Институт государственного управления и права
Планы семинарских занятий и
самостоятельной работы студента в аудитории
Под контролем преподавателя
по учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ»
для студентов всех специальностей
Москва –2011
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права
Кафедра истории и политологии
У т в е р ж д а ю
Проректор по учебной работе
Проф. В.М. Свистунов
«___» _______________2011 г.
Планы семинарских занятий и
самостоятельной работы студента в аудитории
Под контролем преподавателя
по учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ»
для студентов всех специальностей
Москва –2011
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Институт государственного управления и права
Кафедра истории и политологии
У т в е р ж д е н о
Проректором по учебной работе
Проф. В.М. Свистунов
«___» _______________2011 г.
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ»
для студентов всех специальностей
Москва -2011
УДК 94(470+570) (075)
П 78
Н1
Ильюхов А.А., Костриков С.П. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “История” для студентов всех специальностей. – М.: ГУУ, 2011. – ... с.
С о с т а в и т е л и:
Зав. кафедрой истории и политологии доц. С.П. Костриков,
заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе
проф. А.А. Ильюхов, при участии доцента В.В. Крейса.
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
заведующий кафедрой истории и политологии
кандидат исторических наук, доцент
С.П. Костриков
О б с у ж д е н о
на заседании кафедры истории и политологии
... июня 2011 г.
О б с у ж д е н о и о д о б р е н о
на заседании Совета по гуманитарному образованию
... июня 2011 г.
Ó А.А. Ильюхов, А.П. Костриков, 2011.
Ó ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2011.
ВВЕДЕНИЕ
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают обязательное изучение дисциплины «История» студентами всех специальностей Государственного университета управления (ГУУ).
Изучение дисциплины «История» преследует цель дать представление об основных этапах мировой истории и основных событиях истории нашей родины с древнейших времен до наших дней. Ставится задача проанализировать и выделить общее и особенное в российской истории. С учетом профиля подготовки специалистов в Государственном университете управления акцент делается на отечественном опыте государственного управления и самоуправления.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента разработаны на основе Программы учебной дисциплины «История» для студентов всех специальностей ГУУ. Изучение дисциплины в процессе семинарских занятий построено по проблемно-хронологическому принципу, в основу положена концепция исторической преемственности. На семинарах в ретроспективе рассматриваются основные этапы становления и развития российской государственности на фоне событий мировой истории, показывается динамика социальной модернизации общества. При изучении учебной дисциплины используются элементы формационного, цивилизационного и культурологического подходов, что позволяет более полно и всесторонне рассмотреть отдельные проблемы в истории России, выявить общее и частное.
На семинарские занятия выносятся самые важные, узловые темы. Для более углубленного изучения отдельных сюжетов на занятиях практикуются выступления студентов с докладами и рефератами. Степень подготовки студентов по отдельным темам учебной дисциплины помогут установить контрольные работы, индивидуальные консультации.
Особенностью изучения данной дисциплины при очной форме обучения является то, что значительную часть необходимого минимума знаний студенты получают в ходе самостоятельной работы. Основные виды самостоятельной работы студента в аудитории по учебной дисциплине : самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленном на видео-, аудио-, CD носителях (электронные лекции); собеседование (консультация) с преподавателем, в том числе в рамках индивидуальных заданий студентам по определенным темам; практическое занятие (подготовка студентами самостоятельных аналитических работ); тестирование студентов по теме занятия; контрольные работы; самостоятельная аналитическая работа студентов с историческими источниками; реферирование исторических источников и их конспектирование; выполнение письменных заданий (эссе, реферата), подготовка устных докладов по темам семинарских занятий; поиск информации по теме учебной дисциплины с последующим ее устным представлением в аудитории, письменным изложением, использованием для выполнения конкретного задания и др.
Система образования в университете предполагает овладение студентами навыками научно-исследовательской работы. Все формы самостоятельной работы студента такие навыки востребуют и, одновременно, их формируют. Это и конспектирование исторических документов, научной и учебной литературы, и подготовка докладов (научных сообщений), и участие в конкурсах научных студенческих работ.
