Определение сложной продукции в российской и зарубежной практике

В настоящее время такой термин как «сложная продукция» недостаточно изучен в научной литературе, а так же наблюдается недостаток законодательного регулирования. Кроме того, отсутствует единый список критериев отнесения продуктов к группе сложных, хотя такие разработки и ведутся. Для того чтобы понять, каким образом организовать процедуру закупки сложной продукции, необходимо определить что относится к этому виду товаров и услуг.

Основное определение сложной продукции встречается в Национальном стандарте Российской Федерации «Организация закупочной деятельности». Данный документ был разработан по поручению Российского союза промышленников и предпринимателей и содержит основную информацию о системе закупок в России, требования к порядку организации закупочных процедур, правила заключения и исполнения контрактов. Таким образом, стандарт – это некий настольный справочник для участников закупки.

Согласно вышеупомянутому документу продукция - это товары, работы, услуги, иные блага, закупаемые заказчиками[2]. Под иными благами в данном случае предполагаются различные права, например, право на использование объекта интеллектуальной собственности или право на возможность использовать товарный знак. Кроме того, продукция подразделяется на простую и сложную. Простая продукция обладает легко описываемыми потребительскими свойствами, ее характеристики общеизвестны, заказчик способен установить квалификационные требования к предмету закупки. Рынок простой продукции насыщен как продавцами, так и покупателями, так как для составления документации, а именно описания необходимого товара или услуги, не требуются особые знания, условия договора понятны для всех участников закупочного процесса.

Но ключевым феноменом данной работы является сложная продукция – продукция, которая должна обладать при закупке хотя бы одним из условий:

1. Заказчик не способен описать однозначные требования к предмету закупки;

2. Если предмет закупки обладает инновационными составляющими (внедренными новшествами);

3. Если условия договора будут исполнены недобросовестно или контракт вообще не заключен, высока вероятность высоких потерь как для заказчика, так и для исполнителя[3];

Аналогичное определение используется в экономико-математическом словаре Л.И. Лопатникова[4]. Примером выполнения первого условия сложной продукции может послужить архитектурный план строительства нового учреждения: заказчик способен определить предмет закупки, его примерные характеристики, однако, ввиду отсутствия необходимых знаний не способен описать такие свойства, как толщина стен или величина окон. Проявлением второго критерия сложной продукции является медицинское оборудование (томограф, аппарат МРТ и др.). Если говорить о третьем условии, то стоит упомянуть о мнении высказанном Д.Н. Ахматовой в своем научном труде[5], что при закупке сложного продукта наблюдается сильная зависимость заказчика от поставщика, ведь в данном случае условия диктует победитель закупочной процедуры и от него в высокой степени зависит эффективность закупки.

Однако все вышеперечисленное является явной сложной продукцией, эти товары и услуги можно отнести к сложным интуитивно, не зная определений. Но поставка детского питания в образовательные учреждения также можно отнести к сложной продукции: заказчику необходимы пакетики молока определенного объема (так как детям не требуется больше, а недопитое портится, учреждение несет потери), но такой объем может предоставить не каждая фирма, то есть товар обладает инновационной составляющей. Именно поэтому термин «сложная продукция» многие исследователи называют неопределенным.

Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 14.03.1996 N 167 "Об утверждении "Рекомендаций по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг. Р 50.3.001-96" сложную продукцию можно разделить на три уровня сложности[6]. К первому уровню относятся топливо, пищевое сырье, детали машин и др., ко второму - мебель, одежда, обувь, пищевые продуты, и, к третьему уровню относят в основном высокотехнологическую продукцию, такую как радиоэлектроника, средства автоматики и прочее. Кроме того, государство регулирует сложную продукцию посредством исчерпывающего перечня технически сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров"). Но данный перечень обладает рядом недостатков. Во-первых, список закрытый, хотя некоторые позиции открыты, не специфицированы, под них может подойти широкий ряд наименований. А, во-вторых, присутствуют неточные формулировки, один и тот же товар можно отнести сразу в несколько групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложная продукция это более широкое понятие, которое может включать в себя инновационную продукцию и высокотехнологическую. В статье Корытцева М.А. высказывается аналогичное мнение, что сложная, высокотехнологическая и инновационная продукция имеют ряд общих характеристик, что позволяет в некоторых случаях использовать эти термины, как синонимы. Помимо этого, автор выделяет ряд характеристик, присущих сложной продукции[7]. Во-первых, приобретаемый продукт уникален, у заказчика возникают сложности с описанием предмета закупки в документации. Эта характеристика идентична первому условию из определения сложной продукции. Во-вторых, проблематично посчитать затраты, необходимые на изготовление сложного товара, так как возможен выбор между несколькими технологическими решениями для его создания. Данный аспект не упомянут в определении, предлагаемого стандартом Российского союза промышленников и предпринимателей. И, в третьих, в связи со сложностью калькуляции затрат, заказчик может столкнуться с трудностью поиска товаров субститутов (взаимозаменяемые товары). Вышеуказанная характеристика так же дополняет определение сложной продукции.

Кроме того, в государственных закупках сложную продукцию определяют с помощью Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г[8]. Этот документ устанавливает случаи, когда для выполнения закупки технически сложной, инновационной или высокотехнологической продукции, участники должны соответствовать ряду дополнительных квалификационных требований. То есть товары и услуги, указанные в Постановлении относятся к сложной продукции, например, выполнение работ по ремонту военной техники, выполнение кадастровой оценки, оказание услуг общественного питания и др. Также наименования областей высокотехнологической продукции содержатся в Перечне критических технологий РФ[9].

