Глава девятая. ЛИТТЕРАЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ
Понятие литтеральных договоров
При литтеральной форме договоров согласие сторон должно было подтверждаться письменным актом о заключении договора. До составления письменного акта о достигнутом соглашении договор не существовал, а существовал только pactum de contrahendo.
Римское право не было слишком привержено литеральной, или письменной, форме договоренности. Roma parla, Oriente scrive. Именно поэтому первые литеральные договоры возникли относительно поздно и являлись следствием нарастающих экономических потребностей Рима после возникновения латифундий и мощного развития торговли. Тогда, к концу второго века до н. э., деловые люди были вынуждены организовать ведение книг, чтобы иметь возможность просматривать все дела. Это римское делопроизводство осуществлялось в двух книгах: liber accepti ex expensi, или приходно-расходная книга, и liber adversariorum, или книга текущих счетов. На основании ведения этих двух книг patres familias выявляли активы и пассивы своих предприятий, а кроме того, фиксировали долги и требования по отношению к деловым партнерам. Из этого примитивного ведения книг римскими patres familias возникли первые литеральные договоры: expensilatio или nomina transcripticia.
В тогдашнем развитии римского права появились еще и синграфы и хирографы, а также один вид специального договора при Юстиниане.
Expensilatio или nomina transcriptica
Самый ранний римский литтеральный договор возник всвязи с ведением расчетных, книг pater familias. Договор был назван expensilatio или nomina transcriptica и известен почти исключительно из Институций Гая. По описанию Гая при ведении расчетных книг возникали следующие отношения:
Денежные поступления и выдачи pater familias обычным способом заносились в приходно-расходную книгу (codex accepti et expensi). На основании этих записей не возникало никаких новых обязательств, обязательства устанавливались или погашались на основании передачи или принятия денег. Ведение книг имело своей целью учет должников и кредиторов (428).
Между тем, особое литтеральное обязательство устанавливалось путем т. н. nomina transcripticia, или путем перевода обязательств на другого записью в приходно-расходную книгу.
Перевод обязательств осуществлялся или как transcriptio a re in person am, или как transcriptio a persona in personam. Transcriptio a re in personam устанавливалась в случае, когда некоторые из обязательств bona fidei (купля-продажа, аренда) путем ведения книг были преобразованы в обязательства stricti juris, т. е. в обязательства по точно определенной сумме денег. Это осуществлялось таким образом, что pater familias в своих книгах сальдировал товарные долги и создавал новые, провозглашающие денежные требования по величине стоимости прежних обязательств, если такая запись проводилась по согласию должника и в его расчетных книгах, каузальное обязательство bona fidei погашалось и заменялось новым, абстрактным и литеральным обязательством. Transcriptio a persona in personam устанавливалась переменой субъектов обязательства. В этом случае pater familias сальдировал требования и долги прежних субъектов и по соглашению с новыми лицами переносил на них или долги, или обязательства. Таким образом, старые обязательства погашались, и устанавливались новые литтеральные обязательства, для защиты которых служила condicio certae creditae pecuniae.
Chirographa и syngraphae
Хирографы и синграфы являлись литтеральными обязательствами, перешедшими в римское право из греческого. В качестве распространенного способа фиксации важнейших обязательств в греческом мире применялось и установление письменных обязательств (instrumentum, cautio). Письменные обязательства считались конститутивным элементом договора: без письменного оформления существовал только pactum de contrahendo. В связи с формой этих письменных обязательств греческие письменные договоры, реципированные в римском праве, делились на chirographa и syngraphae.
Chirographa являлись литтеральными договорами, устанавливаемыми передачей кредитору собственноручно составленного или хотя бы собственноручно подписанного должником обязательства. Для того, чтобы такое обязательство имело силу и чтобы по нему устанавливался односторонний долг, не требовался правовой мотив (causa) для записи обязательства. По этим письменным документам в то время возникали абстрактные и односторонние обязательства.
Syngraphae являлись литеральными договорами, возникавшими на основе обязательств, составленных писцами (tabelio или notarius) в присутствии сторон и свидетелей. Все они были обязаны подписать обязательство, которое обычно составлялось в двух экземплярах — по одному для каждой стороны. На основании таких письменных документов обычно устанавливались двусторонние и абстрактные обязательства.