Одним из первых шагов в исследовательской работе студента на младших курсах является подготовка доклада (реферата). В соответствии с программой учебной дисциплины коллективом кафедры истории и политологии разработаны Методические рекомендации по работе с литературой и источниками, по написанию докладов и рефератов.[1]
Планы семинарских занятий содержат обширный список рекомендуемой литературы по каждой теме семинарских занятий, что позволяет выбрать те источники, которые нужны для подготовки докладов и рефератов по учебной дисциплине «История». Целесообразно привлечение и другой необходимой литературы.
Изучив учебную дисциплину, студенты должны: понимать характер истории как науки и видеть ее место в системе современного гуманитарного образования; владеть основами исторического мышления; иметь представление об источниках исторических знаний и приемах работы с ними; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; иметь первичные навыки научной работы.
1. Тематический план семинарских занятий и самостоятельной работы студента для студентов очной и очно-заочной форм обучения
(кроме специальностей : «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401)
Тема практического занятия | Количество аудиторных часов | |||
Всего | в том числе по видам практических занятий | |||
Семинары | Самостоятельная работа студента | |||
Занятие 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | ||||
Занятие 2. Особенности становления государственности в России и мире | 2 (2) | 2 (2) | ||
Занятие 3. Русские земли в XIII-XIV веках и европейское средневековье | ||||
Занятие 4. Начало формирования единого Российского государства. (Русь в XV веке). | ||||
Занятие 5.Россия в XVI веке в контексте развития европейской цивилизации | 2(2) | 2 (2) | ||
Занятие 6.XVII в. - новый период российской истории | ||||
Занятие 7.Россия в XVIII в. - окно в Европу и приобщение к западной цивилизации | 2 (2) | 2 (2) | ||
Занятие 8. Эволюция российской государственности в первой половине XIX в. Европейские революции конца XVIII-XIX вв. и Россия | ||||
Занятие 9. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в. Россия и Европа во второй половине XIX в. | ||||
Занятие 10.Россия и мир в начале XX в.: политика, экономика, культура | 2 (1) | 2 (1) | ||
Занятие 11.Революция 1917 г. в России и её влияние на мировую историю. Гражданская война и интервенция | 2 (1) | 2(1) | ||
Занятие 12.Советская Россия и Европа в 20-е годы- от непризнания к сотрудничеству | 2 (2) | 2 (2) | ||
Занятие 13.Экономические и социально-политические преобразования в Советском государстве в 30-е гг. XX в. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период | 2 (3) | 2 (2) | (1) | |
Занятие 14.Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа | 2 (2) | 2 (2) | ||
Занятие 15.СССР в послевоенном мире (1945-1953 гг.) | 2 (2) | (2) | ||
Занятие 16.Советское общество во второй половине 50-х гг. - середине 80-х гг. | 2 (2) | 2 (2) | ||
Занятие 17.Кризис и распад СССР. (1985-2000 гг.) | 2 (2) | 2 (2) | ||
Занятие 18. Россия и мир в XXI веке. Современные проблемы человечества и роль России в их решении | 2 (2) | 2 (2) | ||
Итого аудиторных часов на практические занятия | 36 (23) | 36( 18) | 12 (5) | |
Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучения
Планы семинарских занятий
Темы докладов и рефератов
1. Проблема формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.
2. Принципы и методы научного исторического исследования. Исторические школы.
3. Российский менталитет: история и современность.
4. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса.
5. Войны в истории России: влияние на государственность и национальный характер.
6. Историческое знание в системе гуманитарного образования начала XXI в.
Литература
1. Блок М. Апология истории. М., 1973.
2. Блок М. Ремесло историка. – М., 1986
3. Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996
4. Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006
5. Костриков С.П. Тайна истории или Что и как изучает историческая наука.- М., ГУУ, 2008.
6. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. М., 2009.
Темы докладов и рефератов
1. Восточные славяне в период великого переселения народов.
2. Византийские и римские авторы о славянах.
3. Падение Римской империи и смена форм государственности.
4. Какое воздействие на общественное устройство восточных славян оказало Великое переселение народов?
5. Предпосылки создания государства у восточных славян.
6. "Норманская теория" - история появления и сущность.
7. Восточные славяне в IX–X вв. - социальная организация и особенности государственности.
