Проблема Северной Ирландии
Североирландский конфликт – один из наиболее давних в современной Европе. Он происходит между близкими во многих отношениях общинами, живущими вместе уже на протяжении многих столетий. Достигнутые результаты связывают с эффективным политическим курсом, выработанным британской лейбористской партией и реализованным ее лидерами -Энтони Блэром.
Обострения противоречий между протестантской и католической общинами, проживающими в Ольстере происходили постоянно. В результате длительной борьбы за независимость ирландский народ получил право от правительства Великобритании на создание собственной государственности. Но по «Акту об управлении Ирландией» 1920 года Ольстер получил особый статус и собственное управление. Окончательно раскол между севером и югом острова был закреплен мирным договором 1921 года между правительствами Великобритании и Ирландского доминиона. Конституционные договоренности 1920 г. дали Северной Ирландии свой парламент, заседавший в Стормонте, и внутреннее самоуправление. Постепенно, большую роль на этой территории стали играть экстремистские организации: ИРА, Ассоциация обороны Ольстера, Ольстерские добровольческие силы. Происходят постоянные столкновения. В 30-ые г. ИРА устраивают серию взрывов на объектах, которые принадлежали Британии. Напряжение стихает, когда англичане вводят свои войска и проводят аресты. (слайд 2)
ИРА всегда была самым большим врагом британского правительства. И Лондон вел свою борьбу против террористов также исключительно жестоко. В Белфасте, где насилие обрело наибольший размах и в Лондондерри по улицам курсировали бронетранспортеры с войсками, а пешие патрули совершали обходы кварталов. В Белфасте в интересах безопасности были перепланированы целые районы. Новые жилые массивы планировались без небольших переулков и потайных проходов, каких было много в старых кварталах.
С начала 1950 –х гг. и до середины 1960 - х гг.находившаяся у власти консервативная партия последовательно проводила политику «невмешательства» в дела провинции. Такое «молчаливое согласие» Лондона привело к «цементированию» традиционалистских структур Северной Ирландии. В провинции устанавливается так называемый Юнионистский режим, закрепивший общественно – политические и экономических механизмов доминирования протестантского большинства.
Однако в общественной жизни, бизнесе и политике доминировали протестанты, ущемляя интересы католического меньшинства. Главную опору протестантского засилья католики видели в Королевской Ольстерской полиции и набиравшихся исключительно из протестантов.
К 60-м годам XX в. Ольстер находился на пороге войны. В 1969 г. английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. Конец 60-х –считаются десятилетиями, когда конфликт в Ольстере перешел в наиболее острую свою фазу. В провинции происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, в которых зачастую гибли невинные люди. Террористическая деятельность достигла небывалых размахов. При этом религиозная составляющая прослеживалась даже в деятельности террористических организаций. На флагах некоторых группировок присутствовали религиозные атрибуты, а в уличных столкновениях звучали призывы религиозного характера. В настенной росписи очень популярной в Северной Ирландии, часто можно было встретить религиозные сюжеты, воплощенные в современном для ольстерцев контексте. Например, некоторые погибшие активисты со стороны, как католиков, так и протестантов представлялись в образах мучеников и страдальцев за веру.(слайд 3).
В Северной Ирландии до сих пор в ходу старый анекдот: «Как - то в Белфасте хулиган останавливает прохожего и спрашивает, какую религию тот исповедует. Желая избежать неприятностей, прохожий отвечает: «Я – еврей». «Очень хорошо», - говорит хулиган – Но католический еврей или протестантский еврей?»
(слайд 4).Пожалуй, наиболее ярким представителем религиозного фанатика у власти является политик с огромным политическим стажем – 83 летний Йан Пейсли. Он не только многократный депутат британского и европейского парламентов, бывший глава Североирландской Ассамблеи, но и основатель церкви Свободные Пресвитериане. Прославился Пейсли в основном благодаря скандальным выступлениям и многократной организации католических погромов. Так в 1963 г. он спровоцировал демонстрацию против спуска британского флага в Белфасте в связи с кончиной Папы Иоанна ХХIII. А в 1988 г. Пейсли во время выступления в Европейском парламенте Иоанна Павла II поднял красный плакат с надписью «Папа Иоанн Павел II – Антихрист!» и прокричал своим знаменитым басом: «Антихрист! Я проклинаю тебя и все твои культы и ритуалы!»
