Внутренняя политика правительства К. Эттли
Клемент Эттли возглавил третье по счету лейбористское правительство и первое обладающее большинством в парламенте. Ему удалось объединить вокруг себя наиболее авторитетных лидеров партии, обеспечив оптимальный баланс между «правыми» и «левыми». В состав правительства были привлечены весьма опытные и профессиональные политики.
Приступая к реализации планов восстановления и реконструкции послевоенной экономики, правительство Эттли столкнулось с комплексом сложнейших проблем. Постоянная нехватка сырья вела к стагнации производства. Продовольственные запасы были на пределе: вплоть до 1954 г. основные продукты питания, бензин и предметы первой необходимости отпускались по карточкам или нормированно. Рынок потребительских товаров был парализован низкой покупательной способностью населения. Выход из этих проблем лейбористы видели в существенном расширении плановых начал экономики и прямых социальных программ государства. Основной сферой государственного регулирования стали транспорт, угольная и сталелитейная промышленность, энергетика. В целях увеличения производства продуктов питания правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства, предусматривавшую фиксирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за повышение урожайности полей и продуктивности животноводства.
Ключевым компонентом правительственной экономической политики стала национализация предприятий важнейших отраслей экономики. Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан в феврале 1946 г. — произошла национализация Банка Англии. В периоде 1946 по 1948т. в государственную собственность перешли железные дороги, гражданская авиация, транспорт, кабельная и телеграфная связь, а также угледобывающая и электротехническая промышленность. В 1948 г. правительство получило санкции на национализацию газа, а в 1949 г. — производства железа и стали. Итогом такой политики стало сосредоточение в государственном секторе 20 % промышленности. При этом правительство Эттли неоднократно заявляло об отсутствии планов «тотальной национализации». Критерием для определения формы собственности являлся прежде всего принцип экономической эффективности.
Большую активность проявило лейбористское правительство в области социальной политики. Был отменен закон о профсоюзах 1927 г. и восстановлены их прежние права на забастовки и стачки. В 1946 г. был принят пакет законов, в который вошли Акт о национальном страховании, Акт о защите работников промышленности и Акт о национальном здравоохранении. В 1948 г. пакет пополнился документом о создании министерства национальной поддержки. Согласно этим законам всему населению гарантировались выплаты пенсий по возрасту (для мужчин с 65 лет и для женщин с 60 лет) и пособий по безработице, а также материальная помощь в случае беременности, болезни или смерти. Страховые фонды на 35 % формировались из взносов самих застрахованных, а также взносов предпринимателей и государственного финансирования. Всего в результате реформы расходы государства на социальное страхование увеличились в 2,5 раза.
Согласно Акту о национальном здравоохранении вводилась бесплатная медицинская помощь населению, создавалась единая управленческая система отрасли. Предусматривался бесплатный отпуск населению лекарств, протезов и очков. Лидер левых лейбористов Эньюрин Бивен настаивал на полной национализации медицинской сферы и отмене частной врачебной практики, но такой проект был отклонен.
Благодаря инициативе Бивена, ответственного и за строительный сектор, в короткие сроки в стране было возведено более 1 млн муниципальных домов. Государство строго контролировало размер арендной платы, удерживая цены на жилье на уровне военного времени. В соответствии с Актом городского и сельского планирования 1947 г. муниципальные власти должны были предоставлять планы по развитию вверенных им областей.
Несмотря на активное обсуждение проектов реформы образования, лейбористы фактически не внесли изменений в принятый «национальным правительством» в 1944 г. «закон Батлера». Согласно ему в Великобритании была закреплена тройственная система образования (современные средние школы, грамматические средние школы и технические средние школы). Во всех этих звеньях образовательной системы сосуществовали как государственные, так и частные учебные заведения. «Закон Батлера» санкционировал также деятельность «волюнтарных школ», под которыми подразумевались преимущественно церковные школы, содержащиеся на добровольные взносы. Акт 1944 г. предоставил исполнительной власти и местным органам широкие полномочия по контролю над этой сферой. По «закону Батлера» было введено бесплатное медицинское обслуживание учащихся. Дополнением к нему стал лишь закон 1947 г. об увеличении выпускного возраста учащихся — теперь дети заканчивали школу в 15 лет.
Деятельность лейбористского правительства позволила уже к 1948 г. достичь довоенного уровня экономического развития и значительно стабилизировать социальную обстановку в стране. Прирост промышленной продукции составлял 6 % в год. К началу 50-х гг. производственные показатели уже на 1/3 превысили уровень 1937 г. Однако резкий переход к широкому государственному регулированию осложнил частную предпринимательскую деятельность и вызвал сокращение инвестиций в этом секторе. Само правительство испытывало все большие трудности с финансированием своих программ. Пассивный торговый баланс и растущая зависимость от импорта, выплаты военных долгов стремительно сокращали валютные запасы. Ограниченное предложение потребительских товаров в сочетании с растущей денежной массой создавали при этом сильнейшие инфляционные тенденции. В свою очередь, инфляция подрывала инвестиционный рынок и превращалась в непреодолимое препятствие для увеличения промышленного производства.
Угроза дестабилизации финансовой системы стала очевидной в Великобритании уже в 1945 г. В августе США без предварительного уведомления прекратили поставки товаров по ленд-лизу. Впредь Великобритания должна была оплачивать импорт в долларах. Поскольку необходимых валютных запасов для этого не было, правительство Эттли было вынуждено прибегнуть к займу у США, приняв обязательство ввести свободный обмен фунта на доллар.
Надежды на финансовую стабилизацию рухнули уже в 1946 г. Отмена контроля над ценами в США привела к резкому подорожанию экспортных товаров. Великобритания израсходовала полученный заем всего за один год. А когда в июле 1947 г. правительство ввело свободный обмен фунта на доллар, то валютных запасов для его обеспечения хватило на один месяц. В стране наступил острый финансовый кризис. Правительство вынуждено было пойти на уменьшение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания. Министр экономики Стаффордт Криппс представил комплексную «программу жесткой экономии», предполагавшую значительное сокращение государственных социальных расходов. Но особенно большие надежды возлагались на участие Великобритании в плане Маршалла. В рамках этого проекта Великобритания получила 2,3 млрд долл.
Еще одним способом обеспечить финансовую стабилизацию считалось создание «стерлинговой зоны». Ее образовали в 1944— 1945 гг. страны, в которых курс национальных валют «привязывался» к фунту. Но когда во время экономического спада 1949 г. США резко сократили импорт из стран стерлинговой зоны и там увеличился спрос на доллары и золото, британское казначейство оказалось перед необходимостью обеспечения массового обмена фунта стерлингов. В самой же Великобритании золотовалютные резервы были совсем невелики. Чтобы приостановить утечку золота и валюты, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5 %. Стоимость фунта снизилась с 4,03 до 2,8 долл. В 1950 г. правительству пришлось отказаться и от дальнейшего участия в плане Маршалла — неограниченная свобода валютно-финансовых операций на внутреннем рынке, являющаяся непременным условием американской помощи, всерьез угрожала стабильности национальной экономики. Конечно, этот «обвал» фунта нельзя считать исключительно ошибкой правительства Эттли, но он резко осложнил экономическую ситуацию в стране. Финансовый кризис вызвал быстрое падение популярности правительства. Столь же негативное влияние оказывали и просчеты лейбористов во внешнеполитической сфере.