Религиозные нормы и международное право

Религия играла роль главного нормативного комплекса в международных отношениях задолго до появления международного права. Её содержание и опыт реализации были учтены при формировании международного права. Религия оказала влияние на международное право и через внутреннее право государств, содержание которого также определялось в значительной мере религией.

Международное право создавалось преимущественно на европейской основе при преобладающей роли христианства. Нельзя отрицать и влияние на него иных религий. Сохраняющиеся расхождения между религиозными системами отрицательно сказываются на международном праве.

Право не содержит норм, которые могли бы быть неприемлемы для какой-либо из основных религий. Исключением являются права человека в аспекте мусульманской веры. Ценности ислама - государственные ценности. На первое место он ставит обязанности, а не права человека. В то же время международное право утверждает приоритет прав человека.

Индуизм и ислам ограничивают права женщин. Особую опасность представляет исламский фундаментализм. Общее международное право рассматривается им как внутреннее право христианского мира, и потому его нарушение не считается зазорным. Так, захват посольства США в Тегеране квалифицировался иранскими властями как религиозные действия в соответствии с высшим революционным правом. Международный Суд ООН признал эти действия грубым нарушением общепринятых норм цивилизованного общения государств.

Интеграция государств в международном сообществе - необратимый процесс, и любая религия не может с этим не считаться.

Интернационализация общественной жизни, включая религию, влечет за собой сближение взглядов на основные цели и принципы международной нормативной системы, постепенно формируется единая система общечеловеческих ценностей и соответствующих норм.

В литературе нередки высокие оценки влияния религии на современное международное право. Профессор Ю.Я. Баскин пишет, что Новый Завет и другие произведения религиозной мысли (скажем, Коран) "могут оказаться (и оказываются) духовным основанием при выработке, принятии и толковании собственно юридических норм. Уже сейчас, и особенно в будущем, они могут оказаться важными в деле гуманизации и укрепления нового международного права"[16].

Религиозное сознание – важная часть общественного сознания, оказывающая влияние на политику, мораль и право. Религия содействует нравственному воспитанию общества, что очень важно для международной нормативной системы. Религиозные нормы непосредственно воздействуют и на международные нормы. Любая религия содержит определенный кодекс поведения.

Нередко содержание принципов религии и международного права совпадает. Примерами принципов, принадлежащих и религии, и международному праву, являются принципы справедливости, добросовестности. Ощутимое влияние религияоказывает на гуманитарное право. С другой стороны, утвердившись в качестве общепризнанных норм международного права, соответствующие положения оказывают обратное воздействие на религию. Всемирный совет церквей назвал Всеобщую декларацию прав человека современными десятью заповедями.

В современное время острой является проблема религиозного экстремизма. Война талибов против народа Афганистана, массовый террор на религиозной почве в других странах и, наконец, совершенные в сентябре 2001 г. террористические акты в США с явно демонстрируют опасность религиозного экстремизма и необходимость объединения усилий государств для борьбы против него.

Значительное внимание религии уделяет ООН. В 1981 г. была принята Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. С тех пор Генеральная Ассамблея регулярно принимает резолюции, касающиеся осуществления Декларации. В них подтверждается право на свободу мысли, религии и верований. Выражается озабоченность растущим числом актов насилия, мотивируемых религиозным экстремизмом. Государства призываются к принятию всех законных мер к предотвращению такого рода актов.

Таким образом, в системе ценностей любой религии, претендующей на значение мировой, должны занять центральное место общечеловеческие ценности, в том числе мировой порядок, основанный на справедливых, гуманных, демократических принципах. От этого зависит выживание человеческого рода. Религия должна быть основана на идее равенства всех людей и народов перед Всевышним. Если она противопоставляет одни народы другим, отражает интересы только некоторых государств, то она лишена будущего.




[1]И.И.Лукашук. Международное право. Общая часть. – М.: ВолтерсКлувер, 2005. С.29

[2]ICJ. Reports. 1996. Para. 98. Постоянный представитель Японии при ООН Х. Овада: "Основной целью права, разумеется, является поддержание порядка" (JapanandInternationalLaw.Tokyo, 1999. P. 371).

[3]См.: Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972. С. 58; Старушенко Г.Б. Мировой революционный процесс и современное международное право. Гл. 1 - 2. М., 1978.

[4] Цит. по: И.И.Лукашук. Международное право. Общая часть. – М.: ВолтерсКлувер, 2005. С.30.

[5] Там же.

[6] Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. - М.: Юристъ. 1998. С.6.

[7]Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права.Доктринальной кодификацией занимаются также международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации. Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

[8]Международное право (Дипломатическая академия МИД Росиии). Отв.ред.А.А.Ковалев, С.В.Черниченко. – М.: Проспект, 2008, с.75.

[9] См. Резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11.12.1946

[10]От африканских государств избирается восемь членов Комиссии, от азиатских - семь, от латиноамериканских - шесть, от западных - восемь, от восточноевропейских - три. Один дополнительный член избирается поочередно из африканских и восточноевропейских юристов.

[11]См.: Обзор процесса заключения многосторонних договоров. Док. ООН. A/CN.4/325. 1979. С. 2 - 3.

[12]DSB. 1961. N 1407. P. 939.

[13]Французский политолог Р. Арон в годы холодной войны говорил о "неписаном русско-американском союзе против войны", действовавшем, несмотря на враждебность между сторонами (Arts. 1962.May 16).

[14] Заявление глав государств и правительств "восьмерки" // ДВ. 2001. N 10. С. 35.

[15]В качестве примера второго случая приведем ст. IV Соглашения между Россией и Францией о сотрудничестве в области безопасного уничтожения ядерного оружия в России и использования в мирных целях высвобождаемых оружейных ядерных материалов (1992 г.): "Это сотрудничество будет осуществляться в соответствии с принципами, определяющими внешнюю политику Сторон в ядерной области, их статус военных ядерных держав..."(БМД. 1993. N 7. С. 57).

[16]Баскин Ю.Я. Новый Завет и становление нового международного права // Правоведение. 1992. N 4. С. 81.

Наши рекомендации