1 января 1969 г. недолгое затишье взорвал марш по протестантским кварталам католических боевиков, которые намеренно провоцировали беспорядки и, как следовало ожидать, наткнулись на засаду. С этого момента ситуация начала обостряться не по дням, а по часам. К руководству в CRA пришли радикалы, и одна из них, 21-летняя Бернадетта Девлин, была избрана в британский парламент, став самой молодой в истории женщиной-депутатом. Между тем премьер-министр О’Нейлрастерял поддержку даже среди своих и после серии взрывов, прогремевших в апреле 1969 г., был вынужден подать в отставку.
Как позднее выяснилось, эти взрывы были делом рук протестантов, жаждавших устранить О’Нейла любой ценой. В августе 1969 г. очередной марш по улицам Дерри перерос в массовые побоища между католиками и протестантами, пламя которых переметнулось на Белфаст, а когда полиция открыла огонь, появились и первые жертвы. Сотни домов были разрушены, и в некоторых городах возникли «закрытые зоны» - мини-республики, куда не осмеливались соваться даже силы безопасности. (слайд5).
В 1972 гг., когда после серии католических демонстраций «за гражданские права» Ольстер сотрясли беспорядки. С целью их подавления в провинцию были введены британские войска. В 1972 г. в Северной Ирландии был введен режим прямого правления из Лондона. С этого момента принято считать, что конфликт переходит в свою кризисную фазу.
(слайд 6).В 1972 в Северной Ирландии был введен режим прямого правления. Это привело к жесточайшим беспорядкам и восстаниям. Апогеем можно считать события «Кровавого воскресения» 30 января 1972 года, когда во время демонстрации католиков британские войска убили 13 безоружных человек. В ответ толпа ворвалась в британское посольство в Дублине и сожгла его дотла. Для снятия напряженности в стране британское правительство решилось на проведение референдума. Референдум был бойкотирован католическим меньшинством.
После победы на выборах 1979 г. консервативное правительство М. Тэтчер приступило к разработке такого политического курса в отношении Ольстера, который предполагал разделить полномочия между католиками и протестантами путем избрания представителей обеих общин в местные органы власти. Однако основные вопросы жизни в провинции должны были оставаться в ведении Лондона. В целом же премьер - министр была убежденна, что наиболее эффективным вариантом разрешения кризиса является его силовое подавление. Особенно бескомпромиссна М.Тэтчер была в вопросе о терроризме. Консерваторы поддерживали тесные связи с юнионистами, фактически одобряя раскол провинции на протестантское большинство и католическое меньшинство. Ольстер требовалось удержать в составе Великобритании любой ценой, поскольку его отделение могло создать прецедент для предъявления аналогичных притязаний со стороны Шотландии и Уэльса.
( слайд 7).В 1981 году представители Временной Ирландской республиканской армии и Ирландской национальной освободительной армии, отбывавшие тюремное заключение в североирландской тюрьме Мэйз, устроили голодовку, требуя вернуть им статус политических заключённых, которого они были лишены предшествующим лейбористским правительством. Голодовку начал Бобби Сэндс, заявивший, что готов голодать до смерти, если правительство не пойдёт на улучшение условий отбывания заключения его сокамерниками. Однако Тэтчер отказалась идти на уступки. По её словам, «преступления есть преступления, и политического аспекта в данном случае нет
Голодающие выдвигали 5 требований:
1. право не носить тюремную униформу;
2. право не делать тюремную работу;
3. право на свободу связи с другими заключёнными, а также на организацию образовательных и развлекательных мероприятий;
4. право на один визит, одно письмо и одну посылку каждую неделю;
5. полное право на помилование (full restoration of remission lost through the protest).
Через 66 дней после начала голодовки Сэндс умер в госпитале тюрьмы от истощения. Известие о его смерти вызвало волнения, два человека погибли от погромов националистов на севере Белфаста. На похороны пришло более 100 000 человек. (слайд 8).
О ходе голодовки Сэндса в 2008 году был снят фильм «Голод», представленный впервые на Каннском кинофестивале. ». После смерти Сэндса и девяти других заключённых, которые голодали от 46 до 73 дней, заключённые ирландские националисты были уравнены в правах с другими заключёнными — членами вооружённых формирований, однако Тэтчер категорически отказалась предоставить им политический статус. Голодовка привела к эскалации насилия в Северной Ирландии, а в 1982 году политик из Шинн Фейн Дэнни Моррисон назвал Тэтчер «крупнейшим ублюдком, которого мы когда-либо знали».
