Кодификация МП и роль Комиссии международного права (КМП) ООН.
Важное место в МП занимает проблема его кодификации, под которой понимается упорядочение, систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами МП. Кодификация предполагает приведение действующих международно-правовых норм в единую систему, их более точное формулирование, отражение международных обычаев в договорной форме. Кодификация осуществляется в тех областях, где уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.
Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Виды кодификации:
1. Официальная – осуществляется государствами, их организациями.
2. Неофициальная – проводится без участия государств общественными организациями, частными лицами. Так, Общественная организация - Международный комитет Красного Креста - подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями[7].
Особенности современной кодификации МП[8]:
· преобладание тенденции к официальной кодификации, которая является определяющей;
· носит частичный характер – осуществляется по наиболее значимым вопросам.
Официальная кодификацияначалась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.
Новый этап в истории кодификациисвязан с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации" (ст. 13). Во исполнение ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея приняла Положение о Комиссии международного права ООН[9], которая занимает центральное место механизме официальной кодификации. КМПООН состоит из 34 экспертов, избранных в личном качествеГенеральной Ассамблеейна пятилетний срокиз числа лиц, внесенных в список по предложению правительств государств - членов ООН. Каждое государство – член ООН может выставить не более четырех кандидатов, из которых два могут быть гражданами выставляющего государства, и два – гражданами других государств.[10] Однако в составе КМП не может быть двух граждан одного и того же государства.
Сессии КМП ООН проводятся в Женеве и Нью-Йорке. Членам Комиссии предоставляется право на получение специального удостоверения красного цвета.
КМП обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. Этапы подготовки:
1– обращение к правительствам государств – членов ООН с просьбой направить тексты законов, судебных решений, договоров, дипломатической переписки по кодифицируемому вопросу;
2 – издание документа КМП с проектами статей (конвенций) совместно с пояснительными материалами. Проекты обсуждаются Шестым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН и передаются правительствам для представления замечаний;
3– учет замечаний – разработка дополнительного проекта – вынесение окончательного проекта, который представляется дипломатической конференции для подготовки на его основе конвенции;
4 – решение по проекту Генеральной ассамблеи ООН.
Были случаи, когда Генеральная Ассамблея сама принимала конвенции (Конвенцию о специальных миссиях, которая не вызывала особых разногласий).
На базе проектов Комиссии международного права были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву, две конвенции по правопреемству и др.Результаты работы КМП ООН публикуются в докладах, ежегодно представляемых Генеральной Ассамблее ООН, и Ежегодниках.
Кодификацией в своих областях занимаются и другие органы ООН, в частности:
ü Международная организация труда (принявшая свыше полутораста конвенций),
ü ЮНЕСКО и др.
ü Уникальным случаем была III Конференция ООН по морскому праву, которая в течение 1973 - 1982 гг. подготовила Конвенцию ООН по морскому праву, похожую скорее не на кодекс, а на свод законов;
ü В качестве особого случая можно отметить принятие комплекса конвенций о правах человека. По результатам это фактически кодекс международного права прав человека, который, тем не менее, не является результатом кодификации, поскольку кодифицируются в основном уже существующие нормы, а в данном случае отрасль права создана заново.
Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного права в период вооруженных конфликтов.
Участие в кодификации множества органов ставит проблему предотвращения фрагментации международного права. Необходимо обеспечить, чтобы кодификационные акты в специальных областях не противоречили друг другу и общим нормам международного права. Решение этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН возложила на Комиссию международного права.
Эффективность кодификации зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Право должно отвечать современным условиям. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.
Роль кодификации.
Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом[11]. С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.
Проблемы международной кодификации:
1) Кодифицирующие конвенции не всегда собирают необходимое число ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не все государства участвуют в их разработке.
Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то, что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.
Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.
2) Темпы кодификации отстают от требований современной жизни. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит "в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм»[12]. Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Однако, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Например, проект статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века, и который имеет большое значение для совершенствования механизма действия норм, так и не был принят. Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.
– 5 –