8. Причины появления княжеской власти на Руси.
9. Древнерусское государство в оценках современных историков.
10. Языческие верования древних славян.
11 Культура древней Руси (IX - XII вв.).
12. Древняя Русь и Византия.
Литература
1. Алексеев В.П. Палеонтропология земного шара и формирование человеческих рас. М., 1978.
2. Гумилёв Л. История Евразии. М., 2009.
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1994.
4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.
5. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988.
6. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М., 2003.
7. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Темы докладов и рефератов
1. Древняя Русь и кочевники.
2. Люди и нравы Древней Руси.
3. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
4. Держава Чингисхана.
5. Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси.
6. Русь под игом: как это было?
7. Формирование феодальных отношений на Руси и в Западной Европе: общее и особенное.
8. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
9. Литва как второй центр объединения русских земель.
Литература
1. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1994.
2. Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1993.
3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
4. Культин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства. М., 1998.
5. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.
6. Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV-XVI вв.: подвижники Русской Церкви. Новосибирск, 1997.
7. Сахаров А.Н. Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». М., 2006.
Темы докладов и рефератов
1. Политический портрет Ивана III.
2. «Русь Литовская»: особенности развития русских земель в составе Великого княжества Литовского.
3. Судебник 1497 г. и начало закрепощения крестьян.
4. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
5. Роль русской церкви в становлении московской государственности.
6. Возникновение теории «Москва – Третий Рим» и ее влияние на развитие России.
Литература
1. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI вв. М., 1982.
2. История государственного управления в России: Учебник. - М., 2004.
3.Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.
4. Костомаров И.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1991.
5. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.
6. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. - М., - 2000.
Европейской цивилизации
Основные вопросы
1. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.
2. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
3. Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI в.
4. Российская модель сословно-представительной монархии. Реформы Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного.
5. Расширение территории государства во второй половине XVI в.
6. Особенности формирования единой общерусской культуры.
Темы докладов и рефератов
1. Политический портрет Ивана IV.
2. Власть и собственность в России в XVI-XVII вв.
3. Эпоха Возрождения.
4. Реформация в Европе и её экономические, политические, социокультурные причины.
5. Начало развития капиталистических отношений в Европе.
6. Опричнина Ивана Грозного и её последствия.
Литература
1. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.
2. История государственного управления в России: Учебник. - М., 2004.
3. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII вв. М., 1988.
4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1987.
5. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. М., 1983. Тт. 1-2.
6. Костомаров И.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1991.
Темы докладов и рефератов
1. «Смута» в России – время потерянных альтернатив.
2. Первые Романовы (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич) на Российском престоле: их реформаторская деятельность.
3. Церковная реформа середины XVII в. и начало раскола.
4. Происхождение и роль казачества в истории Российского государства.
5. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
6. Городские восстания XVII в. в России.
7. Особенности сословно-представительной монархии в России.
8. Специфика культурного развития России в XVII вв.
Литература
1. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. М., 1989.
2. Буганов В.И. Мир истории XVI-XVII вв. М., 1990.
3. Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы. М., 2004.
4. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в.: Смута. М., 2003.
5. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.
6. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1993.
7. Черепнин Л.В. Земские соборы Российского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.
К западной цивилизации
Основные вопросы
1. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.
2. Внешняя политика Петра I: от обеспечения национальных интересов к имперской политике.
3. Российская империя при преемниках Петра I: экономическое и политическое развитие. Дворцовые перевороты и их роль в российской истории.
4. «Просвещенный абсолютизм»: сущность и влияние на экономическое развитие России. Общественно-политическая жизнь и социальные движения при Екатерине II.
5. Международное положение и внешняя политика России во второй половине XVIII в.
6. Особенности развития русской культуры в XVIII в.
Темы докладов и рефератов
1. XVIII в. в европейской и мировой истории.
2. Петр I и борьба за преобразование традиционного общества в России
3. Создание Балтийского флота и регулярной армии.
4. Дворцовые перевороты в истории России.
5. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
6. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.
7. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
8. Русско-турецкие войны XVIII в.
9. Европейские революции XVIII в.
10. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Литература
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1998.