(слайд 9).12 октября 1984 года Ирландская республиканская армия совершила покушение на Тэтчер, взорвав бомбу в отеле в Брайтоне во время конференции консерваторов. В результате теракта были убиты пять человек.
15 ноября 1985 года Тэтчер и ирландский премьер-министр Гаррет Фицджеральд подписали в Англо-ирландское соглашение, по которому воссоединение Ирландиидолжно было произойти только в случае поддержки данной идеи большинством населения Северной Ирландии. Кроме того, впервые в истории британское правительство предоставило Ирландской Республике консультационные функции в управлении Северной Ирландией. Предписывался созыв межправительственной конференции в составе ирландских и британских официальных лиц для обсуждения политических и иных вопросов, относящихся к Северной Ирландии, при этом Ирландская Республика представляла интересы североирландских католиков.
(Слайд 10).
Подписанное соглашение вызвало резкую критику со стороны юнионистов,представлявших преимущественно интересы протестантского населения и выступавших за сохранение Ольстера в составе Великобритании и против вмешательства Ирландии в дела Северной Ирландии. Заместитель главы юнионистов-демократов Питер Робинсон даже назвал его«актом политической проституции». К протестной кампании под лозунгом «Ольстер говорит нет» во главе с юнионистами присоединилось более 100 тысяч человек. Впоследствии они оказывали давление на Маргарет Тэтчер, чтобы она отошла от данного соглашения. Но она не пошла на это в надежде, что подписанное соглашение остановит разгул террора.
(В мае 1984 года группа политиков-националистов предложила комплекс рекомендаций по воссоединению Ирландии и предотвращению «насилия, анархии и хаоса». Документ, получивший название «Доклад Нового ирландского форума», предполагал создание единого государства со столицей в Дублине, с новой конституцией. В докладе предлагалось два других возможных решения – федеративное устройство государства с правительствами в обеих столицах (Лондоне и Дублине) и единым президентом или установление совместного управления Северной Ирландией. Нор ни один из вариантов не устраивает британского премьер-министра).
Но надежды премьер-министра не оправдались. Когда спустя чуть больше года руководству ИРА стало понятно, что со времени подписания соглашения ничего не изменилось, ее активисты стали негодовать. С 1987 по 1989 год прошла очередная волна убийств.
Взрыв в Брайтоне способствовал усилению решимости Маргарет в борьбе с терроризмом. Этот террористический акт был самой дерзкой акцией ИРА с тех пор, как она возобновила борьбу за изгнание Британии из шести графств Северной Ирландии. За двенадцать лет до взрыва в Брайтоне в результате террористических актов ИРА было убито более 80 и ранено 1300 человек. В 1973 году во время двух взрывов, в том числе на Трафальгарской площади, было ранено 243 человека. В марте 1979 года во время взрыва автомобиля погиб Айри Нив, теневой министр по делам Северной Ирландии и один из ближайших соратников Тэтчер. В августе того же года погиб на своей яхте в результате взрыва бомбы лорд Маунтбеттен, фельдмаршал, один из героев второй мировой войны, член королевской семьи. Вместе с ним погибли еще трое, и столько же было ранено. В начале 80-х годов террористические акции ИРА участились: в феврале 1980 года был убит британский полковник, который служил в ФРГ; в ноябре 1981 года ИРА расправилась с депутатом британского парламента от Белфаста преподобным Робертом Брэдфордом; в июле 1982 года были взорваны две бомбы в центре Лондона, убиты 4 солдата и 7 музыкантов; в декабре 1983 года бомба взорвалась перед одним из лондонских универмагов: убиты 5 человек ранены 80. Однако до этого времени премьер-министр никогда не был целью ИРА. Исключением было лишь, планировавшееся в 1974 году покушение на Эдварда Хита, которого он избежал.
