Буржуазная революция в Японии. Конституция 1889 г.

Предпосылки буржуазной революции в Японии. Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Япониив конце 60-х годов XIX столетия. Она из­вестна под названием "реставрации Мейдзи" или «Мэйдзи-исин», что переводится как "просвещенное правление". В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавскогосегуната, причем в Японии формировался капиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Ев­ропе. Товарно-денежные отноше­ния захватывают не только город, но и деревню. К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Феодальные отношения вступают в полосу разложения. Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии наряду со сложившейся ранее торговой буржуазией начала формироваться и промышленная буржуазия. В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет, непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово-ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Так складывалась категория людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Первая половина XIXв. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета. Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны. Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие оттого, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него.

Разработка и принятие Конституции Японии 1889г. Обещание созвать в 1890 г. парламент, прозвучавшее в императорском указе от 12 октября 1881 г., заметно оживило политическую обстановку в стране. В самые кратчайшие сроки были сформированы политические партии — либеральная и конституционных реформ. В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе с одним из наиболее консервативных деятелей Ито Хиробуми для изучения конституционного опыта европейских стран. Через полтора года Ито вместе со спутниками вернулся на родину и, затворившись на своей загородной вилле, в полном секрете от общественности начал работу над проектом Конституции Японии. Он исходил из принципа, что, так как в Японии нет «объединяющей религии», подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант — Конституция Пруссии. Во-первых, либерализм выборной нижней палаты было решено изначально ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого в 1884 г. в стране был создан институт пэров и установлены аристократические титулы (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которыми наделялись бывшие даймё, придворная знать и некоторые наиболее ревностные сторонники трона. Во-вторых, произошла реорганизация правительства по европейскому образцу. Первый кабинет министров Японии, возглавленный Ито Хиробуми, состоял из 10 человек — премьера и 9 министров. Подготовка Конституции Мэйдзи была закончена лишь к 1888 г. Проект решили не выносить на широкое обсуждение, как этого добивалась оппозиция, а рассмотреть на Тайном совете, созданном при императоре и состоявшем из 12 представителей бывшей феодальной аристократии. Тайный совет возглавил все тот же Ито Хиробуми, отказавшийся ради этого от поста премьер-министра. Около полугода Тайный совет за закрытыми дверями занимался шлифовкой текста Конституции. Наконец в ноябре 1888 г. она была зачитана императором во дворце в присутствии членов правительства, высших сановников и иностранных представителей. И лишь 11 февраля 1889 г. во исполнение обещания император «дарует» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Само появление в Японии Конституции, предусматривавшей открытие парламента, конечно же, можно рассматривать как событие почти революционное. Основным принципом, пронизывающим всю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитета династического монарха — императора, имеющего божественное происхождение. В Конституции император был провозглашен священным и неприкосновенным. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями. Император обладал полнотой исполнительной власти. По своей структуре парламент был определен двухпалатным. Каждая палата имела право высту­пать с представлениями правительству, "касающимися за­конов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции за­прещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав. Верхняя палата пэров состояла из: 1) принцев императорской фамилии; 2) титулованной аристократии: всех князей, маркизов и представителей от графов, виконтов и баронов; 3) депутатов, назначаемых императором "за заслуги перед государством"; 4) представителей императорской академии наук; 5) выборных представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины.





Депутаты нижней палаты - палаты представителей - избирались на основе высокого возрастного, имущественного ценза. Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер при чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с крайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием".

Наши рекомендации