3. Вдовина Л.Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович / Великие духовные пастыри России / Под ред. А.Ф. Киселева. М., 1999.
4. Введенский Р.М. Екатерина II. / Великие государственные деятели России. М., 1996.
5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999.
6. Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2003.
7. Павленко Н.И. Екатерина Великая (ЖЗЛ). М., 1999.
8. Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков. М., 2005.
9. Тургенев А.И. Российский двор в XVIII веке. СПб., 2005.
Темы докладов и рефератов
1. Промышленный переворот XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
2. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева.
3. Значение победы России в войне против Наполеона и её освободительного похода в Европу для укрепления международных позиций Российского государства.
4. Российское самодержавие и Священный Союз.
5. Восстание декабристов - современные оценки.
6. Внутренняя политика Николая I.
7. Россия и Кавказ.
8. Крымская война и её последствия.
9. "Золотой век" русской культуры.
10. Европейские революции первой половины XIX в.
11. Образование Соединённых штатов Америки.
Литература
1. Гордин Я.А. Кавказ: земля и кровь. Россия в кавказской войне XIX в. СПб., 2000.
2. Каменский А.Б. Преобразования административной сферы первой четверти XIX в.: замыслы и реальность / Административные реформы в России: история и современность. М., 2006.
3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1999.
4. Российские реформаторы XIX – начала ХХ в. М., 2005.
5. Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998.
6.Томсинов В.А. Светило русской бюрократии (М.М.Сперанский). М., 1997.
7. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 2002.
8. Чулков Г.И. Императоры. М., 1991.
Темы докладов и рефератов
1. Развитие Европы во второй пол. XIX в.
2. Франко-прусская война и объединение германских земель.
3. Крестьянский вопрос в России в XIX в.
4. Отмена крепостного права в России.
5. Реформы Александра II.
6. Политические преобразования в России 60–70-х гг.
7. Присоединение Средней Азии.
8. Экономический подъём в России в последней четверти XIX в.
9. Контрреформы Александра III.
10. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX в.
11. Последняя русско-турецкая война.
12. Русская культура в XIX в.
Литература
1. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
2. Гросул В.Я., Итенберг Б.С. и др. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
3. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
4. Земское самоуправление в России. 1864-1918. Кн 1,2. М., 2005.
5. Лященко Л.М. Революционные народники. М., 1989.
6. Российские реформаторы XIX – начала ХХ в. М., 2005.
7.Толмачев Е.П. Александр II и его время: В 2-х кн. М., 1998.
Темы докладов и рефератов
1. Завершение раздела мира и борьба за колонии.
2. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.
3. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.
4. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.
5. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.
6. Иностранный капитал в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
7. Государственное регулирование экономики в России на рубеже веков.
8. Реформы С.Ю.Витте.
9. Сущность аграрного кризиса в России.
10. Первая российская революция.
11. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
12. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Литература
1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
2. Кризис самодержавия в России. 1895-1917. / Б.В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин, В.С. Дякин и др. Л., 1984.
3. Российские самодержцы 1801-1917 гг. М., 1993.
4. Становление российского парламентаризма начала ХХ века. М., 2006.
5. Россия в XX веке. Реформы и революции. В двух томах. Том 1. М., 2002.
6. Сидельников С.М. Образование и деятельность первой Государственной думы. М., 1962.
7. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. Изд. 2-е. М., 1970.
8. Исторический опыт трёх российских революций. Генеральная репетиция Великого Октября./ Первая буржуазно-демократическая революция в России. М., 1985
Темы докладов и рефератов
1. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги.
2. Участие России в Первой мировой войне.
3. Версальская система международных отношений. Новая карта Европы и мира.
4. Кризис власти в годы мировой войны и его истоки.
5. Февральской революции и альтернативы развития России.
6. Социально-экономическая политика Временного правительства.
7. Большевистская стратегия: причины их победы в октябре 1917 г.
8. "Военный коммунизм": истоки и результаты.
9. Советское коалиционное правительство.
10. Аграрная программа большевиков.
11. Причины и ход гражданской войны.
12. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Литература
1. Бордюгов Г.А., Ушаков А.И. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. М., 1998.
2. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.