В 1980 – е гг. в республиканском движении получает распространение идея отказа от вооруженной борьбы в пользу политической. Эту позицию разделяют новые лидеры «Шинн Фейн» Дж. Адамс и М. МакГиннесс, разработавшие мирную стратегию партии, одной из составляющих которой стало достижение общей политической стратегии националистических сил. С этой целью Адамс в 1988 г. вступает в активные переговоры с лидером СДЛП - Джоном Хьюмом. Эта инициатива неожиданно получает поддержку со стороны нового руководства консервативной партии в лице преемника Тэтчер Дж. Мэйджора и министра по делам Северной Ирландии П. Брука, которые предприняли попытку привлечь к диалогу партии юнионистского толка. Первые успехи не получили, однако, дальнейшего развития. Главными причинами этого стали разногласия между заинтересованными сторонами по вопросам о разоружении террористических группировок, условиях работы Североирландской Ассамблеи и участии в делах Ольстера Республики Ирландия. Кроме того, пойти до конца по этому пути консерваторам мешала собственная идеология. Как поборники централизованного государства, они, решаясь на диалог с сепаратистами, фактически ставили под вопрос одну из своих основных политических установок, что, конечно, не могло не угрожать внутреннему единству партии. На консерваторов также оказывали большое влияние юнионисты. В итоге под давлением всех этих обстоятельств, Дж. Мэйджор вынужден был заморозить миротворческий процесс).
(слайд 11). В это время в оппозиционной лейбористкой партии происходят перемены, которым суждено было сыграть определяющую роль в разрешении Ольстерского конфликта. В 1994 г. ее новым лидером становится Э. Блэр. Особенности его подходак политике в Ольстере начали обозначаться в избирательной компании 1997 г. Разрешение Ольстерского конфликта провозглашалось в предвыборной программе лейбористов одним из приоритетных направлений деятельности. Ирландская политика, как и другие составляющие нового политического курса лейбористов, характеризовались исключительным, специально подчёркиваемым прагматизмом, преднамеренным освобождением от всякого идеологического или просто теоретического контекста. Как заявлял Э.Блэр, необходимо было, прежде всего, отказаться даже от мысли о насильственном решении политической судьбы Ольстера.( Богом, мы не занимаемся).
В отличии от консерваторов, считавших его исключительно внутренней проблемой, Э.Блэр сразу же привлек мировую общественность, и заручился поддержкой со стороны премьер-министра Республики Ирландии Б. Ахерна и президента США У. Клинтона. В своей работе в Северной Ирландии они сосредоточили главное внимание на вовлечение в переговорный процесс всех реально действующих на политическом поле сторон, в том числе и радикальных (ДЮП и партии «Шинн Фейн»). Эта политика имела своим источником сформулированную еще в конце 70 – х. гг. XX в. концепцию «консоциативной демократии», главные постулаты которой сводились к следующему: распределение прерогатив исполнительной власти между представителями всех общин, проживающих на данной территории; пропорциональные нормы при избрании органов власти всех уровней; автономия и равенство общин; право вето для меньшинств.
Начало переговоров осенью 1997 г. сопровождалось драматическими рецидивами векового конфликта. ИРА «отозвала» своё решение о прекращении огня, в ответ все протестантские партии приняли решение бойкотировать начавшиеся переговоры. За этим последовали новые встречи и беседы британских официальных лиц с лидерами протестантов, которые, в конце концов, дали согласие на диалог с республиканцами. Эти трудные переговоры, длившиеся семь месяцев, позволили, наконец, придти к компромиссу. 10 апреля 1998 г. стороны подписали Соглашение, в соответствии с которым должна была быть реализована (после одобрения на референдумах) сложная, многоступенчатая формула выхода из кризиса. Предусматривалось формирование системы, состоящей из трёх связанных между собой элементов управления - в самой Северной Ирландии, между Ольстером и остальной частью Ирландии, между Соединённым Королевством и Республикой Ирландия. В североирландской законодательной Ассамблее предусматривалось создать систему «противовесов», позволявшую протестантам и католикам делить как полномочия, так и ответственность. Предусмотренный Соглашением референдум состоялся 22 мая 1998 г. Он был проведен на территории Ольстера и в Республике Ирландия. Итоги его оказались таковы: 71% североирландцев и 94% ирландцев высказалось в поддержку Стормонтского соглашения.
Выборы в Ассамблею Северной Ирландии – Стормонт – состоялись 25 июня 1998 г. В результате из 108 депутатских мест протестантам досталось 48 (ДЮП и ЮПО), католикам – 42 («Шинн Фейн» и СДЛП), еще 18 мест поделили между собой представители межобщинных партий и объединений (партия «Альянса», женская коалиция Северной Ирландии, «прогрессивные юнионисты»). Однако самые большие трудности были еще впереди: предстояло наладить работу нового административного аппарата. Основная проблема, по-прежнему, состояла в том, чтобы уговорить противостоящие стороны «сесть за один стол», принять совместное участие в работе органов самоуправления. Протестантские партии отказывались сделать это, ссылаясь на неполное разоружение ИРА, «Шинн Фейн» считала это отговоркой, а ИРА отказывалась разоружаться до тех пор, пока не начнет свою работу Ассамблея.
