Понятие государства. Признаки государства

Понятие государства. Признаки государства

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны

2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдви, галась различными авторами на протяжении столетий. Одним из пер-вых ее выдвинул Шан Ян (390 338 до н. э.) китайский политик.

В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 1921) немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 1909) -австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (.1854 1938) один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.

По мнению данных авторов, государство возникло путем насилия:

• одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

• одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

• сбор дани дружинниками;

• расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

• огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий); 1

• иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чи-новники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ (как от тех, кто эти блага потерял, так и от внешней угрозы государства).

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно
является одним из основных факторов, на которых основывается госу
дарство.

Например:

• сбор налогов;

• правоохранительная деятельность;

• комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (пример преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" -Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV (Грозный) и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское госу дарство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли)
было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение го
сударства.

Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства

считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под данными свойствами подразумеваются:

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов сопротивляться власти, совершать преступления и т. д.-и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества вождей, шама нов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, социальные, экономические, политические и др.

Расовая теория

Ра́совая тео́рия — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам.

Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.

Публицист Владимир Авдеев утверждает, что расовая теория (или «расология») тождественна нордицизму, однако существуют и иные расовые теории (например, негритюд)

Формы правления: монархия

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе:Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; Норвегия; микрогосударства Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан.

Монархия отличается следующими признаками:

• главой государства является монарх;

• власть монарха передается по наследству;

• деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

• монарх не избирается народом;

• монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме случаев антимонархической революции, переворота и т. д.);

• монарх, как правило, является главнокомандующим вооруженными силами;

• существует особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность церемониал.

Монархия может быть

• абсолютной;

• ограниченной.

При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает должностных лиц и др.) "Государство -это Я" (Людовик XIV).

Разновидностями ограниченной монархии являются:

• дуалистическая;

• парламентарная.

Дуалистическая монархия промежуточный, переходный вариант от
абсолютной к парламентарной монархии.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

• наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной
власти парламента и правительства (что несвойственно абсолютной
монархии);

• назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

•назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

•монарх выполняет функции реального главы государства.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается следующими признаками:

• наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти -парламент, правительство и др.;

• парламент избирается народом;

• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом (также и в парламентарной республике);

• имеет место разделение властей;

• монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т. д.);

• лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные
рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви - Великобритания), однако на
практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

В настоящее время парламентарными монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и др.

Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии;

Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия. Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий -Эмиратов (Шарджи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

Малайзия состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Формы правления: республика

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского'общенародное дело).

Можно выделить следующие основные признаки республики:

• высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);

• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;

• имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основными видами республик являются:

• президентская;

• парламентская;

• смешанная (парламентско-президентская);

• нетрадиционные виды республик.

Сущность президентской республики в том, что среди высших органов
государственной власти ключевое положение занимает фигура прези
дента, который является главой государства и главой правительства.

Можно выделить следующие признаки президентской республики:

• и официальным, и фактическим главой государства является прези
дент;

• президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;

• президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;

• президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);

• президент возглавляет правительство;

• правительство ответственно перед президентом;

• президент является верховным главнокомандующим;

• президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;

• президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;

• президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);

• президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

Примеры президентской республики — США, Россия.

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов госу
дарственной власти ключевую роль играет парламент, который оказы
вает решающее воздействие на формирование правительства. Прави
тельство ответственно перед парламентом.

Парламентская республика имеет следующие признаки:

• парламент является важнейшим из органов государственной власти;

• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;

• правительство ответственно перед парламентом;

• фактическим руководителем государства является глава правительства -премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);

• в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие респуб
лики, где существует баланс полномочий между президентом и парла
ментом.

Основные признаки смешанной (парламентско-президентской республики):

•в стране одновременно имеются "сильный" парламент и "сильный"

президент; • президент избирается в результате всенародного голосования, имеет

широкие полномочия, однако не является главой правительства; и наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра,

также наделенного широкими полномочиями; •и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; •правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия),

и перед президентом (отставка).

Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина.

Наряду с парламентской, президентской, смешанной республиками существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся в эту схему) республики.

В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны). Отличительными чертами советских республик являлись:

•наличие особых органов советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями (то есть официально сосредоточивавших в себе всю полноту власти "вся власть Советам");

• наличие единой соподчиненной иерархии советов "во главе" с Верховным Советом;

•советы не являлись классическими представительными органами и были органами, выражавшими волю трудящихся", то есть непосредственно волю масс, их избравших;

• наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутата);

• отсутствие четкого разделения властей;

• пост президента либо отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и Других государственных органов.

К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским.

Внешние функции государства

Внешними функциями называются основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач.

Ими являются:

• функция обороны страны и поддержания мирового порядка;

• внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество.

Гос служба 15-17

Выделение в самостоятельную службу гос служащих

Россия-формировала самодержавие

Князь сменился царем

Царю подчиняется все земли

Гос служба стала обязательной, неповиновение каралос

Появились приказы и должностные лица занимающиеся гос управлением

Высшие слои гос служ- государев двор

Разделялись по достоинстваем т е чинам, которые присваивал государь

Не было иерархического порядка

В 16 веке появляется новый тип - служилое государство

Определило статус соц слоев и групп в общественной иерархии

Служилые люди разделились

Столичных и провинциальных

Сформировалось местничество

С 16 в гос служашие стали получать жалование

Отсутствовал ось строго опред упр госва

Не было публичности

Полная зависимость от гос ва

Служба осуществлялась по приказу

В 17 веке начинается организация профессиональной подготовки

Дьяки перенимали знания у старших

Проводились аттестации - разборы

Зад умывались о соц нуждах граждан

Государственная служба 19 в

Отлаживание гос машины.

Александр 1: 1801г - издал указ о правилах пр-ва в чины.( кто какой клас защищает ) подобные меры не возможны.

Повышение уровня образования чиновников( открытие университетов, школ, и тп) + нормы образования , экзамены.

Николай 1 : усиление властей 1825- декабристы.

Приняты законы о порядке поступления на службу и условия продвижения по службе.

Вывод: число школ увеличилось

Гос. Расходы увеличились

Расширялись сословные рамки

Мода служить отечеству

Гос служба оплачивалась заработная плата.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Понятие государства. Признаки государства

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны

2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Наши рекомендации