесении прокурором соответствующего постановления

3. Рассмотрение дела. Состоит из нескольких этапов:

§ подготовка материалов к рассмотрению;

§ анализ собранных материалов и обстоятельств дела;

§ установление причин и условий совершения правонарушения;

§ вынесение постановления.

Даётся квалификация виновного. На данной стадии происходит окончательное рассмотрение дела. Постановление не может быть вынесено с момента установления правонарушения. Факт вынесения постановления носит правопрекращающий характер.

На данной стадии фактически то лицо, которое уполномочено, выясняет все обстоятельства: устанавливается факт наличия правонарушения; устанавливается лицо, совершившее данное противоправное деяние; устанавливается виновность данного лица; определяются обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность; устанавливается характер и размер материального ущерба, причиненного деянием; выявляются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные юридически значимые обстоятельства. Установление обстоятельств производится путём доказательств – т.е. любых фактических данных.

К числу доказательств по делу относятся: протоколы по делу об административном правонарушении; объяснения лица, по которому ведется производство по делу; показания потерпевшего; показания свидетелей; заключение эксперта; показания специальных технических средств; вещественные доказательства; и иные документы (письменные доказательства).

Доказательства должны отвечать двум требованиям: требованию относимости и требованию допустимости.Относимость – доказательства должны иметь отношения к тем обстоятельствам, которые непосредственно возникают по делу. Те обстоятельства, которое не имеют отношения к делу, не могут признаваться доказательствами по делу. Допустимость – это доказательства, которые получены с соблюдением требований законодательства и должен быть известен источник данных доказательств.

Дело должно быть рассмотрено по общему правилу в 15-тидневный срок, если рассмотрение дела в указанный срок является возможным, то лицо, рассматривающее дело, вправе продлить срок, но не более, чем на 1 мес.

Существует ряд категорий дел, который имеет более короткие сроки (напр., административное приостановление деятельности – 5 суток; когда в отношении лица применено административное задержание и правонарушение, которое предусматривает административный арест, то срок рассмотрения сокращается до 1 суток.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, вместе с тем по ходатайству лица, которое обвиняется в совершении правонарушения, рассмотрение дела может быть перенесено по месту жительства.

Важнейшей гарантией деля является непосредственное исследование всех доказательств по делу лицом, уполномоченным на вынесение соответствующего решения. Принцип непосредственности означает, что орган или суд самостоятельно выявляет все обстоятельства по делу.

КоАП РФ предусматривает открытое разбирательство дел об административных правонарушениях. Вместе тем, может быть и закрытое заседание.

КоАП РФ не предусматривает обязательное участие в разбирательстве дела лица, привлекаемого к ответственности. В любом случае это лицо должно быть извещено и времени и месте разбирательства. Имеется ряд ситуаций, когда без участия правонарушителя не может рассмотрено дела, тогда явка лица является обязательной.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два основных решения:

1. о назначении административного наказания;

2. о прекращении производства по делу.

В тех случаях, когда выясняется, что дело принято с нарушением требований подведомственности, либо когда лицо, осуществляющее рассмотрение дело, придёт к выводу, что необходимо применять ту меру наказания, которое оно не вправе применять, в таких случаях происходит передача дела по подведомственности: в мировой (к физ. лицам) или арбитражный суд (к юр. лицам).

По результатам рассмотрения дела о назначении административного наказания выносится Постановление, в котором указывается лицо, которое вынесло данное постановление, и лицо, которому вынесено данное постановление, а также нормы, в которых предусмотрено данное наказание.

4.Пересмотр вынесенного Постановления по делу.

Данная стадия является факультативной (лицо может обжаловать Постановление, а может и не обжаловать).

Обжалование происходит в течение 10 дней с момента вручения гражданину копии Постановления. Постановление обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд. В том случае, если срок на подачу жалобы пропущен гражданином по уважительным причинам, то этот срок может быть восстановлен тем лицом, которое рассматривало данное дело.

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре возможно несколько варрантов решения:

1. Оставление жалобы без удовлетворения а Постановлении без изменения

2. об изменении Постановления (только в том случае, если не превышает первоначальное решение);

3. об отмене Постановления; прекращение производства по делу.

4. об отмене Постановления; возвращении дела на повторное рассмотрение.

5. принято решение о приостановление и направлении дела по подведомственности.

То решение, которое вынесено по жалобе или протесту, окончательным не является и оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Решение о назначении административного наказания может быть оспорено в порядке надзора (круг лиц, имеющих право на принесение протеста, установлен процессуальным законодательством).

Статья 28.3 КоАП устанавливает должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.В данной статье устанавливается общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Так, протоколы об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: 1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции; 4) уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 28.5 КоАП определяет сроки составления протокола об административном правонарушении. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).

Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения. Назначение административного наказания без составления протокола в виде административного штрафа осуществляется на месте совершения административного правонарушения, если размер штрафа не превышает одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - не более десяти минимальных размеров оплаты труда. В указанных случаях уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении административного штрафа оформляется постановлением-квитанцией установленного образца, а сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию в течение тридцати дней с момента назначения административного наказания.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении оспаривает: а) наличие события административного правонарушения; б) назначенное ему административное наказание; в) отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, в этих случаях составляется протокол об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, то протокол (постановление прокурора) передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении.Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу. Рассмотрение дела об административном правонарушении можно разделить на несколько частей: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; постановление по делу об административном правонарушении и его оглашение.

Каждая часть имеет свои специфические цели и задачи, но в целом для них характерны определенная самостоятельность, взаимосвязанность, логическая последовательность и завершенность. Непременным условием законного и обоснованного рассмотрения дел об административных правонарушениях как в судебном, так и во внесудебном порядке является предварительная подготовка к их разбирательству, которая предполагает обязательное разрешение судьей, коллегиальным органом, должностным лицом вопросов, предусмотренных статьей 29.1 КоАП.

Так, в процессе изучения дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен решить: 1) вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило. 2) решается вопрос о том, насколько правильно составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении. Ненадлежащее оформление протокола об административном правонарушении и иных материалов дела свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и лице, его совершившем. В этом случае они не могут быть приняты к рассмотрению и, как правило, с замечаниями возвращаются тому, кто его составил (ч.3 ст.28.8). 3) На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении рассматривается вопрос об обстоятельствах, исключающих производство по делу. 4) выясняется вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. Достаточность доказательства означает, что на основе данной совокупности может быть сделан достоверный вывод и принято соответствующее решение по делу. Возникает правомерный вопрос: как определить, достаточно ли имеющихся по делу об административном правонарушении материалов для его рассмотрения по существу? При ответе на него нет никаких заранее установленных критериев. Это делается на основе внутреннего убеждения. Поэтому определение достаточности доказательств по делу представляет наибольшую сложность. И именно по этому вопросу чаще возникают расхождения, например, нередко одно и то же доказательство должностное лицо признает достаточным, а судья на стадии обжалования - нет. 5) При подготовке к рассмотрению дела выясняется вопрос о том, имеются ли ходатайства и отводы.

Это может быть ходатайство о допуске к участию в деле, о дальнейшем направлении дела по подведомственности, об исследовании дополнительных доказательств, о гражданском иске и мерах его обеспечения. Правом заявления ходатайств при подготовке дела к рассмотрению обладают лицо, в отношении которого ведется дело, защитник, законный представитель физического или юридического лица, потерпевший, эксперт.

Основанием для отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, является наличие родственных связей с лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или потерпевшего, их законных представителей, защитника или представителя либо наличие оснований считать, что это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. В таких случаях возможность рассмотрения дела исключается, а судья член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Порядок отводов и самоотводов определяется ст.29.2 и 29.3 КоАП. Основания для отвода распространяются и на прокурора, эксперта, переводчика, специалиста секретарей судебного заседания или коллегиального органа (ст.25.13).

6) выясняется вопрос о том, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Они определены в статье 29.2 КоАП. Законодатель исходит из того, что один лишь факт наличия оснований, позволяющих усомниться в беспристрастности судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, должен повлечь устранение их из процесса. Указанные лица не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: а) 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица или юридического лица, защитника или представителя; б) лично, прямо или косвенно заинтересованного в разрешении дела. К родственникам относятся лица, состоящие в кровной связи между собой (прямое или боковое родство). Близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (п.4 ст.5 УПК), родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящих в родстве (п.37 ст.5 УПК). Личная заинтересованность лица в разрешении дела должна быть подтверждена фактами.

Кроме того, судья, должностное лицо, члены коллегиального органа обязаны изучить круг вопросов, с которыми связывается прекращение начатого производства по делу об административном правонарушении.

Если будет установлено одно из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП, то отпадает необходимость разрешать вопросы, связанные с назначением рассмотрения дела об административном правонарушении. В этом случае выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление выносится в соответствии с требованиями, предусмотренными в ст.29.10. В частности, в постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется судьей, коллегиальным органом, должностным лицом в сроки, предусмотренные действующим законодательством. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении входят в общий срок наложения административного наказания. Их соблюдение является одним из условий своевременного осуществления производства по делу.

Статья 29.6 КоАП устанавливает общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении- пятнадцать дней. Он исчисляется со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола и других материалов дела. Днем получения следует считать дату регистрации протокола и других материалов об административном правонарушении. В ч.2 данной статьи предусмотрена возможность продления рассмотрения дела об административном правонарушении. Основанием для продления является: поступившее ходатайство от участников производства по делу об административном правонарушении; необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела. Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть продлено не более чем на один месяц.

О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Исчисляется срок в этом случае со дня вынесения мотивированного определения.

Установлен так же срок рассмотрения дела об административных правонарушениях, совершение которых, влечет наложение административного наказания в виде административного ареста. Например, появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст.20.21).Такое дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента задержания.

Общие правила назначения административного наказания представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП. Прежде всего должны быть соблюдены все принципы административной ответственности – законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.

В ст.4.1 КоАП сформулирован ряд правил назначения административного наказания.

Наши рекомендации