Материалистическая (Экономическая )теория возникновения государства
Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс (1818 -|
1883), Ф. Энгельс (1820 1825), В. Ленин (1870 1924).
2. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
• произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и тор-
• возник прибавочный продукт;
• в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукт» произошло расслоение общества на классы эксплуатируемых и эксп-луататоров;
• появились частная собственность и публичная власть.
• для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми
был создан специальный аппарат принуждения государство.
Теория имеет рациональное зерно экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами классов и др.
Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.).
Кроме того, вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних (экономически сильных) классов над другими.
Психологическая теория
Основоположником психологической теории возникновения государства
считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под данными свойствами подразумеваются:
• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов сопротивляться власти, совершать преступления и т. д.-и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества вождей, шама нов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, социальные, экономические, политические и др.
Расовая теория
Ра́совая тео́рия — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам.
Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.
Публицист Владимир Авдеев утверждает, что расовая теория (или «расология») тождественна нордицизму, однако существуют и иные расовые теории (например, негритюд)
Формы правления: монархия
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе:Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; Норвегия; микрогосударства Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан.
Монархия отличается следующими признаками:
• главой государства является монарх;
• власть монарха передается по наследству;
• деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;
• монарх не избирается народом;
• монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме случаев антимонархической революции, переворота и т. д.);
• монарх, как правило, является главнокомандующим вооруженными силами;
• существует особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность церемониал.
Монархия может быть
• абсолютной;
• ограниченной.
При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает должностных лиц и др.) "Государство -это Я" (Людовик XIV).
Разновидностями ограниченной монархии являются:
• дуалистическая;
• парламентарная.
Дуалистическая монархия промежуточный, переходный вариант от
абсолютной к парламентарной монархии.
В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:
• наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной
власти парламента и правительства (что несвойственно абсолютной
монархии);
• назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
•назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;
•монарх выполняет функции реального главы государства.
Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.
Парламентарная (конституционная) монархия отличается следующими признаками:
• наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти -парламент, правительство и др.;
• парламент избирается народом;
• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом (также и в парламентарной республике);
• имеет место разделение властей;
• монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т. д.);
• лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные
рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви - Великобритания), однако на
практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.
В настоящее время парламентарными монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и др.
Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии;
Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия. Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий -Эмиратов (Шарджи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.
Малайзия состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.
Формы правления: республика
Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского'общенародное дело).
Можно выделить следующие основные признаки республики:
• высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);
• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;
• имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основными видами республик являются:
• президентская;
• парламентская;
• смешанная (парламентско-президентская);
• нетрадиционные виды республик.
Сущность президентской республики в том, что среди высших органов
государственной власти ключевое положение занимает фигура прези
дента, который является главой государства и главой правительства.
Можно выделить следующие признаки президентской республики:
• и официальным, и фактическим главой государства является прези
дент;
• президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
• президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
• президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);
• президент возглавляет правительство;
• правительство ответственно перед президентом;
• президент является верховным главнокомандующим;
• президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
• президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;
• президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);
• президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.
Примеры президентской республики — США, Россия.
Суть парламентской республики в том, что среди высших органов госу
дарственной власти ключевую роль играет парламент, который оказы
вает решающее воздействие на формирование правительства. Прави
тельство ответственно перед парламентом.
Парламентская республика имеет следующие признаки:
• парламент является важнейшим из органов государственной власти;
• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;
• правительство ответственно перед парламентом;
• фактическим руководителем государства является глава правительства -премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
• в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.
Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие респуб
лики, где существует баланс полномочий между президентом и парла
ментом.
Основные признаки смешанной (парламентско-президентской республики):
•в стране одновременно имеются "сильный" парламент и "сильный"
президент; • президент избирается в результате всенародного голосования, имеет
широкие полномочия, однако не является главой правительства; и наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра,
также наделенного широкими полномочиями; •и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; •правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия),
и перед президентом (отставка).
Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина.
Наряду с парламентской, президентской, смешанной республиками существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся в эту схему) республики.
В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны). Отличительными чертами советских республик являлись:
•наличие особых органов советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями (то есть официально сосредоточивавших в себе всю полноту власти "вся власть Советам");
• наличие единой соподчиненной иерархии советов "во главе" с Верховным Советом;
•советы не являлись классическими представительными органами и были органами, выражавшими волю трудящихся", то есть непосредственно волю масс, их избравших;
• наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутата);
• отсутствие четкого разделения властей;
• пост президента либо отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и Других государственных органов.
К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским.