Эволюция государственного строя Франции от Первой империи к Третьей Республики

Первая империя в пред вопросе. Далее вернулись обратно к монархии.В 1814 г Сенат принимает решение возвести на престол Людовика 18. Законодательным закрепление нового государственного строя стала Конституционная хартия, которая была принята 4 июня 1814 г. По ней Франция становилась конституционной монархией, внешне похожей на английскую. Был принцип разделения властей. Законодательная власть – парламент из двух палат – пэров и депутатов. Исполнительная власть принадлежала королю и министрам, была шире, чем законодательная власть. 14 августа 1830 принимается новая Хартия, она провозглашала «народную монархию». В палате пэров была уменьшена численность Король потерял исключительное право законодательной инициативы и издания ордонансов, которые имели силу закона.

Далее идет Вторая Республика. В ходе февральской революции народ Парижа «сметал» все органы государственной власти. Монархия как форма правления полностью дискредитировала себя. 4 ноября 1848 г принята Конституция Второй Республики, состояла из вступления и 11 глав. 1 глава – «о верховной власти»: власть принадлежит совокупности французских граждан, неотчуждаема и неотъемлема. Разделение властей. 2 глава – перечисление прав граждан, которые гарантированы Конституцией. 4 глава – законодательная власть – национальное собрание (однопалатное); оно занималось разработкой законопроектов. 5 глава – исполнительная власть – глава являлся избранный всеобщими прямыми выборами Президент, избирался на 4 года. 8 глава – судебная власть, правосудие являлось бесплатным от имени французского народа.

Парижская коммуна.18 марта 1871 г произошла пролетарская революция, в ходе которой власть перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии. 26 марта – выборы в Парижскую коммуну. Руководство работы коммуной поручалось Президиуму. Исполнительная власть вручалась 10 комиссиям, члены которых избирались из числа депутатов Коммуны. 19 апреля 1871 Коммуна приняла «Декларацию к французскому народу», в которой провозглашались основные принципы организации государственной власти во Франции. Аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая 1871 г, когда специальным декретом был создан Комитет общественного спасения.

Третья Республика во Франции.Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Единой конституции в республике не было, а были Конституционные законы (три органических закона), регулировавшие организацию и деятельность учреждений государственной власти.

Президент республики избирался на семь лет и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху, — правом законодательной инициативы, промульгации и контроля за законами. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить нижнюю палату, его декреты подлежали контрасигнации одним из министров. Первым президентом Третьей республики стал маршал Патрис Мак-Магон.

Законодательство осуществлялось палатой депутатов, избиравшейся на четыре года, и сенатом. Период до начала Первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой: некоторые правительства существуют не дольше шести месяцев. В середине 30-х гг. в стране возникает угроза фашистского переворота, и на этой волне победу на выборах одерживает антифашистский Народный фронт. Начиная с 1936 г. депутаты Народного фронта, состоящего из социалистов и других радикалов-реформаторов, добиваются важного перелома в области социального законодательства: принимаются законы о 40-часовой рабочей неделе, об отпусках, о повышении зарплаты, об отмене чрезвычайных декретов. Итак, Третья республика, конституционно оформленная как парламентская республика с наличием отдельных элементов президентской, в 70-х — 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую республику.

Образование Германской империи. Конституция 1871 г.

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по другому пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение. Еще в сентябре 1862 г. на пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель. В 1867 г. была принята Конституция Северогерманского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. В 1871 г. Германская империя получила конституцию. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии й 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Верхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр, назначаемый прусским королем. Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет. Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка, главы Правительства. Кабинета министров не существовало.



Наши рекомендации