Тема 13. понятие и социальная ценность права

Форма занятия: проблемная лекция (трудоемкость по учебному плану 2),

семинар в форме эвристической беседы (трудоемкость по учебному плану 2),

самостоятельная работа (трудоемкость по учебному плану 8 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1.Право как комплексное явление. Право в объективном и субъективном смысле. Право в единстве естественных и позитивных начал.

2.Специфические свойства права: нормативность, системность, формальная определенность, государственно-волевой характер, принудительная обеспеченность.

3.Онтологическая и инструментальная ценность права.

Дополнительная литература

Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение и социальная ценность. М., 2001.

Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998.

Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Мальцев Г.В. и др. Право и политика современной России. М., 1996. Глава VI.

Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы // Право и образование. 2000. № 3. С.77-87.

Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., "Норма". 2007.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Шикин Е.П. Что такое право. М., 1996.

Явич Л.С. Сущность права. М., 1987.

Подготовку к семинарскому занятию по теме " Понятие и социальная ценность права" как и в предыдущих случаях целесообразно начинать с повторения лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент сделан на контроль за усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке описываются и раскрываются право как органическая часть регулятивной системы общества, с одной стороны, и государственный регулятор общественных отношений, которому свойственны специфические признаки и функции, - с другой.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студена по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов и основной и дополнительной литературы. Эвристическая беседа по теме " Законность и правопорядок" дополняется элементами семинара исследовательского типа.

После обсуждения вопросов плана семинарского занятия с целью продемонстрировать практическую значимость анализируемых вопросов студентам предлагается выполнить Задания и ответить на дополнительные вопросы:

1.В каких смысловых значениях употребляется термин, право»? Раскройте их.

2.Имеет место точка зрения о том, что право как таковое существует благодаря нарушениям законов, а юристы нужны лишь за тем, чтобы бороться с ними. Вы разделяете подобные взгляды? Только ли в этом заключается социальное назначение права и значимость юридической профессии?

3.Высказано мнение, что право в силу своей формальности «расчеловечивает» людей, стандартизирует взгляды, интересы и поведение, делает «холодными» и дистанцированными общественные отношения, изгоняет из них духовность (см., например: Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М., 1998.). Вы согласны с такой позицией?

4. Прочитайте приведенный ниже отрывок из повести А.С. Пушкина «Дубровский» и объясните, в чем проявляется положительный момент позитивного закрепления права. Как Вы думаете, есть ли различия между правом и законом?

«…Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать…

-У меня сосед есть, - сказал Троекуров, - мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, как ты про то думаешь?

-Ваше превосходство, коли есть какие-нибудь документы или…

-Врешь, братец, какие тебе документы. На то указы. В том-то и сила, чтобы без всякого права отнять имение. Постой, однако ж. Это имение принадлежало некогда нам, было куплено у какого-то Спицына и продано потом отцу Дубровского. Нельзя ли к этому придраться?

-Мудрено, ваше высокопревосходительство; вероятно, сия продажа совершена законным порядком.

-Подумай, братец, поищи хорошенько.

-Если бы, например, ваше превосходительство могли каким ни есть образом достать от вашего соседа запись или купчую, в силу которой владеет он своим имением, то конечно…

-Понимаю, да вот беда – у него все бумаги сгорели во время пожара.

-Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего ж вам лучше? – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие…».

После выполнения общей для всех части семинарского занятия целесообразным представляется перейти к обсуждению эссе по теме «Право как прогресс и регресс человечества. Прогресс в праве, его показатели», подготовка которого включена в дополнительную часть технологической карты учебной дисциплины, что оценивается по шкале от 1 до 12 балов.

На завершающей стадии семинарского занятия студентам предлагается написать проверочную тестовую работу с целью уяснить усвоение основных терминов данной темы, к их числу относятся: право в объективном смысле, субъективное право, естественно право, право единстве объективных признаков и субъективных черт, признаки права (нормативность, системность, формальная определенность, государственно-волевой характер, принудительная обеспеченность), функции права (онтологические, обще социальные и специально-юридические).

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля решить тест по данной теме в системе «Прометей».