3. Гражданская война в России 1917-1922. Лекции и учебно-методические материалы / Отв. ред. С.В.Карпенко. М., 2006.
4. Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. М., 2006.
5. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983.
6. Российская революция 1917 г. Гражданская война и иностранная интервенция (1917-1922 гг.). М., 2005.
7. Степанов А.И. Россия в Первой мировой войне: геополитический статус и революционный слом власти. М., 2000.
8. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1992.
Темы докладов и рефератов
1. Особенности международных отношений в межвоенный период.
2. Лига Наций - первый опыт регулирования международных отношений.
3. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия».
4. Кейнсианство и его роль в стабилизации мировой экономики.
5. Ситуация в России после окончания гражданской войны.
6. Причины и сущность новой экономической политики.
7. Голод в Советской России начала 20-х годов.
8. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны в 20-е годы.
9. Формирование номенклатуры и ее роль в советской системе власти и управления.
10. Образование СССР.
Литература
1. Байбаков С.А., Сивохина Т.А. У истоков советской государственности (октябрь 1917-1924 гг. ). М., 1993.
2. Васильев Ю.А. Модернизация под красным флагом. М., 2006.
3. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 2001.
4. Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох. Осмысление ХХ столетия российской истории. М., 2006.
5. Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: Национально-культурная политика 20-х годов. М., 2003.
6. Новиков М.Н. Исторический опыт НЭПа: идеи и реальности. М., 1997.
7. Хуторской Е.Я. История России от Рюрика до Ельцина. Изд.2-е. М., 2000.
8. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). СПб., 1997.
9. Мау В.А. Реформы и догмы. 1914-1929: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.
10. НЭП: взгляд со стороны. М., 1991.
Тема 13. Экономические и социально-политические преобразования
Темы докладов и рефератов
1. Кейнсианство и его сущность.
2. Экономические основы советского политического режима.
3. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод,темпы.
4. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
5. Командно-административная система управления и общество в 30-е гг.
6. Тоталитарный политический режим. Репрессии 30-х гг.: причины, цели, методы и последствия.
7. Советская внешняя политика накануне второй мировой войны.
Литература
1. Ивницкий Н.А. коллективизация и раскулачивание. М., 1994.
2. История национально-государственного строительства в СССР. 1917-1978 гг. М., 1979.
3. Страницы истории Советского общества. Факты, проблемы, люди. М., 1989.
4. Переписка на исторические темы. Диалог ведёт читатель. М., 1989.
5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941 гг. М., 1992.
6. Европа между войной и миром. 1918-1938. М., 1992.
7. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.
8. Медведев Р. О Сталине и сталинизме. М., 1990.
9. Европа между войной и миром. 1918-1939. М., 1992.
10. Тепцов Н.В. Аграрная политика. На крутых поворотах 20-30-х годов. М., 1990
Советского народа
Основные вопросы
1. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Характер, основные этапы военных действий.
2. Великая Отечественная война: характер, поражения и победы.
3. Величайшие битвы Великой Отечественной войны.
4. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира.
5. Цена Победы. Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн.
6. Фальсификация истории второй мировой и Великой Отечественной войны.
Темы докладов и рефератов
1. Предпосылки и ход Второй мировой войны.
2. Периодизация и ход Великой Отечественной войны.
3. Создание антигитлеровской коалиции.
4. Причины победы советского народа в Великой Отечественной войне.
5. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.
6. Партизанское и антифашистское движение в годы войны.
7. Организация работы тыла в годы войны.
8. Начало и причины холодной войны.
Литература
1. Анфиров В., Голиков Ф. Загадка 1941 г. О войне под разными ракурсами. М., 2005.
2. Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 2003.
3. История второй мировой войны: в 12 томах. М., 1973-1982.
4. Максимов И.И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М., 2005.
5. Москва военная. 1941-1945 гг. Мемуары и архивные документы. М., 1995.
6. Нарочницкая Н. За что и с кем мы воевали. М., 2005.
7. Нерсесов Я., Волков В. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М., 2004.
8. Семиряга М.И. Коллаборационизм: природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000.
9. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2003.
10. Яроцкий С. А. Идет война народная: (партизанское движение в годы Великой Отечественной войны). М., 2005.
