Тема № 17. «Эпоха Великих реформ» в России
План
- Предпосылки реформ.
- Подготовка и отмена крепостного права, социально-политические последствия реформы.
- Реформы местного самоуправления.
- Судебная реформа.
- Военная реформа.
- Преобразования в сфере образования и культуры
Задание для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу «Реформы Александра II».
Реформа | Содержание реформы | Последствия | |
Положительные | Негативные | ||
2. Подготовьте сообщения об известных вам государственных деятелях эпохи «Великих реформ» (по выбору).
3. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.
Вопросы для обсуждения
- равнозначны ли понятия «революция сверху» и «буржуазные реформы»?
- почему Александр II, проявивший себя в период правления своего отца как сторонник сохранения крепостного права, решился на его уничтожение, а затем и на проведение реформ практически во всех сферах российской действительности?
- 19 февраля 1861 г. произошло падение или отмена крепостного права?
- расскажите о вариантах решения крестьянского вопроса различными общественно-политическими силами общества. Какой из них вам представляется наиболее приемлемым для России и почему?
- почему реформа 1861 г. не сломала общину?
- согласны ли вы с утверждением, что земства являются зародышем Конституции?
- на каких территориях империи не вводилось земское управление и почему?
- почему городские думы были менее активны по сравнению с земствами?
- согласны ли вы с утверждением, что судебная реформа оказалась самой последовательной из проведенных реформ?
- стало ли введение всеобщей воинской повинности достаточным условием для повышения боеспособности армии?
- какие итоги эпохи «Великих реформ» представляются наиболее значимыми для дальнейшего развития России?
Источники и литература
Манифест 19 февраля 1861 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/krest.htm
Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995.
Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. М., 1961. Т. 1-2.
Государственные деятели России глазами современников. Александр II. М., 1995.
Захарова Л.Г. Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.
Земское самоуправление в России. Т. 1-2. М., 2005.
Кудинов О.А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. М., 2000.
Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
Ляшенко Л.М. Александр II. М., 2010.
Толмачев Е.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1-2.
Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.
Тема № 18. Общественная мысль и политические движения в пореформенный период
План
- Общественный подъем конца 1850-х – начала 1860-х гг. Консерваторы, либералы и радикалы, их отношение к реформам.
- Общественное движение во второй половине 1860-х гг. Нечаев и нечаевщина.
- Возникновение и эволюция народничества.
- Общественный подъем конца 1870-х – начала 1880-х гг. и его особенности.
Задание для самостоятельной работы
1. Подготовьте сообщения об известных вам общественных деятелях периода правления Александра II (по выбору).
2. Заполните схему «Народничество».
3. Заполните таблицу «Нелегальные организации 1860-х – начала 1880-х гг.».
Организация | Время существования | Лидеры | Цели и задачи | Деятельность |
4.К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?
1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример». _____________________
2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».
_____________________
3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством». _____________________
4. Русский мужик – «бунтарь по природе». _____________________
5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе». _____________________
Вопросы для обсуждения
- чем были вызваны общественные подъемы конца 1850-х – начала 1860-х гг. и конца 1870-х – начала 1880-х гг.? В чем между ними сходство и различия? Можно ли называть их революционными ситуациями?
- случайно или закономерно появление нечаещины в России?
- почему революционная пропаганда не нашла отклика в крестьянстве?
- как руководители «Народной воли» обосновывали необходимость террора?
- может ли террор способствовать достижению политических целей?
- как ставились и решались этические проблемы в идеологии народников?
- убийство Александра II - революционный подвиг, трагическая ошибка или что-то еще…?
Источники и литература
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/chern.htm
«Молодая Россия» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/molrus.htm
Нечаев С.Г. Катехизис революционера // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm
Программа «Земли и воли» 1878 г. Окончательная редакция // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/zemvol.htm
Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Ред. Е.Л. Рудницкая. М., 1997.
Гракх (Ткачев П.Н.) Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tkachev.htm
Из адреса тверского дворянства Александру II, 1862 г. // http://his95.narod.ru/doc10/d61_3.htm
Дело Чернышевского. Сб. документов. Саратов, 1968.
Демин В. Бакунин. М., 2006.
Кропоткин П.А. Записки революционера (любое издание).
Лавров П.Л. Исторические письма // Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. В 2 тт. М., 1965. Т. 2.
1 марта 1881 г.: Казнь императора Александра II. Документы и материалы. М., 1991.
Революционное народничество 70-х гг.: Сб. документов и материалов. В 2 тт. М., 1964-1965.
Фигнер В.Н. Запечатленный труд: Воспоминания // http://www.narovol.narod.ru/archiv/archivmain.htm
Итенберг Б.С., Твардовская В.А. Граф М.Т. Лорис-Меликов и его современники. М., 2004.
Кан Г.С. Народная воля: идеология и лидеры. М., 1997.
Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало XX в.). М., 1995.
Соколов К.Б. Российская интеллигенция XVIII – начала ХХ века: картина мира и повседневность. СПб., 2007.
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевики. 1860-1930. М., 2004.
Толмачев Е.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1-2.
Народная воля: http://www.narovol.narod.ru/