Но Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015)"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон № 223 ФЗ) также устанавливает случаи, когда продукцию можно отнести к сложной: министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативно-правовые документы, регулирующие критерии инновационной или высокотехнологической продукции (статья 4 часть 4). Например, Приказ № 514н от 31.07.2013 Министерства Здравоохранения РФ устанавливает, что продукция является инновационной в случае ее научно-технической новизны, наукоемкости (при производстве используются результаты интеллектуального труда), наличия экономического эффекта или возможности внедрения (прикладной характер)[10]. Помимо этого, в рамках корпоративных закупок, заказчик вправе самостоятельно определить критерии и параметры отнесения товара к группе сложных. Но эта информация обязана быть прописана в Положении о закупках и конкурсной документации. Таким образом, предметом закупки может стать не инновационный или технически сложный продукт, однако разрабатываемый специально под нужды заказчика, обладающий требуемыми им характеристиками.

Кандидат экономических наук И.А. Стрижанов высказывает в своих научных трудах схожее с мнением Корытцева, что «сложные наукоемкие изделия» это частный случай сложной продукции. На взгляд Стрижанова, сложная продукция состоит из множества компонентов, имеет ярко выраженный прикладной характер. Кроме того, сложную продукцию можно отличить от иной, если во время ее производства использовались:

· интеллектуальный труд,;

· дефицитные ресурсы;

· технологически сложные механизмы, аппараты[11];

Хотя данное определение дублирует вышеупомянутые критерии сложности продукта, его нельзя назвать корректным, так как оно не достаточно специфицировано, под него может подойти широкий ряд продуктов, которые согласно иным формулировкам таковыми не являются.

В зарубежной литературе термин «сложная продукция» в рамках закупочного процесса также редко встречается. В типовом законе ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (принятый Комиссией ООН по праву международной торговли) определение сложной продукции не раскрывается, упоминаются лишь возможные способы закупки для объектов, обладающих инновационным или высокосложным характером.

В работе М. Форман посвященной драйверам инноваций через систему закупок[12], а также в статье Д. Берковиц[13] упомянуто значение сложной продукции, как изделий, обладающих отличительными характеристиками, которые не используются в массовом производстве. Европейская финансовая организация (European Securities and Markets Authority (ESMA) использует в своей отчетности аналогичную формулировку дополняя ее следующими критериями: сложность подсчета стоимости продукта; в случае не выполнения условий контракта, заказчик понесет серьезные потери.

В еще одном научном труде, посвященному исследуемой теме, П. Ченг высказывается интересное предположение, что иногда продукт может стать сложным для заказчика только по причине его внешнего вида. То есть если товар состоит из множества элементов, мелких деталей, трудноузнаваемых механизмов, он по определению становится сложным. Ввиду непрекращающегося технического прогресса, эта формулировка имеет место быть, так как под данное описание попадает большинство инновационных и высокотехнологических продуктов. Но определение не занимает сильную позицию среди ученых, так как имеет достаточно узкий характер и не раскрывает полный спектр возможностей отнесения продукта к сложному.

Помимо вышеупомянутых зарубежных исследователей, специфику сложной продукции изучал Т. Браун. В одной из своих статей он рассматривал статистику заключении контрактов, с какими трудностями обычно сталкивается заказчик, когда объектом договора являлась сложная продукция. Он, так же как и ученые до него, поделил продукцию на простую и сложную, но определил последнюю с совершенно новой стороны. Браун утверждает, что сложный товар или услуга характеризуются не только трудностями с составлением описания, но и контракт с победителем сначала содержит мало информации[14]. Так как заказчик не может точно сказать, что ему нужно закупить, то соответственно и в договоре отсутствует информация об издержках, качестве продукта, условия поставки не определены или не понятны. Такие контракты еще часто называют рисковыми, ведь есть вероятность возникновения оппортунистического поведения со стороны поставщика.

Основываясь на приведенном анализе литературы в сфере сложной продукции, можно сделать вывод о том, что в рамках российских государственных закупок нет правового регулирования определения и критериев сложных товаров. В данном случае сложная продукция приравнивается к инновационной или высокотехнологической, а последние не обладают недостатком нормативно-правовых документов. То есть в государственных закупках закон не определяет, что может стать сложным товаром. В корпоративных же закупках, регулирующихся Законом № 223 ФЗ, заказчик самостоятельно решает, какими характеристиками должен обладать предмет закупки, чтобы стать сложной продукцией, но эти критерии обязаны быть прописаны в конкурсной документации и Положении о закупках, в иных случаях заказчик может понести административную ответственность в виде штрафа. В отдельных случаях (статья 1 часть 2 пункт 1 Закона № 223 ФЗ) критерии могут определяться федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, суммируя найденные трактовки сложной продукции в российском и зарубежном законодательстве и научных публикациях, можно составить максимально полное определение.

Сложная продукция это товар или услуга, которая характеризуется следующими признаками (возможно выполнение одного или нескольких условий одновременно):

1. Заказчик не способен описать однозначные требования к предмету закупки (продукт может быть уникальным);

2. Если объект закупки обладает инновационными составляющими (внедренными новшествами);

3. Если условия договора будут исполнены недобросовестно или контракт вообще не заключен, высока вероятность высоких потерь как для заказчика, так и для исполнителя;

4. Заказчик сталкивается с трудностями калькуляции затрат на изготовление продукта;

5. Недостаток или отсутствие товаров субститутов (взаимозаменяемые товары);

6. При производстве продукции используются результаты интеллектуального труда;

7. Товар или услуга обладают выраженным прикладным характером;

8. Неполные условия договора на поставку закупаемой продукции;

Данное определение будет полезно для профессионалов в области государственных и корпоративных закупок, так как оно позволит правильно составить документацию о закупке, дабы избежать ограничения конкуренции, жалоб от участников и, соответственно, административной ответственности.

Наши рекомендации