Темы докладов и рефератов
1. Создание социалистического лагеря и ОВД.
2. Характер и особенности восстановления народного хозяйства СССР.
3. Российская деревня после войны.
4. Власть и общество в первые послевоенные годы.
5. Реформаторские поиски в советском руководстве после смерти И. Сталина.
6. Ужесточение политического режима и идеологического контроля после войны.
7. Победа революции в Китае и создание КНР.
8. Корейская война 1950–1953 гг. - пример противостояния двух мировых систем.
Литература
1. Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти. М., 2005.
2. Загладин В.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1992.
3. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1946-1964. М., 1993.
4. Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990.
5. Переписка на исторические темы. Диалог ведёт читатель. М., 1989.
6. Суровая драма народа. Учёные и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.
7. Так это было. Национальные репрессии в СССР. 1919-1952 годы. М., 1993.
8. Урок даёт история. М., 1989.
Середине 80-х гг.
Основные вопросы
1. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт.
2. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка».
3. Развитие мировой экономики в 1945-1985 гг.
4. Демонтаж режима личной власти и бюрократия. Хрущевская «оттепель».
5. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1985 гг.: от реформ к стагнации.
6. Советское общество и власть в 1964-1985 гг.
Темы докладов и рефератов
1. Значение XX и XXII съездов КПСС.
4. Крах колониальной системы.
5. Карибский кризис (1962 г.).
6. Война во Вьетнаме.
7. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
8. Гонка вооружений (1945-1985 гг.); распространение оружия массового поражения.
9. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
10. Диссидентское движение в СССР.
11. Причины стагнации в экономике и предкризисные явления в стране в конце 70-х – начале 80-х гг.
Литература
1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 1992.
2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. М., 1991.
3. Л.И. Брежнев: Материалы к биографии. М., 1991.
4. XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.
5. Медведев Р.А. Н.С. Хрущёв: политическая биография. М., 1990.
6. Механизм торможения: истоки, действия, пути преодоления. М., 1988.
7. На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.
8. Опенкин Л.А. Оттепель: как это было (1953-1955 гг.). М., 1991.
Темы докладов и рефератов
Реформаторские поиски в советском руководстве после смерти И. Сталина.
2. Власть и общество в первые послевоенные годы.
3. Значение XX и XXII съездов КПСС.
4. Крах колониальной системы.
5. Карибский кризис (1962 г.).
6. Война во Вьетнаме.
7. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
8. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения.
9. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
10. Диссидентское движение в СССР.
11. Причины стагнации в экономике и предкризисные явления в стране в конце 70-х – начале 80-х гг.
12. Перестройка в СССР: 1985-1991 гг.
Литература
1. История современной России. 1985-1994. М., 1995.
2. Москва. Хроника противостояния. Осень 1993 г. М., 1994.
4. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника. 1992-2000. М., 2000.
5. Перестройка. Двадцать лет спустя: сборник. М., 2005.
6. Попцов О. Хроника времён "царя Бориса". М., 1995.
7. Российское государство и общество. ХХ век. М., 1999.
8. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.
9. Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс России. М., 2005.
10. Экономические реформы в России. Итоги и перспективы. М., 2005.
Темы докладов и рефератов
1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
2. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.
3. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.
4. Экономическое состояние России в начале XXI века.
5. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
6. Проблемы Северного Кавказа и пути их решения в наши дни.
7. Внешняя политика РФ в XXI веке.
8. Пути модернизации экономики России в XXI веке.
9. Россия и ЕЭС: проблемы взаимоотношений.
10. Отношение России со странами СНГ.
11. Российско-грузинский вооружённый конфликт 2009 г.: истоки и последствия.
12. Политическая система современной России.
Литература
1. Канин В.Г. Судьба России. XX век. М., 2004.
2. Кара – Мурза С.Г. Советская цивилизация: от Великой Победы до наших дней. М., 2004.
3. Сахаров А.Н. Россия: народ, правители, цивилизация. М., 2004.
Планы семинарских занятий и
самостоятельной работы студента в аудитории
Под контролем преподавателя
по учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ»
для студентов всех специальностей
Москва –2011
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права