Понятие государства. Признаки государства
Понятие государства. Признаки государства
Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны
2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.
Теория насилия
Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдви, галась различными авторами на протяжении столетий. Одним из пер-вых ее выдвинул Шан Ян (390 338 до н. э.) китайский политик.
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 1921) немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 1909) -австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (.1854 1938) один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.
По мнению данных авторов, государство возникло путем насилия:
• одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
• одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
• сбор дани дружинниками;
• расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
• огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий); 1
• иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чи-новники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ (как от тех, кто эти блага потерял, так и от внешней угрозы государства).
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно
является одним из основных факторов, на которых основывается госу
дарство.
Например:
• сбор налогов;
• правоохранительная деятельность;
• комплектование вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие государства были созданы путем насилия (пример преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" -Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV (Грозный) и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское госу дарство; Великая Британия; США и др.
Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли)
было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение го
сударства.
Психологическая теория
Основоположником психологической теории возникновения государства
считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под данными свойствами подразумеваются:
• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов сопротивляться власти, совершать преступления и т. д.-и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества вождей, шама нов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, социальные, экономические, политические и др.
Расовая теория
Ра́совая тео́рия — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам.
Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.
Публицист Владимир Авдеев утверждает, что расовая теория (или «расология») тождественна нордицизму, однако существуют и иные расовые теории (например, негритюд)
Формы правления: монархия
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе:Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; Норвегия; микрогосударства Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан.
Монархия отличается следующими признаками:
• главой государства является монарх;
• власть монарха передается по наследству;
• деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;
• монарх не избирается народом;
• монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме случаев антимонархической революции, переворота и т. д.);
• монарх, как правило, является главнокомандующим вооруженными силами;
• существует особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность церемониал.
Монархия может быть
• абсолютной;
• ограниченной.
При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает должностных лиц и др.) "Государство -это Я" (Людовик XIV).
Разновидностями ограниченной монархии являются:
• дуалистическая;
• парламентарная.
Дуалистическая монархия промежуточный, переходный вариант от
абсолютной к парламентарной монархии.
В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:
• наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной
власти парламента и правительства (что несвойственно абсолютной
монархии);
• назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
•назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;
•монарх выполняет функции реального главы государства.
Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.
Парламентарная (конституционная) монархия отличается следующими признаками:
• наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти -парламент, правительство и др.;
• парламент избирается народом;
• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом (также и в парламентарной республике);
• имеет место разделение властей;
• монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т. д.);
• лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные
рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви - Великобритания), однако на
практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.
В настоящее время парламентарными монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, а также Япония и др.
Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии;
Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия. Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий -Эмиратов (Шарджи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.
Малайзия состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.
Формы правления: республика
Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского'общенародное дело).
Можно выделить следующие основные признаки республики:
• высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);
• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;
• имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основными видами республик являются:
• президентская;
• парламентская;
• смешанная (парламентско-президентская);
• нетрадиционные виды республик.
Сущность президентской республики в том, что среди высших органов
государственной власти ключевое положение занимает фигура прези
дента, который является главой государства и главой правительства.
Можно выделить следующие признаки президентской республики:
• и официальным, и фактическим главой государства является прези
дент;
• президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
• президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
• президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);
• президент возглавляет правительство;
• правительство ответственно перед президентом;
• президент является верховным главнокомандующим;
• президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
• президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;
• президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);
• президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.
Примеры президентской республики — США, Россия.
Суть парламентской республики в том, что среди высших органов госу
дарственной власти ключевую роль играет парламент, который оказы
вает решающее воздействие на формирование правительства. Прави
тельство ответственно перед парламентом.
Парламентская республика имеет следующие признаки:
• парламент является важнейшим из органов государственной власти;
• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;
• правительство ответственно перед парламентом;
• фактическим руководителем государства является глава правительства -премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
• в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.
Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие респуб
лики, где существует баланс полномочий между президентом и парла
ментом.
Основные признаки смешанной (парламентско-президентской республики):
•в стране одновременно имеются "сильный" парламент и "сильный"
президент; • президент избирается в результате всенародного голосования, имеет
широкие полномочия, однако не является главой правительства; и наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра,
также наделенного широкими полномочиями; •и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; •правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия),
и перед президентом (отставка).
Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина.
Наряду с парламентской, президентской, смешанной республиками существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся в эту схему) республики.
В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны). Отличительными чертами советских республик являлись:
•наличие особых органов советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями (то есть официально сосредоточивавших в себе всю полноту власти "вся власть Советам");
• наличие единой соподчиненной иерархии советов "во главе" с Верховным Советом;
•советы не являлись классическими представительными органами и были органами, выражавшими волю трудящихся", то есть непосредственно волю масс, их избравших;
• наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутата);
• отсутствие четкого разделения властей;
• пост президента либо отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и Других государственных органов.
К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским.
Внешние функции государства
Внешними функциями называются основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач.
Ими являются:
• функция обороны страны и поддержания мирового порядка;
• внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество.
Гос служба 15-17
Выделение в самостоятельную службу гос служащих
Россия-формировала самодержавие
Князь сменился царем
Царю подчиняется все земли
Гос служба стала обязательной, неповиновение каралос
Появились приказы и должностные лица занимающиеся гос управлением
Высшие слои гос служ- государев двор
Разделялись по достоинстваем т е чинам, которые присваивал государь
Не было иерархического порядка
В 16 веке появляется новый тип - служилое государство
Определило статус соц слоев и групп в общественной иерархии
Служилые люди разделились
Столичных и провинциальных
Сформировалось местничество
С 16 в гос служашие стали получать жалование
Отсутствовал ось строго опред упр госва
Не было публичности
Полная зависимость от гос ва
Служба осуществлялась по приказу
В 17 веке начинается организация профессиональной подготовки
Дьяки перенимали знания у старших
Проводились аттестации - разборы
Зад умывались о соц нуждах граждан
Государственная служба 19 в
Отлаживание гос машины.
Александр 1: 1801г - издал указ о правилах пр-ва в чины.( кто какой клас защищает ) подобные меры не возможны.
Повышение уровня образования чиновников( открытие университетов, школ, и тп) + нормы образования , экзамены.
Николай 1 : усиление властей 1825- декабристы.
Приняты законы о порядке поступления на службу и условия продвижения по службе.
Вывод: число школ увеличилось
Гос. Расходы увеличились
Расширялись сословные рамки
Мода служить отечеству
Гос служба оплачивалась заработная плата.
Требования к служебному поведению гражданского служащего
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Понятие государства. Признаки государства
Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны
2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.