ТЕМА 14. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Форма занятия: информационная лекция (трудоемкость по учебному плану 4),

семинар в форме эвристической беседы (трудоемкость по учебному плану 4),

самостоятельная работа (трудоемкость по учебному плану 8 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

9. Власть и порядок в первобытном обществе. Потестарная власть. Формы раннего государства.

10. Соционормативная культура первобытности. Виды социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Первобытная мононорматика: формы существования и этапы развития. Предправо, архаическое право.

11. Основные концепции происхождения государства и права.

12. Типология государства и права, основные подходы: формационный, цивилизационный, гуманитарный. Переходные типы государства и права.

13. Огосударствление географической карты мира, его причины. Понятие и виды власти. Государственная власть, ее место и роль среди властвующих субъектов общества.

14. Подходы к определению сущности государства и его назначению.

15. Признаки государства. Признаки современного государства.

16. Закономерности и тенденции развития государства на современном этапе.

Дополнительная литература

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 70—90.

Венгеров А.Б., Барабашев Н.А. Нормативная система и эффективность общественного производства. М., 1995.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

Деннис Ллойд. Идея права. М., 2002. Главы 1, 10.

Думанов Х.М, Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. № 1. С. 98-103; 2001. № 9. С.85-91.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

Ильин И.А. Путь духовного обновления. Глава 9. «О государстве» // Путь к очевидности. М., 1993.

История первобытного общества: общие вопросы. Проблемы антропогенезиса. М., 1983.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1904. Глава 2.

Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33.

Мальцев Г.В. О происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000.

Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.

Розин В.М. Генезис права. М., 2001.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетия // Государство и право. 1997. № 2. С. 24-32.

Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1997. Глава 3.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1881.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1987. Глава 9.

Подготовку к семинарскому занятию по теме " Теории происхождения государства и права. Признаки государства " целесообразно начинать с повторения лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент сделан на контроль за усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке объясняется как процесс происхождение государства, так и само государство - особый институт публичной власти в обществе.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студена по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов и основной и дополнительной литературы. Эвристическая беседа по теме " Теории происхождения государства и права. Признаки государства сопровождается выполнением дополнительных заданий и решением задач практической направленности. Целесообразным представляется в ходе эвристической беседы обсудить, решить следующие задания и контрольные вопросы.

1. Известный русский ученый М.М.Ковалевский (1851-1916гг.) полагал, что право исторически возникло не в связи с усилением социальных конфликтов в обществе, а в силу развития принципов человеческой солидарности. Он писал: «На почве этой солидарности человеческих групп, предшествующих во времени образованию государства, и возникает право, еще ничем не отличающееся от нравственности, подобно ей имеющее религиозную окраску. Если право зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность сперва тесных, затем все более и более широких групп, то о прирожденности известных юридических идей и представлений можно говорить только в том смысле, что они унаследованы от предков, а отнюдь не в том, что они насаждены в нее природой или являются, выражаясь языком И.Канта, «категорическим императивом нашего ума». (Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910. С. 63-64.). Какая теория происхождения права здесь изложена?

2. Авторы учебника «История первобытного общества» В.П.Алексеев и А.И.Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства». (Указ. соч., М., 1990.С. 288). Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?

3.Укажите основные черты, отличающие исторически первые формы государства («протогосударства», «варварские государства» и т.п.) от «классических», исторически развитых государств.

4. К концу XIX в. на политической карте мира насчитывалось чуть меньше 50 государств. К концу XX в. их стало более 250. К 2015 г. прогнозируется существование не менее 300 государств. Какие причины влияют на столь интенсивное государствообразование? Как Вы полагаете, эта тенденция сохранится в будущем?

5. В юридической и публицистической литературе очень часто государство представляется под нарицательным именем Левиафан. Откуда пошло такое наименование? Что оно означает?

6. В чем различие между государственным и национальным (этническим) суверенитетом? Как решается на современном этапе вопрос о праве народов на самоопределение, сецессию (выход, отделение) и образование самостоятельного государства?

7. В чем проявляется интернациональный характер государства как явления?