При решении этого вопроса было «поломано немало копий». Э. Блэр многократно встречался с представителями североирландских партий, с премьер –министром Ирландии Б. Ахерном, поднимал этот вопрос на заседаниях ООН, привлекал международных наблюдателей, прежде всего со стороны США, создал целую сеть органов, контролирующих выполнение Соглашения. Однако результаты этих усилий не внушали оптимизма: североирландскую политическую верхушку постоянно сотрясали скандалы, деятельность Ассамблеи многократно приостанавливалась, на достаточно длительные промежутки времени вводилось прямое управление из Лондона, один за другим следовали обещания разоружения и нарушения этих обещаний, вновь вспыхивали бытовые конфликты, теракты, шпионские разоблачения. Первые годы реализации положений Стормонтского Соглашения выявили ряд проблем, изначально не охваченных или намеренно не оговоренных документом. В частности, в принятом Соглашении прямо не определялся порядок реформирования полицейской системы Ольстера, не был детализирован вопрос о проведении Оранжистских парадов. Главной же проблемой, с которой столкнулись участники мирного урегулирования, стал вопрос о разоружении террористических группировок, прежде всего ИРА. Становилась очевидной необходимость существенно скорректировать условия Соглашения 1998 г.
С момента заключения Стормонтского Соглашения прошло пять лет, а фактического прогресса, несмотря на первоначальные оптимистичные прогнозы, не было. Главным препятствием для продолжения миротворческого процесса по-прежнему оставалась продолжающаяся активность экстремистских организаций.Отказавшись от силового подавления террористической агрессии неолейбористы сосредоточились на поиске не только внутренних, но и внешних рычагов давления. Большую роль в этом процессе сыграла Независимая международная Комиссия по разоружении, созданная под эгидой ООН. Давление на ИРА оказывается сразу же по нескольким направлениям: через «Шинн Фейн» и через многочисленную ирландскую диаспору в США. Для «Шинн Фейн» разоружение ИРА становиться первейшимусловием допуска к участию в формировании Ассамблеи, а позиция «американских ирландцев» претерпевает значительные изменения на волне антитеррористических настроений после 11 сентября 2001 г. В результате такой политики в 2005 г. ИРА и ряд лоялистких формирований делают ключевые заявления о согласии на полное и открытое разоружение. После того, как главный тормоз урегулирования – вопрос о разоружении ИРА был снят, основным стало возобновление работы Ассамблеи. С целью восстановления диалога на «нейтральной» территории в шотландском городе Сент - Эндрюс в октябре 2006 г. состоялся новый раунд переговоров заинтересованных сторон. Представленный там доклад Независимой комиссии по разоружению констатировал, что большинство ключевых структурных элементов ИРА расформированы или существенно сокращены. Это не в последнюю очередь содействовало созданию благоприятной атмосферы для успеха переговоров. В результате непростых дискуссий было заключено новое Соглашение, которому суждено было стать долгожданным прорывом к взаимопониманию противостоящих сторон.
Основными положениями Соглашения в Сент – Эндрюс было 1) восстановление работы Ассамблеи на коалиционных началах и 2) полное признание независимости от Лондона Полицейской службы Северной Ирландии. План предусматривал передачу полномочий в области охраны общественного порядка и правосудия Ассамблее по истечении двух лет с момента восстановления ее работы. В марте 2007 г. состоялись выборы в Ассамблею, где большинство мест заняли радикально настроенные ДЮП и «Шинн Фейн». Поскольку эти партии долгое время являлись прямыми противниками, британскому правительству и международным посредникам пришлось приложить значительные усилия, чтобы убедить их в необходимости и неизбежности совместной деятельности. В результате неолейбористам все же удалось наладить стабильную работу Североирландской Ассамблеи, что означало завершение первого этапа деволюции в Ольстере, предусмотренной нелейбористским правительством. ( слайды 12,13).
Основной почерк ИРА — телефонное предупреждение за 90 минут до подрыва начинённого взрывчаткой автомобиля, что снижало возможность человеческих жертв, но служило демонстрацией силы.