8.Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. № 16-П «О проверке конституционности статьи 111 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г.» (См.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000. Т. 2. С. 450-462). Объясните, что Конституционный Суд РФ понимает под налоговым платежом, каковы цели его установления, признаки, порядок взимания и т.д. Почему «наличие налогов» является неотъемлемой характеристикой государства?

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля решить тест по данной теме в системе «Государство и его признаки», которая позволяет установить и уяснить основные и факультативные (неосновные) признаки государста.

ТЕМА 15. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма занятия: информационная лекция (трудоемкость по учебному плану 4),

семинар в форме информационного проекта (трудоемкость по учебному плану 4),

самостоятельная работа (трудоемкость по учебному плану 8 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1.Понятие формы государства. Соотношение формы государства и его сущности.

2.Формы государственного правления. Монархия, республика. Нетипичные формы.

3.Формы государственного устройства. Унитарное и федеративное государство. Империя как унитарное государство. Конфедерация. Международные объединения государств.

4.Государственно-правовой режим, понятие, признаки и виды. Авторитарные и демократические государства. Тоталитарные государства.

5.Обобщающая классификация форм государства. Единовластное, многовластное и сегментарное государство.

Дополнительная литература

Арзамаскин Н.Н., Кененов А.А., Хабибулин А.Г. Форма современного российского государства: эволюция и правовая основа. Смоленск, 1997.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996.

Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. М., 1994.

Ковлер А. Л. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.

Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.

Тихомиров Л А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Федерации в зарубежных странах. М., 1993.

Чинчиков АЛ. Целостность государства. М., 1995.

Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право. 2000. № 10. С. 5-12.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109-115.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Подготовку к семинарскому занятию по теме " Форма государства " целесообразно начинать с повторения лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент сделан на контроль за усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке объясняется формально выраженные и отражающие природу (сущность) государства как института публичной власти признаки.

Данная тема отличается большим количеством терминов, без надлежащего уяснения которых едва ли можно рассчитывать на успешное освоение темы. В связи с этим целесообразным представляется первую часть занятия посвятить проверке усвоения основного терминологического ряда: форма государства, форма правления, форма устройства, форма государственно-правового режима, монархия, ее признаки, исторические и современные виды монархий (абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, республиканская монархия) республика, ее признаки, виды республик (парламентская и президентская республика, монархическая республика) демократия и ее признаки, виды демократического государственно-правового режима (собственно демократический, плюралистической демократии, либерально-демократический), антидемократические режимы (тоталитаризм, авторитаризм).

Надлежащее усвоение основных понятий и категорий темы является необходимым и достаточным условием для проведения семинарского занятия в форме информационного проекта, который позволяет организовать учебно-познавательную деятельность, придав ей ярко выраженную эвристическую направленность. Студентам предлагается с использованием различных источников (См., например, «Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник.» / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2002) подобрать примеры государств, которые по форме организации власти относятся к монархиям либо республикам; являются унитарными либо федеративными; отличаются демократическим либо авторитарным режимом. А так же выделить группы государств, нетипичные по своему устройству. Ответить на вопрос: «Какие формы государств преобладают сегодня в мире?». Проверке подготовленных студентами исследовательских проектов посвящается заключительная часть семинарского занятия.

Представляется, что углубленному освоению материала данного семинара может помочь обсуждение эссе по теме «Форма российского государства: проблемы теории и практики». Выполнение данного задания предусмотрено в дополнительной части технологической карты учебно дисциплины и оценивается по шкале от 1 до 12 баллов.

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается:1.решить тест по теме в системе «Форма государства»;2. Выполнить задания и контрольные вопросы:

1. В чем достоинства и недостатки президентской и парламентской республик? Какие средства использует современная власть, чтобы усилить первые и нейтрализовать вторые?

2. В каких формах федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль за субъектами федерации? Какие меры принуждения могут использоваться федеральной властью по отношению к субъектам федерации?

3. Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.1992г. № 3-П «О проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР», «Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» (см.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000. Т. 1. С. 215-230) и решите, является ли Россия договорной федерацией? Какое мнение на этот счет высказано Конституционным Судом РФ?

Наши рекомендации